Их экспедиция закончилась успешно, но развивалась как остросюжетное кино. Подводила погода, сбивались с маршрута. Финальную часть путешествия – восхождение на пик Ленина – удалось осуществить только Константину. Из-за тяжелых погодных условий Игорь решил закончить маршрут раньше. Тем более что в те же дни во время спуска погибли два опытных альпиниста. Всю сложность благотворительного восхождения лучше всего можно понять по путевым дневникам Игоря Цуканова. Мы публикуем их в хронологическом порядке. Градус происходящего растет вместе с количеством метров над уровнем моря.
Завтра я поеду в Москву, а затем в Минеральные Воды, чтобы подняться на Эльбрус, на высоту 5642 метра, в качестве акклиматизационной подготовки к восхождению на пик Ленина. Он находится на высоте 7134 метра в Киргизии. Этот двухэтапный план разработан, чтобы минимизировать риски внезапной болезни на высоте, которая помешала мне сделать последний 400-метровый вертикальный подъем на вершину в прошлом году. На 6700 метрах я был вынужден отступить, но твердо решил вернуться. На этот раз ко мне присоединился мой сосед из Лондона и любитель альпинизма Константин Сидоров. На пути вверх всегда лучше иметь с собой друга.
Наша первая остановка – Терскол, красивый небольшой городок на высоте 2000 метров над уровнем моря. Прямо у подножия Эльбруса. Мы прибываем туда после трех часов езды из аэропорта Минеральных Вод. Потом – двухчасовая пешая прогулка к местному водопаду и ужин в легендарной деревне Чегет.
С помощью нашей экспедиции мы будем собирать средства для фонда Gift of Life. Кто-то скажет, мол, Костя с Игорем могли бы просто скинуться. Дело не в этом. Мы и так помогаем. Главная цель – привлечь к фонду внимание. Важно, чтобы о нем прочитали тысячи людей.
Утром наша команда в сборе: Сергей Баранов (ведущий гид, Краснодар), Сергей Кондрашкин (гид, Санкт-Петербург), мой друг Константин Сидоров и я. Без труда попадаем в основной лагерь на высоте 3900 метров. Базовый лагерь Эльбруса сильно отличается от других лагерей, которые я видел раньше. Это небольшие здания, расположенные на большом расстоянии друг от друга. Они используются как «горные отели». В нашем даже есть высокоскоростной интернет. Через час погода быстро меняется: порывистый ветер и снегопад. Мы не можем сделать свое первое восхождение к скалам Пастухова на высоте 4700 метров. Проводим время в интернете, читаем, смотрим телевизор.
Утром третьего дня погода лучше не стала. Но мы все равно должны были сделать подъем, чтобы не отставать от графика. Через 3 часа мы достигли вершины Пастуховых скал. Из-за сильного ветра и снега это было гораздо труднее, чем мы себе представляли. Но терпимо. Внутри приятное чувство, что мы шли вверх несмотря ни на что. Обратно в лагерь мы спустились всего за один час. Завтра останемся в лагере, чтобы лучше акклиматизироваться.
На 4-й день нашего пребывания на большой высоте мы просто убивали время. Фотографировались у станции «Мир» в местных этнических нарядах. Бонусом – одно пиво в небольшом кафе. Вечером проверяли снаряжение для подъема на следующее утро.
Неожиданно солнечное и морозное утро. Большой успех для такого большого дня. Наш план включал в себя восхождение на вершину, а затем ночевку в палатках на 5350 метрах, чтобы завершить процесс акклиматизации и быть готовыми для главной цели нашей экспедиции — пика Ленина.
Погуляв 10 минут по вершине, мы спустились в «седло» и поставили две палатки рядом с небольшим горным убежищем. Связи с близкими нет. Хорошо, что наши супруги не представляют себе, что это такое. Если бы они разбирались, какие бывают опасности, то волновались бы сильнее. А так им приходится полагаться на то, что мы лишний раз рисковать не будем.
Ночь была очень холодной и ветреной, поспать удалось мало. Иногда мы не знали, выживет наша палатка или нет. Казалось, что ее сейчас унесет. Это были трудные, но запоминающиеся моменты. Но главное – утром мы с Константином чувствовали себя хорошо. А значит – прошли акклиматизационный тест на сон выше 5300 метров. В 6 часов утра мы разделились на две пары: я и мой гид Сергей Баранов начали спускаться в базовый лагерь, а Константин и его проводник Сергей Кондрашкин решили быстро подняться на второй Восточный пик Эльбруса. Они достигли базы всего через пару часов после нас.
После 5 часов езды от Оша мы достигли главного лагеря на высоте 3600 метров в долине пика Ленина. Быстро разгрузили багаж и с легкими рюкзаками отправились в 11-километровый поход в «Лагерь 1» на высоте 4400 метров. Это было простым и приятным упражнением. Наш план покорить пик Ленина был прост и основан на уровне акклиматизации, которого мы достигли, поднявшись на Эльбрус.
