Представьте, вы проснулись в совершенно незнакомой комнате, совсем не помните, как здесь оказались, а главное — обнаружили, что комната заперта! Это вводная компьютерной игры в жанре ‘escape the room’ («выход из комнаты»). Дальше игроку надо искать подсказки, перебирая предметы в комнате, подбирая шифры, ключи, пока он не «выберется» на волю.
Теперь представьте, что дело происходит в настоящем, хотя и в очень необычном помещении. Это может быть, в зависимости от легенды, кабинет сумасшедшего профессора, больничная палата, приемная Шерлока Холмса или филиал Хогвартса. Вы, конечно, помните, как сюда попали (заплатили 30-60 фунтов за билет), но все равно вам с командой надо найти выход.
Времени у вас обычно час. Возможно, вы будете пользоваться подсказками оператора, а в остальном все то же самое, что и в виртуальном мире.
Вот на полке валяются старые книги и газеты. Нужны они вам, есть там подсказки? Обшарили ящики стола, нашли бинокль. Что с ним делать? Посмотреть на стену, потолок. А если в окно? Что делать с рентгеновскими снимками, старинным телефоном, амбарным замком? Ключами, непонятными шифровками, сигнализациями…
Перенос игрового компьютерного опыта в реальную, вещественную среду породил пять-шесть лет назад совершенно новую сферу развлечений. Эскейп-комнаты (или, как их еще называют в России, квест-комнаты) сотнями стали открываться в Европе, Америке, Японии, России.
Очевидцы рассказывают, как некоторые ребята, впервые попав в эскейп-комнату, выходили из нее с горящими глазами и тут же мчались искать подходящее помещение для своего собственного квеста.
Артем Крамин подсмотрел идею в 2013 году в Лондоне и открыл первую эскейп-комнату у себя в Казани. На несколько месяцев позже пионера индустрии в России — компании «Клаустрофобия». С тех пор бизнес вырос в международную франшизу Komnata с сотней эскейп-комнат в разных странах.
Артем Крамин рассказывает: «Формат эскейп-комнат один, и мы его всегда соблюдаем. Люди должны выбраться из закрытой комнаты, решая различные задачи.
Казань сейчас у нас работает как лабораторная площадка, на которой можно быстро и недорого обкатать идею, посмотреть, что работает, какую вызывает реакцию
Для себя мы считаем важным соблюдать нашу собственную фишку: в каждой комнате должен быть не просто набор задач, но своя история, свой сквозной сюжет. При этом мы понимаем, что из посетителей реально «втыкают» в эти истории процентов двадцать, не больше.
Но именно они становятся фанатами, рассказывают о своем опыте друзьям и делают нам таким образом бесплатную «сарафанную» рекламу. Которая одна только и работает в нашей сфере».
«Большой ошибкой моих московских коллег из компании «Клаустрофобия» было строить свой франшизный бизнес на предположении, что люди станут ходить в эскейп-комнаты во время туристических поездок. Поехал ты из Москвы в город Казань, посмотрел город, а заодно якобы и в эскейп-комнату пошел поиграть. Может, им из Москвы и могло так показаться, что это будет работать.
Но мне из Казани было очевидно, что никто так не станет делать. Если я поеду в Москву или в Лондон, неужели я пойду в кино или в эскейп-комнату? Да ни в жизнь. Мне же интересно Москву, Лондон посмотреть!
Исходя из своего этого предположения, «Клаустрофобия» запрещала своим партнерам-франчайзи копировать лучшие идеи и наработки друг друга. Мы же, наоборот, предлагаем нашим партнерам только проверенные идеи. Обкатанные как с точки зрения сценария, так и с точки зрения воплощения.
Поэтому Казань сейчас у нас работает как лабораторная площадка, на которой можно быстро и недорого обкатать идею, посмотреть, что работает, какую вызывает реакцию».
«Мы как раз недавно с командой сценаристов пришли к выводу, что эскейп-индустрия сейчас находится на уровне фильмов братьев Люмьер. Помните, как они сняли прибытие поезда на черно-белую пленку, а зрители с испугу разбежались, до того поверили происходящему на экране?
Люди до сих пор кайфуют от очень простых вещей. Ты поднял стакан и переставил его на другое место, и в результате, например, открылась дверь. Реализовать это очень просто, а эффект поразительный. Люди ощущают, что могут взаимодействовать с окружающим миром, и благодаря этому происходит что-то необычное. Это похоже на магию, не правда ли?
В Казани у нас работает комната с сюжетом по Гарри Поттеру. Некоторые задачи надо решать с помощью волшебной палочки: открывать дверь, зажигать свет, добывать книгу с полки. Срабатывает датчик движения, а тебе кажется, что ты произнес заклинание и книга вылетела с полки, как в фильме.
