Своего первого ребенка я родила в России. Я врач и рожала у доктора, которая была одновременно моей однокурсницей и одноклассницей. Готовилась к родам в психологическом центре другой коллеги по цеху (сама я психотерапевт). Все прошло хорошо, и я считала, что более довольной родами и быть нельзя. Оказывается, можно: второго ребенка я родила в Испании без связей, знакомств и денег, по бесплатной медицинской страховке. И это было замечательно!
Я приехала в Испанию с сыном по визе на воссоединение семьи, санитарную карточку (аналог медицинского полиса в России) получила через четыре месяца. И в тот же месяц узнала, что беременна. Теперь мы с мужем смеемся: какая у нас внимательная дочь, она специально ждала карточки, чтобы мама могла встать на учет по беременности. Но также она и очень pesada, как говорят в Испании, то есть «тяжелая, настырная, вредная»: беременность ею мне далась тяжело.
У меня сразу начался токсикоз, я почти ничего не ела, не переносила никакие запахи. Ночью по квартире я могла ходить в полной темноте: я чувствовала запах всего, мимо чего проходила, и могла по этим запахам ориентироваться в пространстве. Даже запахи мужа и сына, которому было тогда четыре года, стали для меня непереносимыми. Это было ровно два года назад, помню, что сидела перед прекрасно накрытым столом на Рождество, муж приготовил разные виды морепродуктов, я очень хотела их все попробовать, но не могла положить в рот ни кусочка.
А вот продукт, который я начала маниакально есть, был авокадо. Мой девиз того времени был «Ни дня без авокадо!». До переезда в Испанию я его даже не пробовала. Потом я прочитала, что авокадо содержит огромное количество фолиевой кислоты, которую обычно назначают всем беременным, а так как до 12 недель в Испании на учет не ставят и никаких препаратов не назначают (тебя просто не запишут на прием раньше), организм сам нашел выход из положения.
В сроке 12 недель я впервые побывала на приеме у акушерки, приятной и милой женщины моего возраста. Всю беременность мы общались с ней, так как угрозы прерывания у меня не возникало, на приеме у врача я не была ни разу.
В Испании не назначают поливитамины. Когда я задала вопрос о них, моя акушерка даже испугалась: «Ты что, много витаминов вредно. Питайся нормально, и все будет хорошо». Для достаточного количества йода в организме в Испании рекомендуют пить молоко. Прекрасные кастильские коровы, вскормленные на испанской земле, напитанной морем, производят молоко, богатое йодом. Увы, уральским коровам, бродящим по горам, такое не снилось.
В Испании в нормально протекающую беременность стараются не вмешиваться. Анализ крови делают один раз, УЗИ – трижды, один раз – анализ «сахарная кривая» для исключения диабета беременных и никаких осмотров на кресле. Наученная российским медицинским вузом и опытом первой беременности, сначала я смотрела на все это с большим скептицизмом.
Следующая после токсикоза трудность у меня возникла в 28 недель: начали расходиться тазовые кости. В один прекрасный день я просто почувствовала, что даже по квартире ходить не могу, ноги не поднимаются от земли. Я написала сообщение своей подруге, акушеру-гинекологу в России. Она ответила мне, что теперь до самых родов я буду лежать, лучше станет, только когда беременность закончится, роды естественным путем невозможны, только кесарево сечение, и после родов я буду восстанавливаться около месяца.
Сказать, что я была в шоке, это ничего не сказать. До родов еще три месяца, я не могу ходить, муж работает по 10 часов в день, помогать некому, а ведь у меня есть еще старший ребенок, который постоянно нуждается в моем уходе.
Написала письмо и своей испанской акушерке. Она ответила, что «ничего страшного, это у тебя скоро пройдет, полежи, отдохни, все будет хорошо». И что вы думаете? Я действительно лежала, потому что ничего другого просто не оставалось делать, и через три дня почувствовала себя лучше, через неделю снова смогла забирать ребенка из школы и гулять с ним, доходила благополучно до родов, родила самостоятельно и через три дня после родов уже не ощущала никаких проблем.
Мы посещали с мужем школу подготовки к родам. Она была бесплатная при той же женской консультации. Я хотела узнать, как именно устроена система здравоохранения в Испании, и пополнить свой словарный запас словами на тему беременности и родов. А для моего мужа наш ребенок должен был быть первым, поэтому он тоже хотел подготовиться.
Перед родами нам выдали анкету: как именно мы хотели бы, чтобы прошли наши идеальные роды. Там было много вопросов для пап: хочет ли отец присутствовать непосредственно в момент рождения ребенка, хочет ли сам принять ребенка в свои руки, перерезать пуповину и так далее. Муж испытывал перед родами священный трепет и написал, что хочет сидеть в уголке и в момент рождения участия не принимать.