Утром 26 июля в 6 часов утра наша группа начала двигаться в «Лагерь 2». Неожиданно наш ведущий гид Сергей Баранов заболел и признался, что не сможет подняться с нами. Это было плохим началом дня. Пришлось менять план на месте: гид Сергей Кондрашкин поведет меня и Константина, а в день восхождения на вершину нам дадут еще одного местного гида. Плюс Сергей Баранов будет координировать наше восхождение по радио из базового лагеря.
Это был очень тяжелый день, но после 9 часов подъема мы достигли нашей цели на высоте 5 600 м. Погода резко изменилась. Мы установили палатки с надеждой, что циклон будет коротким. Но ночью он усилился.
На следующее утро, 27 июля, был сильный снег, видимость стала минимальной. Главный лагерь сообщил о плохом прогнозе погоды на следующие 2-3 дня. Это меняло все планы и правила игры. Изучив все варианты, мы пришли к выводу, что лучше спуститься в основной лагерь. По пути столкнулись с другими группами, которые искали способ спуститься через самое опасное место с множеством трещин, свежим глубоким снегом и отсутствием видимости.
В итоге оказались в группе, которая спускалась первой, чтобы проторить дорогу другим. Ничего видно не было, мы были связаны веревкой, чтобы не потерять друг друга. Но уже через 15-20 минут ведущий проводник потерял ориентацию и отошел от стандартного маршрута, заведя всех нас на совершенно неизвестную территорию. На главный маршрут нас вывел его инстинкт, который вовремя сработал. Через час видимость стала лучше, а другие группы стали пользоваться нашей проторенной тропой. К 4 часам вечера мы благополучно прибыли в базовый лагерь. Но буря все еще бушевала на пике Ленина. Страха нет. Здесь помогает жизненный опыт, который доказывает, что паника только мешает достичь цели, сеет хаос.
Весь базовый лагерь был поражен страшными новостями. Были группы, которые, в отличие от нас, решили не спускаться. Среди них был наш знакомый Семен Дворниченко, опытный местный гид, и его клиент. Радиосвязь с ними была потеряна. Поиски не дали результатов. Надежды было меньше и меньше. Впоследствии оказалось, что они сбились с маршрута, а потом сошла большая лавина. Оба погибли. Семен посвятил пику Ленина 12 лет: мало кто знал его так же хорошо. Он понадеялся на себя и на то, что знает эти горы как свои пять пальцев. И допустил ошибку, которую уже нельзя было исправить. Мы старались продумывать каждый шаг. И не идти на риски, особенно в такой ситуации, как внезапное изменение погоды.
Общее настроение в базовом лагере было подавленным. Я решил отказаться от второй попытки подняться на вершину и закончить экспедицию. Мой собеседник Константин и его проводник Сергей Кондрашкин решили остаться в базовом лагере дольше, чтобы дождаться возможности попробовать снова.
Константину Сидорову и его гиду удалось взобраться на пик Ленина. Это было очень смелым решением, особенно учитывая последние события.
ZIMA также спросила у Константина Сидорова, что он чувствует после своего возвращения с пика Ленина и зачем ему это было нужно: «Эмоции здесь можно выразить одним словом только – вау! Добавить еще что-то сложно. Я думаю, именно такие чувства испытывала французская сборная по футболу, когда выиграла последний чемпионат мира. Для меня это так. Когда берешь свою высоту – чувства непередаваемые.
После отъезда Игоря мы пережидали только один день. Потом еще три дня взбирались на пик Ленина. Страшно не было, в восхождении важно иметь уверенность в том, что ты это сделаешь. Но горы – это не американские горки. Это неконтролируемый риск. Перед вами они в буквальном смысле могут разверзнуться – появиться большая трещина. Я рад, что все закончилось хорошо и что наша экспедиция привлекла к себе внимание: для благотворительности это самое важное. Люди заходили утром в социальные сети, читали об этом и задумывались о том, делали ли они сами недавно что-то полезное».
Благодаря экспедиции Игорь Цуканов и Константин Сидоров собрали больше £1254, и эта цифра продолжает расти. За их путешествием следили друзья, знакомые и просто неравнодушные люди. Сбор денег еще открыт, а вы все еще можете помочь.
Фото из фейсбука Игоря Цуканова.
Попадая в зал, зритель видит двух главных персонажей пьесы — Вальдеса в исполнении Ваджа Али…
Когда я впервые столкнулся с лондонским рынком недвижимости, то подумал, что мой предыдущий опыт даст…
Хотя налог на наследство, который наследники должны будут уплатить после смерти владельца фермы, вдвое меньше…
Алиса, давайте начнем c самого начала. Вы получили первое образование в computer science, а потом…
Кингстон – мой первый форпост неразделенной любви к Британии. В 2012 году я приехала сюда на…
Импрессионизм, кубизм, фовизм — Сергей Щукин был одним из первооткрывателей модернизма для русского зрителя. Он…