Когда они искали инвесторов для своего стартапа Sweatcoin, то придумали принцип отбора: если инвестор морщил нос от названия, они ему сразу отказывали. Жизнь доказала их правоту: потеть с помощью приложения Sweatcoin не только полезно, но и выгодно.
Олег Фоменко как раз лежал на диване в тоске от того, что ему пришлось закрыть свой музыкальный стриминговый сервис (инвестиции шли из России, но после украинских событий идти перестали, и бизнес пришлось свернуть). «Я несколько лет развивал этот проект, — говорит Олег. — Когда он закрылся, это ощутимо ударило по мне».
Фоменко родился в подмосковном Жуковском, учился в Государственном университете управления, работал на PepsiCo и Mars. В 1996 году уехал в Австрию, через пять лет перебрался Лондон, начал работать в BCG и завел семью. «90 рабочих часов в неделю плюс все стрессы, через которые проходит молодой отец, – вспоминает Олег. – Такой темп не улучшал качество моей жизни, и я решил приостановить работу, чтобы ходить в горы. Став независимым консультантом, я смог себе это позволить и взошел на четыре из семи высочайших пиков планеты. Но надо было получить британский паспорт, и я устроился в BT. Поработал чуть больше года, получил паспорт, тут же уволился». И начал тот самый музыкальный стартап.
Постигшая бизнес неудача повергла его в тоску. Он лежал на диване и размышлял, как быть.
И тут позвонил его товарищ Антон Дерлятка и вытащил Олега на пробежку. «Мы знакомы больше двадцати лет. В 2006-м ходили на Килиманджаро. Одному из участников стало плохо, и мы вместе тащили его на руках. Нас это сблизило, — вспоминает Фоменко. — И вот бежим мы с Антоном, километров пять пробежали, а я уже за сердце держусь. Стало ясно, что потерял форму и пора заниматься собой. И бизнесом. Вместе с Антоном».
Уроженец Ташкента Антон Дерлятка закончил школу на Кубе, изучал кибернетику в МИФИ, работал в PepsiCo, был главой маркетинга Reebok в России. Потом получал MBA в London Business School. В 2001 году основал в Лондоне рекрутинговый бизнес и работал с клиентами из индустрии спорта в A.T. Kearney. Через несколько лет вернулся в Россию, стал партнером в Ward Howell, заинтересовался коучингом, мотивацией и развитием лидерских качеств. В 2012-м основал с партнерами посевной фонд для инвестиций в технологические стартапы. Это привело его в США, откуда он приехал с желанием делать стартап, связанный со спортом. Тогда он и позвонил Олегу Фоменко.
Пятница, вечер, а мы пьем воду (хотя по пятницам Антон и Олег иногда позволяют себе сидр). Создатели Sweatcoin – ярые приверженцы здорового образа жизни. Подтянутые и энергичные, они и есть лучшая реклама их приложения.
Мобильное приложение Sweatcoin автоматически считает, сколько шагов сделал его пользователь за день, и за каждую тысячу шагов начисляет одну «потную монету». Когда пользователь нашагает не меньше чем на 35 монет, он может начинать покупать на них реальные вещи, которые предоставляют партнеры Sweatcoin. «Когда мы привлекали финансирование, нас предупредили: многие обманывают, привязывая телефон, например, к собаке. Дело в том, что компании начисляют часть бонусов сотрудникам в зависимости от их физической активности. Получается, что ходит собака, а бонус получает владелец, – рассказывают Олег и Антон. – Но мы проблему решили: разработали алгоритм, который понимает, когда это собака (ребенок, стиральная машина), а когда — реальные шаги». Это помогло им получить первый раунд инвестиций в 2015 году и второй — в 2016-м.
В мае 2016-го приложение Sweatcoin вышло в Великобритании, Ирландии и США. Сегодня в нем зарегистрировано почти миллион пользователей. А в начале июня приложение оказалось на первом месте среди всех аппов британского AppStore. «Людям приятно открывать приложение и видеть, что баланс монет растет. Это создает привычку ходить и укрепляет веру в то, что каждый шаг имеет ценность. Большинство других подобных приложений такого эффекта не имеют: обычно через месяц после установки приложения им продолжают пользоваться только 4% людей, в нашем случае – 28%», – гордятся создатели Sweatcoin.
На обмене «потных монет» на товары Sweatcoin ничего не зарабатывает. «В среднем наш пользователь открывает приложение три раза в день. То есть компании, которые поставляют товары в обмен на монеты, могут трижды в день контактировать с нашими юзерами. Такая реклама по бартеру: мы ничего не платим и ничего не получаем», – объясняют Олег и Антон.
Зарабатывает сервис иначе. Например, через выстраивание отношений с фармацевтическими компаниями. «Чтобы вылечиться, скажем, от гепатита C, надо пропить курс таблеток за £12 тысяч. И чтобы государство продолжало платить фармкомпании по £12 тысяч за пациента, таблетки должны показать свою эффективность. Мы даем компании канал коммуникации с больным человеком, которого можно не просто вылечить, а сделать более активным и таким образом доказать правительству свою эффективность». Аналогично выстраиваются отношения со страховыми компаниями. Но наиболее интересным создателям Sweatcoin видится взаимодействие с муниципалитетами: Олег и Антон ведут с ними переговоры о том, чтобы часть налогов можно было оплачивать «потными монетами». Это даст людям огромный стимул больше ходить, и государство будет меньше тратить на лечение и на борьбу с ожирением. Да и есть разве для власти что-то более значимое, чем здоровые и активные граждане?
Фото: Катерина Никитина
Попадая в зал, зритель видит двух главных персонажей пьесы — Вальдеса в исполнении Ваджа Али…
Когда я впервые столкнулся с лондонским рынком недвижимости, то подумал, что мой предыдущий опыт даст…
Хотя налог на наследство, который наследники должны будут уплатить после смерти владельца фермы, вдвое меньше…
Алиса, давайте начнем c самого начала. Вы получили первое образование в computer science, а потом…
Кингстон – мой первый форпост неразделенной любви к Британии. В 2012 году я приехала сюда на…
Импрессионизм, кубизм, фовизм — Сергей Щукин был одним из первооткрывателей модернизма для русского зрителя. Он…