Люди

“Горы — это не американские горки. Это неконтролируемый риск”. Как и зачем бизнесмены Игорь Цуканов и Константин Сидоров отправились на пик Ленина и Эльбрус

06.08.2018Дарья Радова

Любое восхождение в горы, особенно если речь идет о самой высокой горе Европы, – всегда риск для жизни. Не условный. Двое друзей-энтузиастов, известные в русском Лондоне бизнесмены Игорь Цуканов и Константин Сидоров недавно вернулись с Эльбруса. Свое восхождение они приурочили к сбору средств для фонда Gift of Life.

Их экспедиция закончилась успешно, но развивалась как остросюжетное кино. Подводила погода, сбивались с маршрута. Финальную часть путешествия – восхождение на пик Ленина – удалось осуществить только Константину. Из-за тяжелых погодных условий Игорь решил закончить маршрут раньше. Тем более что в те же дни во время спуска погибли два опытных альпиниста. Всю сложность благотворительного восхождения лучше всего можно понять по путевым дневникам Игоря Цуканова. Мы публикуем их в хронологическом порядке. Градус происходящего растет вместе с количеством метров над уровнем моря.

Накануне: пока на уровне моря

Завтра я поеду в Москву, а затем в Минеральные Воды, чтобы подняться на Эльбрус, на высоту 5642 метра, в качестве акклиматизационной подготовки к восхождению на пик Ленина. Он находится на высоте 7134 метра в Киргизии. Этот двухэтапный план разработан, чтобы минимизировать риски внезапной болезни на высоте, которая помешала мне сделать последний 400-метровый вертикальный подъем на вершину в прошлом году. На 6700 метрах я был вынужден отступить, но твердо решил вернуться. На этот раз ко мне присоединился мой сосед из Лондона и любитель альпинизма Константин Сидоров. На пути вверх всегда лучше иметь с собой друга.

День 1: 2000 метров. Мягкое подступление к Эльбрусу

Наша первая остановка – Терскол, красивый небольшой городок на высоте 2000 метров над уровнем моря. Прямо у подножия Эльбруса. Мы прибываем туда после трех часов езды из аэропорта Минеральных Вод. Потом – двухчасовая пешая прогулка к местному водопаду и ужин в легендарной деревне Чегет.

С помощью нашей экспедиции мы будем собирать средства для фонда Gift of Life. Кто-то скажет, мол, Костя с Игорем могли бы просто скинуться. Дело не в этом. Мы и так помогаем. Главная цель – привлечь к фонду внимание. Важно, чтобы о нем прочитали тысячи людей.

День 2: 3900 метров. Резкое изменение погоды

Утром наша команда в сборе: Сергей Баранов (ведущий гид, Краснодар), Сергей Кондрашкин (гид, Санкт-Петербург), мой друг Константин Сидоров и я. Без труда попадаем в основной лагерь на высоте 3900 метров. Базовый лагерь Эльбруса сильно отличается от других лагерей, которые я видел раньше. Это небольшие здания, расположенные на большом расстоянии друг от друга. Они используются как «горные отели». В нашем даже есть высокоскоростной интернет. Через час погода быстро меняется: порывистый ветер и снегопад. Мы не можем сделать свое первое восхождение к скалам Пастухова на высоте 4700 метров. Проводим время в интернете, читаем, смотрим телевизор.

День 3: 4700 метров. Вершина Пастуховых скал

Утром третьего дня погода лучше не стала. Но мы все равно должны были сделать подъем, чтобы не отставать от графика. Через 3 часа мы достигли вершины Пастуховых скал. Из-за сильного ветра и снега это было гораздо труднее, чем мы себе представляли. Но терпимо. Внутри приятное чувство, что мы шли вверх несмотря ни на что. Обратно в лагерь мы спустились всего за один час. Завтра останемся в лагере, чтобы лучше акклиматизироваться.