Пока что в нашей отрасли удивлять очень просто. Нам, как и братьям Люмьер, не нужны стомиллионные бюджеты и суперсложные спецэффекты
Некоторые трюки сделать вообще элементарно, а выглядят они как последнее достижение науки и техники. Например, в одном из квестов у нас есть дверь со сканером сетчатки глаза. И вы сначала сканируете свой глаз, и вам говорят дескать, нет, ваш глаз не годится, нужен другой. В какой-то момент вы находите в ведре отрубленную голову, подносите ее к сканеру, и вам говорят: да, этот годится. Дверь открывается. Кажется, что это суперсовременная технология, да? На самом деле механика очень простая: в голове находится магнит.
Мы до сих пор используем идеи, которые лежат на поверхности и которые просто нельзя не реализовать. Пока что в нашей отрасли удивлять очень просто. Нам, как и братьям Люмьер, не нужны стомиллионные бюджеты и суперсложные спецэффекты».
«Этот бизнес начался всего четыре года назад. И еще два года назад я не знал, насколько этот бизнес будет жизнеспособным. Сейчас могу с уверенностью сказать: квесты как вид развлечений будут существовать и дальше. В какой форме, в каком масштабе— никто не знает. Но они в любом случае не исчезнут бесследно, как не исчезли театры с появлением кинематографа.
За последние два-три года в индустрии произошел прорыв. Открылось очень много эскейп-комнат, изобрели новые форматы квестов. И именно русские компании делают самые крутые, самые эффектные и впечатляющие комнаты. Западные отстают на несколько лет.
Просто как-то все очень удачно сложилось. Чтобы сделать хорошую эскейп-комнату, нужны всего три составляющие: хороший сценарий, эффектная бутафория и талантливые инженеры.
И в России все это есть, и оно стоит недорого. Ну представь, сколько может получать бутафор в каком-нибудь российском театре? А сценарист? Инженеры-электронщики-программисты, может быть, обойдутся дороже, но, по-крайней мере, они есть, и их легко найти.
И поэтому эскейп-комнаты, открытые русскими за границей, на голову круче местных. Это я могу сказать с уверенностью.
Чтобы сделать хорошую эскейп-комнату, нужны всего три составляющие: хороший сценарий, эффектная бутафория и талантливые инженеры. И в России все это есть, и оно стоит недорого.
Простой расчет. Вот я строю эскейп-комнату и должен понимать, что при такой-то средней заполняемости она за год должна выйти на 30 процентов рентабельности. Значит, я знаю сумму, свыше которой не могу потратить на ее обустройство. Скажем, в последний раз в Нью-Йорке это были 70 тысяч долларов. Но одно дело, что я могу позволить себе купить за эти деньги на месте (в Америке или в Лондоне), как это делают местные американские или английские компании, а другое дело — какие сценарии, бутафорию и электронику я могу на эти деньги заказать в России и привезти в чемоданчике в Нью-Йорк или в Лондон».
«Вот вам главный секрет в индустрии развлечений. Если хотите создать не просто хороший развлекательный продукт, а по-настоящему успешный, просто «вау» — сделайте так, чтобы ваш продукт понравился девочкам.
Девочки — заводилы в любой движухе. Это видно и по статистике заказов в наших комнатах: их три четверти.
Именно поэтому так прогремел фильм «Аватар». И именно поэтому я не верю в коммерческий успех виртуальных шлемов, хотя я большой фанат технологий, и шлем Octopus у меня дома тоже есть. Но я дал его попробовать жене и маме: обе остались равнодушными.
Именно девочки — заводилы в любой движухе. Это видно и по статистике заказов в наших комнатах: их три четверти.
Вот смотри, если бы я, мужчина, не знал, что такое эскейп-комнаты, я бы вряд ли пригласил компанию друзей пойти поиграть. И не позвал бы их в ресторан, в котором до этого ни разу не был.
А девчонкам вечно неймется попробовать что-то новое и еще других с собой позвать».
«Тебе каждый раз приходится доказывать, что это сработает, что это возможно. Доказывать инвесторам, доказывать потенциальным франчайзи.
Это как кинотеатры. Всем же понятно, что их можно открыть в любом городе. Просто где-то это будет маленький кинотеатр на один зал, а где-то — большой мультиплекс
Придет сейчас человек из Бильбао, и ты ему будешь рассказывать, как в Барселоне франшиза уже хорошо работает. А он непременно скажет: ну, у нас тут другой менталитет, наши люди другие. Им после работы лишь бы бухнуть (на пляже поваляться).
Я же теперь точно знаю, что могу открыть эскейп-комнату в любом городе мира. Это как кинотеатры. Всем же понятно, что их можно открыть в любом городе. Просто где-то это будет маленький кинотеатр на один зал, а где-то — большой мультиплекс.
Но другим это, к сожалению, не очевидно.
В настоящее время оборот составляет примерно 250 тысяч долларов в месяц, или три миллиона в год. Это оборот всей сети, мы как франчайзер получаем определенный процент с прибыли наших партнеров-франчайзи».
«Сейчас я понял, что в России очень легко делать стартап. Можно быстро и недорого опробовать новую бизнес-идею. А дальше надо идти в другие страны.
Наши обороты выросли вдвое за последние два года, и это естественно: мы стали открывать комнаты за границей, там денежный вал существенно больше.
Развлечения в больших городах стоят дорого. Только в Нью-Йорке в субботу иногда компания игроков платит 400 долларов за час игры в эскейп-комнате.
С точки зрения открытия юрлица, вопросов аренды в Штатах работать гораздо проще, чем в Лондоне. Там тоже нужны деньги, но зато стартовать можно быстро. Здоровый капитализм, что называется.
В Европе начинается социалистическая история. Нужно все согласовать, тебя проверят на доступность помещения для инвалидов, противопожарную безопасность, сделал ли ты отчисления в соцстрах, вот это вот все… Британия в этом смысле абсолютный чемпион бюрократии, высоких цен и усложнения всего, чего только можно».
«К Лондону мы присматривались несколько лет. Специально придержали лицензию на франшизу, мне хотелось работать здесь самому. Чуть подкачались, нашли инвесторов и этим летом открыли две комнаты. Планируем в течение года открыть еще десять. Свободная ниша для этого есть.
По нашим подсчетам, в Лондоне работает примерно сотня эскейп-комнат. Для такого города это совсем немного. Только в моей родной Казани — 180. И этот факт легко объяснить. В Лондоне невозможно быстро и недорого влететь в бизнес, чтобы просто попробовать, как это можно в России.
Например, нашу первую эскейп-комнату в Казани я открыл всего за 300 тысяч рублей. Мы пошли в банк, взяли потребительский кредит и открылись. Эти деньги – в пересчете это будет около 5 тысяч фунтов — в Лондоне я сейчас заплатил только за одну пожарную сигнализацию…
Здесь все очень дорого. Для сравнения, в Нью-Йорке мы открывали нашу первую комнату всего за 25 тысяч долларов. Здесь же инвестиции только в открытие первой комнаты, с учетом депозита и процентов, составили 125 тысяч фунтов.
И еще здесь все происходит очень медленно. И очень много бюрократии. Я знал это, конечно, и раньше. Когда в 2013 году мы вместе с нашим партнером Иваном Митиным открывали в Шордиче кафе с оплатой за время — Ziferblat. Но все равно столкновение с реальностью неизменно охолаживает.
Мы, например, так и не смогли в некоторых местах открыть комнаты, потому что собственники недвижимости просто отказались с нами разговаривать. Мы им кажемся подозрительными. Они не хотят рисковать, при том что в любом случае они получат арендную плату за год вперед.
Я вернулся в Лондон через несколько лет отсутствия: те же кафе работают на тех же улицах. Такое чувство, что в Лондоне все открывается основательно и надолго.
В Нью-Йорке мы открывали нашу первую комнату за 25 тысяч долларов. Здесь же инвестиции только в открытие первой комнаты, с учетом депозита и процентов, составили 125 тысяч фунтов.
Рынок более зрелый. Нет совсем трешовых продуктов, нет разочарованных посетителей, какие встречались нам в России. Еще недавно там люди накупали мебели в IKEA на 20 тысяч, на 10 тысяч заключали аренду и еще на 30 что-то там придумывали и таким образом на 60 тысяч рублей открывали свой бизнес — эскейп-комнату.
После того, как мы прошли через все эти долгие, сложные и дорогие процедуры открытия фирмы, оформления аренды, я понял, что у меня теперь есть лишний заслон от конкурентов. Такое пройти не каждому по силам!».
«Мы открывали первую эскейп-комнату в Нью-Йорке и, чтобы как-то раскачать ситуацию, приглашали друзей, знакомых, друзей друзей, просто известных блогеров.
И можешь себе представить — за первый месяц не пришло ни одной команды! Ни-од-ной!
В один день мы всей командой «бомбили» инстаграмеров —писали адресные приглашения, в другой — ютуберов. И хоть бы один, сука, откликнулся! Ты сидишь и не знаешь, что еще такого сделать, чтобы хоть кто-нибудь пришел.
Постепенно бизнес раскачался. Сначала одна команда заявилась, потом другая. Теперь я знаю, что в новом городе вам понадобится несколько месяцев, прежде чем «сарафанное радио» заработает и пойдут клиенты. Но на этом этапе очень тяжело не сломаться и не бросить затею. Потому что капает арендная плата, уходят деньги за Google-рекламу, может быть, истекает виза. А клиентов все нет…
Именно в этом и заключается предпринимательская история. Одного эта ситуация сломает, а другой в конце концов сам переломает ее».
Фото Зои Антоновой. Больше интересных статей о русских за рубежом – у нас в Телеграм-канале
Попадая в зал, зритель видит двух главных персонажей пьесы — Вальдеса в исполнении Ваджа Али…
Когда я впервые столкнулся с лондонским рынком недвижимости, то подумал, что мой предыдущий опыт даст…
Хотя налог на наследство, который наследники должны будут уплатить после смерти владельца фермы, вдвое меньше…
Алиса, давайте начнем c самого начала. Вы получили первое образование в computer science, а потом…
Кингстон – мой первый форпост неразделенной любви к Британии. В 2012 году я приехала сюда на…
Импрессионизм, кубизм, фовизм — Сергей Щукин был одним из первооткрывателей модернизма для русского зрителя. Он…