Компании, которые создавались для шотландских фермеров 110 лет назад, оказались идеальным непрозрачным посредником для коррупционных операций – вывода средств и передачи взяток европейским чиновникам, указывают исследователи Transparency International и Bellingcat, а также газеты The Guardian. Вчера британские депутаты обратились к премьер-министру Терезе Мэй с просьбой расследовать «икорный скандал», связанный с выводом средств из Азербайджана с помощью таких компаний.
ZIMA сделала выжимку основных новостей.
На днях газета The Guardian cовместно с международным объединением OCCRP опубликовала антикоррупционное расследование. В нем говорится, что четыре британские компании были причастны к выводу £2.2 млрд из Азербайджана в 2012 – 2014 годах. Ранее исследователи сообщали, что компании, связанные с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, выводили средства в оффшоры и тратили их в Великобритании, а также платили взятки европейским парламентариям в обмен на то, что они не одобрят доклад с критикой политики главы Азербайджана.
Официальные лица Азербайджана информацию опровергали, сообщая, что скандальная кампания была организована «британской разведкой, армянской диаспорой и США» (цитата по The Guardian). Эту ситуацию успели назвать «икорным скандалом».
Несколько британских парламентариев вчера обратились к Терезе Мэй с требованием расследовать ситуацию с отмыванием денег. В их числе бывший лидер либеральных демократов Тим Фаррон, который заявил, что деятельность местных компаний недостаточно четко урегулирована. Член лейбористской партии Маргарет Ходж в общении с The Guardian заявила: «Пока мы не знаем, кто владеет компаниями и собственностью в Британии и ее налоговых гаванях, такие недопустимые практики будут применяться».
Вчера международная организация Transparency International опубликовала на русском языке свой доклад о британских фирмах, которые использовались для вывода средств — в том числе в «икорном скандале». Его подготовили совместно с группой Bellingcat, объединяющей несколько десятков расследователей. В докладе говорится, что в законах Великобритании есть лазейки, которые позволяют проводить через секретные компании миллиарды фунтов стерлингов каждый год.
Речь идет о такой форме компаний, как шотландские партнерства с ограниченной ответственностью (Scottish limited partnership, SLP). Две из четырех фирм, замешанных, по данным The Guardian, в «икорном скандале», — это как раз SLP, которые сейчас уже ликвидированы. Как говорится в докладе Transparency, в 2016 году оказалось, что их зарегистрировали около 5 тыс. за последний год – это больше, чем за прошлые сто лет. В 2016 году 71% вновь зарегистрированных SLP контролировались компаниями из офшорных юрисдикций (Сейшелы, Белиз). Исследователи из Transparency International и Bellingcat приводят данные: «шотландские партнерства» использовались в 2010 – 2014 годах для вывода средств из России (Zima писала об этом) и из Молдавии.
Как говорится в докладе Transparency, у шотландских компаний есть несколько особенностей, которые делают их удобными для незаконных операций. Во-первых, это самостоятельность такого юридического лица (они могут владеть собственностью и заключать договоры от своего имени, не раскрывая владельцев). Во-вторых, это минимальные требования властей к их документам – они должны отчитываться только о смене владельцев, подавать бухгалтерскую отчетность в редких случаях (в 2016 году ее потребовали только у 2% компаний, говорится в докладе). В-третьих, партнеры компании могут быть не резидентами Великобритании и могут быть зарегистрированы в других, в том числе офшорных, юрисдикциях и могут не отчитываться перед британскими налоговиками.
Изначально такие компании появились в британском законодательстве в 1907 году и предназначались для арендаторов сельскохозяйственных земель в Шотландии.
Английская версия доклада Transparency вышла в июне 2017 года. В конце июня британское правительство ввело более жесткие требования к «шотландским партнерствам» – обязав их отчитываться перед чиновниками о своих владельцах под угрозой штрафа. При этом исследователи Transparency International указывают, что в коррупционных схемах задействованы не только «шотландские партнерства», но и другие британские и офшорные компании. «Шотландские партнерства» — не аномальное явление, а лишь один пример уязвимости, которая встречается в британских мерах противодействия финансовой преступности, говорится в докладе.
В спектакле Жени Беркович хорошо известное предстает в новом, почти парадоксальном свете. Гротескные образы соседствуют…
Принц Эндрю и шпионский скандал Эта история началась еще на прошлой неделе, но настоящая битва…
В ноябре 2024 года Софья Малемина представила свою первую персональную выставку Abiogenesis в сотрудничестве с…
Про «Снежное шоу» «Снежное шоу» живет на сцене уже больше тридцати лет — с…
«Удивительные вещи»: рисунки Виктора Гюго, Astonishing Things: The Drawings of Victor Hugo Когда: 21 марта — 29 июня 2025Где: Royal Academy of Arts, Burlington House, Piccadilly,…
В ваших интервью и выступлениях вы говорите о том, что для вас очень важна литература…