День 4: обратно на 3900 метров. Акклиматизация

На 4-й день нашего пребывания на большой высоте мы просто убивали время. Фотографировались у станции «Мир» в местных этнических нарядах. Бонусом – одно пиво в небольшом кафе. Вечером проверяли снаряжение для подъема на следующее утро.

День 5: 5350 метров. Вершина самой высокой горы в Европе

Неожиданно солнечное и морозное утро. Большой успех для такого большого дня. Наш план включал в себя восхождение на вершину, а затем ночевку в палатках на 5350 метрах, чтобы завершить процесс акклиматизации и быть готовыми для главной цели нашей экспедиции — пика Ленина.

Мы начали подъем с точки чуть выше Пастуховских скал и через 4,5 часа достигли вершины. Было здорово стоять на вершине самой высокой горы в Европе, хотя подъем на Эльбрус сам по себе не столь физически и психологически требователен, как подъем к пику Ленина. Это лишь разогрев для главного восхождения, которое ждет нас в Киргизии.

Погуляв 10 минут по вершине, мы спустились в «седло» и поставили две палатки рядом с небольшим горным убежищем. Связи с близкими нет. Хорошо, что наши супруги не представляют себе, что это такое. Если бы они разбирались, какие бывают опасности, то волновались бы сильнее. А так им приходится полагаться на то, что мы лишний раз рисковать не будем.

День 6: 5300 метров. Спуск в базовый лагерь

Ночь была очень холодной и ветреной, поспать удалось мало. Иногда мы не знали, выживет наша палатка или нет. Казалось, что ее сейчас унесет. Это были трудные, но запоминающиеся моменты. Но главное – утром мы с Константином чувствовали себя хорошо. А значит – прошли акклиматизационный тест на сон выше 5300 метров. В 6 часов утра мы разделились на две пары: я и мой гид Сергей Баранов начали спускаться в базовый лагерь, а Константин и его проводник Сергей Кондрашкин решили быстро подняться на второй Восточный пик Эльбруса. Они достигли базы всего через пару часов после нас.

День 7: подготовка к новой вершине

В 6 утра мы приземлились в аэропорте Ош на Юге Киргизии, после чего 5 часов отдыхали в простом, но приятном отеле. Вторая часть дня была посвящена посещению знаменитого Ошского базара, дегустации местной пищи и расслаблению в сауне отеля. Впереди напряженный день. Через 5 часов езды мы рассчитываем добраться до основного лагеря пика Ленина, откуда перейдем в другой лагерь на высоте 4 400 метров. Наше снаряжение и еду будут везти четыре лошади. Все только начинается…

День 8: 4400 метров. 11-километровое легкое и приятное упражнение

После 5 часов езды от Оша мы достигли главного лагеря на высоте 3600 метров в долине пика Ленина. Быстро разгрузили багаж и с легкими рюкзаками отправились в 11-километровый поход в «Лагерь 1» на высоте 4400 метров. Это было простым и приятным упражнением. Наш план покорить пик Ленина был прост и основан на уровне акклиматизации, которого мы достигли, поднявшись на Эльбрус.

День 9: 5600 метров. Плохое начало

Утром 26 июля в 6 часов утра наша группа начала двигаться в «Лагерь 2». Неожиданно наш ведущий гид Сергей Баранов заболел и признался, что не сможет подняться с нами. Это было плохим началом дня. Пришлось менять план на месте: гид Сергей Кондрашкин поведет меня и Константина, а в день восхождения на вершину нам дадут еще одного местного гида. Плюс Сергей Баранов будет координировать наше восхождение по радио из базового лагеря.

Это был очень тяжелый день, но после 9 часов подъема мы достигли нашей цели на высоте 5 600 м. Погода резко изменилась. Мы установили палатки с надеждой, что циклон будет коротким. Но ночью он усилился.

