Жители разных районов города рассказывают, как им на самом деле живется. Сегодня — Fitzrovia. Текст Марины Максимовой.
Крошечный район, зажатый между фешенебельным Marylebone, шумным Soho и богемным Bloomsbury, часто остается без внимания. Но прожив здесь полгода, могу с уверенностью сказать, что это лучшее место в Лондоне. И я не буду голословной. Еженедельник Sunday Times недавно опубликовал гид по самым привлекательным для жизни местам Лондона, и Fitzrovia возглавила этот рейтинг. По мнению составителей гида, за последние несколько лет району удалось обрести свой стиль и избавиться от прежде сонного и слегка потрепанного вида. Настоящая история Золушки.
Район этот, по местным меркам, новый. Застраиваться он начал в XVIII веке Чарльзом Фитцроем, который спроектировал его для английской аристократии. Аристократы здесь селиться не захотели, облюбовав вместо этого районы Belgravia и Mayfair. Предназначавшиеся для них дома были разделены на небольшие мастерские и комнаты, и район наводнили мигранты из Франции, Италии и Германии. Именно они начали активно развивать мебельную индустрию, и чуть позже Томас Чиппэндейл, крупнейший мастер английского мебельного искусства, открыл здесь свою студию.
Почувствовать атмосферу того времени можно прогулявшись по Fitzroy Square. Восточная и южная стороны площади были спроектированы шотландским архитектором Адамом Робертсоном. Приверженец классицизма, он разработал свою версию этого стиля, более воздушную и легкую и, кстати, оказал большое влияние на вкусы мебельщиков того времени. Большинство зданий, построенных из известняка, сохранили первоначальную форму, несмотря на то что существенно пострадали во время Второй мировой войны. В доме № 29 одно время жил Бернард Шоу, а сразу за ним – Вирджиния Вульф с мужем.
В начале XX века Fitzrovia стала местом притяжения местной богемы, особой популярностью у которой пользовался паб Fitzroy Tavern, находящийся на Charlotte Street. Паб прославился благодаря таким завсегдатаям, как писатель Джордж Оруэлл, поэт Дилан Томас и художник Огастес Джон.
Свое название район получил именно в честь этого паба, а не упомянутой выше площади, как считают многие.
В 1980-х годах паб стал постоянным местом встреч поклонников сериала «Doctor Who», а сегодня им владеет компания Samuel Smith, которая закрыла паб на реконструкцию, чтобы вернуть ему первоначальный вид.
Артистическая атмосфера царит в Фитцровии и сегодня. Здесь расположено множество галерей на любой вкус. В поисках искусства в первую очередь стоит отправиться на Eastcastle Street. Одно из моих любимых мест – галерея «Caroll/Fletcher». Она была открыта в 2012 году двумя финансистами и быстро заслужила репутацию одной из главных площадок мультимедийного искусства. Галерея представляет как начинающих, так и более известных художников, чьи практики связаны с исследованием роли новых технологий. В двух шагах от нее находится «Pilar Corrias». Владелица, чьим именем названа галерея, — одна из самых влиятельных женщин в арт-среде. Прежде чем открыть свое собственное выставочное пространство, она была в составе директоров галерей «Lisson» и «Haunch of Venison», крупнейших в мире. Помещение на Eastcastle Street, бывшее когда-то магазином изделий из кожи, было реконструировано архитектором Ремом Кулхасом. Среди множества художников, выставляющихся здесь, есть такие знаменитости, как Филипп Парено, Тобиас Ренбергер и Франсис Алис.
Charotte Street, на которой расположена Fitzroy Tavern, — одна из самых оживленных улиц в районе. До начала Второй мировой войны большую часть ее жильцов составляли немцы, за что ее шутливо прозвали «Charlottenstrasse». Сегодня здесь располагается множество ресторанов, пабов и кафе. Поддавшись недавнему тренду, многие из них не принимают заказ столиков, поэтому в пятницу вечером улица превращается в одну сплошную очередь за едой. Огромной популярностью пользуется кафе Bubble Dogs. Те, кого не пугает перспектива двухчасового ожидания, идут сюда за хот-догами всевозможных видов и шампанским. Другим популярным (и моим любимым) заведением на этой улице является Bobo Social. Казалось бы, хорошим бургером в Лондоне сложно удивить, но Bobo Social это удается. Помимо постоянного меню, здесь предлагают бургер дня; если вам повезет, вам достанется бургер с арахисовым маслом, и тогда вы поймете, что я имею в виду.
Пройдя всего несколько минут, можно свернуть на Colville Place и после шума и суматохи XXI века оказаться в XVIII веке. Это одна из самых старых мощеных пешеходных улиц, сохранившаяся с 1766 года. Здесь снималось множество фильмов, например, культовый шпионский сериал 1960-х «Опасный человек».
Туристических достопримечательностей в Фитцровии не так много. Наибольшее скопление туристов, конечно, рядом с Oxford Circus. Уходящая на север Regent Street замыкается классической ротондой, увенчанной острым шпилем. На самом деле это не ротонда, а крыльцо церкви All Souls, построенной Джорджем Нэшем наискосок от проезжей части. Сразу за церковью в 1932 году была построена напоминающая старомодный утюг штаб-квартира BBC. Интерьеры здания являются шедевром арт-деко. Барельефы Эрика Гилла на уровне первого этажа изображают шекспировского Просперо, выпускающего духа воздуха Ариэля. Тот, очевидно, призван символизировать британское радиовещание.
Сразу после открытия руководство приказало Гиллу укоротить мальчику Ариэлю детородный орган, излишне, по их мнению, развитый для столь юного создания.
Другая достопримечательность района – это BT Tower. К концу 1950-х годов, когда в Лондоне появились планы строительства первых высотных домов, встал вопрос и о сооружении более высокой телекоммуникационной вышки, которая могла бы обеспечить бесперебойную подачу сигнала, распространяемого с помощью других центров по всей стране. Архитектор Эрик Бэдфорд предложил характерный для того времени проект из стекла и бетона цилиндрической формы – благодаря этому колебания на высоте 200 метров при скорости ветра 150 км/ч не превышали бы 25 сантиметров. Открытая в 1964 году, до начала 1980-х она была самым высоким зданием в городе. Наверху находится ресторан, делающий полный оборот вокруг своей оси за 22 минуты. В 1971 году в мужском туалете этого ресторана взорвалась бомба, предположительно заложенная ирландскими террористами. Ресторан закрыли в целях безопасности, а в 1981 году закрыли и публичный доступ в башню, где теперь лишь изредка проводят мероприятия. Немногие знают, что до недавнего времени башня относилась к категории засекреченных зданий, и фотографирование или хранение ее фотографий по сути являлось нарушением закона о государственной тайне.
Но что касается меня, самое любимое место в Фитцровии – это … публичный мужской туалет. Шутки шутками, но именно здесь варят самый вкусный кофе.
Кафе The Attendant расположилось в прежде заброшенной уборной времен королевы Виктории. Единственный недостаток – слишком маленькое помещение. Все остальное здесь прекрасно: и сэндвичи, ассортимент которых меняется каждый день, и бариста, и двойной эспрессо, и даже барная стойка, построенная на писсуарах. Это место точно отражает дух района – сочетание того, что на первый взгляд никак сочетаться не может. Старое здесь гармонично уживается с новым, деловые офисы соседствуют с художественными галереями, а маленькие, как будто застывшие в прошлом аллеи, соседствуют с шумными, вечно забитыми улицами. И все это придает Фитцровии ее уникальное обаяние и шарм.
Фото: Евгения Басырова