Схватки у меня начались ночью, ровно в предсказанный день. Частыми они стали к утру, и тогда я разбудила мужа и мы стали собираться в роддом. Поехали туда мы на такси. Когда мы выходили из подъезда, из всех окон соседи желали нам счастливого пути и благополучных родов. Только в тот момент я поняла, насколько, оказывается, в Испании вся наша жизнь на виду.
Когда подъезжали к роддому, оказалось, что дорога перекрыта на ремонт, двое полицейских отправляли всех в объезд в другую сторону. Таксист, видимо, нервничавший больше меня, принялся кричать им, что у него тут в машине сеньора рожает. Пришлось успокоить его, что до рождения ребенка еще несколько часов. Что ж, может быть, его опасения были и не так безосновательны: у меня есть подруга, которая родила свою дочь в Испании на парковке роддома, а роды принял муж. Когда персонал спустился к ним, они уже сидели там втроем, усталые, но довольные. Испанцы в своем репертуаре. Санитары спросили новоиспеченных родителей: «Может, вас хоть сфотографировать?».
В больнице нас проводили в родовую палату, которая была маленькой, но довольно приятной. Яркий больничный свет можно было заменить на приглушенное синее освещение, что мы и сделали. Был свой санузел, удобное кресло для папы, удобная кровать для меня. Мои первые роды были полностью естественные, во второй раз я решилась на эпидуральную анестезию и не жалею об этом. В Испании ее используют гораздо чаще.
Так у меня не было вообще никаких неприятных ощущений, мы с акушеркой были расслабленными, разговаривали, делали селфи. В сам момент родов акушерка позвала мужа: «Иди-ка сюда, поставь руки вот так!». И наша дочь родилась прямо ему в руки! Это при том, что в анкете он написал, что не хочет не видеть ни знать ничего о самих родах. Не сомневаюсь, это стало возможным потому что мы оба были так спокойны и у меня ничего не болело. Теперь он горд тем, что сам принял ее и перерезал пуповину, несколько месяцев после родов он рассказывал об этом, как говорят в Испании, en cada esquina (на каждом углу).
После родов ребенка кладут к маме на живот, тепло укрывают, и оставляют так достаточно долго. Я даже не помню, в какой момент мою малышку одели в одежду. Часа через-два нас перевезли в послеродовую палату, она так и лежала на мне, ее ни разу никуда не забирали. Послеродовая палата была для двух мам, но разделена выдвигающейся перегородкой. С каждой мамой и ребенком мог ночевать один сопровождающий.
Сразу после родов принесли полдник – стакан апельсинового сока и йогурт. Наутро на завтрак тоже давали апельсин. В Испании апельсины не считаются аллергенными продуктами, они входят в состав первого прикорма детей. Единственное, что рекомендуют, это не злоупотреблять соками промышленного приготовления, а использовать свежевыжатые. Никаких прививок в Испании в роддоме не ставят.
В Испании нет прививки БЦЖ с 80-х годов – туберкулез считается побежденным. А вот что предлагают, так это проколоть уши девочкам. Но я не захотела прокалывать дочери уши, думаю, она сама примет это решение, когда подрастет. Поэтому сейчас ее часто на улицах путают с мальчиком. Даже когда она идет в ярко-розовом платье в пол, меня все равно спрашивают: «Это мальчик?». И добавляют извиняющимся тоном: «Просто мы всегда смотрим, есть ли сережки…».
Уже через сутки я ушла домой, так как меня ждал сын. В основном, выписывают на второй или третий день, но в Испании существует и более ранняя выписка – через восемь часов после родов, о ней надо договариваться заранее.
В целом, не могу сказать, что испанские специалисты как-то особенно отличаются от наших в лучшую сторону. Самое главное отличие: в Испании не нагнетают, не сгущают краски, не пытаются напугать беременную женщину. Даже наоборот, иногда кажется, что испанцы чересчур попустительствуют, но я думаю, так это выглядит прежде всего для нас, русских. Так что, если рожаешь в Испании, расслабься и получай удовольствие!
Фото: Pixabay.com
Еще по теме: Жизнь в Испании: привыкайте к феминизму, общительным соседям и… холоду
О спектакле Основная идея спектакля – рассказать об опасности тоталитаризма. Что значит жить в стране,…
Что будет, если Израиль и Хамас договорятся? Выбирать темы уходящей недели в эту пятницу было…
Презентации Бориса Акунина — это всегда нечто большее, чем просто обсуждение книг, никогда не знаешь,…
Дом-музей Чарльстон, Восточный СассексCharleston В годы Первой мировой художники группы Блумсбери — Ванесса Белл и…
Мир, в котором мы жили последние 40 лет, было принято называть миром глобальным. В том…
Ах, если б у тетушки БеттиРождались нормальные дети,И не тысяча в год,А хотя бы пятьсот.То-то…