День 10: Опасный спуск в тяжелых погодных условиях

На следующее утро, 27 июля, был сильный снег, видимость стала минимальной. Главный лагерь сообщил о плохом прогнозе погоды на следующие 2-3 дня. Это меняло все планы и правила игры. Изучив все варианты, мы пришли к выводу, что лучше спуститься в основной лагерь. По пути столкнулись с другими группами, которые искали способ спуститься через самое опасное место с множеством трещин, свежим глубоким снегом и отсутствием видимости.

В итоге оказались в группе, которая спускалась первой, чтобы проторить дорогу другим. Ничего видно не было, мы были связаны веревкой, чтобы не потерять друг друга. Но уже через 15-20 минут ведущий проводник потерял ориентацию и отошел от стандартного маршрута, заведя всех нас на совершенно неизвестную территорию. На главный маршрут нас вывел его инстинкт, который вовремя сработал. Через час видимость стала лучше, а другие группы стали пользоваться нашей проторенной тропой. К 4 часам вечера мы благополучно прибыли в базовый лагерь. Но буря все еще бушевала на пике Ленина. Страха нет. Здесь помогает жизненный опыт, который доказывает, что паника только мешает достичь цели, сеет хаос.

День 11: Трагичные новости

Весь базовый лагерь был поражен страшными новостями. Были группы, которые, в отличие от нас, решили не спускаться. Среди них был наш знакомый Семен Дворниченко, опытный местный гид, и его клиент. Радиосвязь с ними была потеряна. Поиски не дали результатов. Надежды было меньше и меньше. Впоследствии оказалось, что они сбились с маршрута, а потом сошла большая лавина. Оба погибли. Семен посвятил пику Ленина 12 лет: мало кто знал его так же хорошо. Он понадеялся на себя и на то, что знает эти горы как свои пять пальцев. И допустил ошибку, которую уже нельзя было исправить. Мы старались продумывать каждый шаг. И не идти на риски, особенно в такой ситуации, как внезапное изменение погоды.

День 12: Отказ от второй попытки

Общее настроение в базовом лагере было подавленным. Я решил отказаться от второй попытки подняться на вершину и закончить экспедицию. Мой собеседник Константин и его проводник Сергей Кондрашкин решили остаться в базовом лагере дольше, чтобы дождаться возможности попробовать снова.

День Х: 7134 метров. Пик Ленина

Константину Сидорову и его гиду удалось взобраться на пик Ленина. Это было очень смелым решением, особенно учитывая последние события.

По возвращении в Лондон Игорь Цуканов рассказал ZIMA, что все же тоже продолжит свои восхождения: «В горы я обязательно пойду, но не факт, что уже на пик Ленина. Думаю, скорее, о Гималаях. Там есть пара вершин на уровне 8000 метров, хотя они, на самом деле, в чем-то проще пика Ленина. Там не такая стихийная погода, а в горах все на 80% зависит от погоды».

ZIMA также спросила у Константина Сидорова, что он чувствует после своего возвращения с пика Ленина и зачем ему это было нужно: «Эмоции здесь можно выразить одним словом только – вау! Добавить еще что-то сложно. Я думаю, именно такие чувства испытывала французская сборная по футболу, когда выиграла последний чемпионат мира. Для меня это так. Когда берешь свою высоту – чувства непередаваемые.

После отъезда Игоря мы пережидали только один день. Потом еще три дня взбирались на пик Ленина. Страшно не было, в восхождении важно иметь уверенность в том, что ты это сделаешь. Но горы – это не американские горки. Это неконтролируемый риск. Перед вами они в буквальном смысле могут разверзнуться – появиться большая трещина. Я рад, что все закончилось хорошо и что наша экспедиция привлекла к себе внимание: для благотворительности это самое важное. Люди заходили утром в социальные сети, читали об этом и задумывались о том, делали ли они сами недавно что-то полезное».

Благодаря экспедиции Игорь Цуканов и Константин Сидоров собрали больше £1254, и эта цифра продолжает расти. За их путешествием следили друзья, знакомые и просто неравнодушные люди. Сбор денег еще открыт, а вы все еще можете помочь.

Фото из фейсбука Игоря Цуканова.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: