Искусство

Все, что вы хотели знать о Трейси Эмин, но боялись спросить

Скандалистка и провокаторша, она дает интервью в пьяном виде и называет грязное белье и использованные презервативы искусством. Гордость современной британской культуры, член Королевской Академии Художеств и одна из первых профессоров-женщин в истории Академии. Представьте себе, это все об одном человеке! Сегодня мы расскажем о самой яркой и неоднозначной художнице Британии – Трейси Эмин.

Несносное дитя английского искусства

История Трейси Эмин начинается вполне заурядно – девочка из бедной лондонской семьи решила стать художницей. Эмин окончила Королевский колледж искусств, закрутила роман с местным чудаком, музыкантом и художником Билли Чайлдишем и целыми днями рисовала картины в стиле Шиле.

«Ужасно неправильно», 1997.

Все изменилось совершенно неожиданно. Однажды Эмин обнаружила, что беременна. Художница не собиралась оставлять ребенка и решила сделать аборт. Дальнейшее, по словам художницы, оказалось настоящим адом: выяснилось, что девушка ждет двойню, операция прошла крайне неудачно и пошатнула здоровье Эмин. Она впала в глубокую депрессию, уничтожила все свои ранние живописные работы и начала заниматься концептуальным искусством.

Дальнейшее ее творчество было связано с легендарной арт-группой «Молодые британские художники». В основном это были выпускники колледжа Goldsmiths, где основной упор делался не на умении рисовать, а на концептуальной новизне искусства. Молодые британские художники называли своей главной задачей вернуть искусство к реальности. Эмин пошла еще дальше: в ее творчестве грань между реальностью и искусством исчезает вовсе. Все пережитые художницей события, будь то расставание с бойфрендом, потеря ребенка или смерть отца, становились сюжетами для ее творчества. Трейси Эмин не стеснялась откровенничать на публике – она не скрывала свою любовь к выпивке и сигаретам и щедро делилась подробностями своей сексуальной жизни.

Художница старательно поддерживала этот образ «плохой девочки». Например однажды она явилась вдрызг пьяная на телепередачу, где обсуждали премию Тернера. Для любого другого художника такая выходка бы означала конец карьеры, но для Эмин она стала началом триумфального взлета. О ней узнали все, и спустя два года уже сама художница стала обладателем премии Тернера, самой престижной награды в области современного искусства.

В постели с художницей

Славу художнице принесла инсталляция 1995 года с провокационным названием  «Все с кем я когда-либо спала, 1963-1995». В музейном зале Эмин установила тканевую палатку, на которой были вышиты 102 имени. Учитывая скандальную славу художницы и ее любовь к провокациям, этот список так и хочется прочитать как перепись ее любовников. Но все не так просто. В списке неожиданно появляются имена ее бабушки и брата Поля, а также упоминания о ее нерожденных детях. Оказывается, Трейси Эсмин действительно перечисляет всех тех, с кем она просто спала в одной кровати на протяжении жизни. Эмин рассказывает вовсе не о сексуальных, а о душевных связях, о тех людях, которые были дороги. На полу палатки появляется пронзительная надпись – «с собой, всегда с собой, никогда не забывая».

«Все с кем я когда-либо спала, 1963-1995». Фото Stephen White

Спустя три года Эмин вновь приглашает зрителей посетить свою спальню. Но на этот раз вместо пронзительных воспоминаний о близких она показывает свое грязное белье, причем в прямом смысле этого слова. Инсталляция «Моя кровать» представляла собой настоящую кровать,  в которой, как утверждает художница, она провела несколько дней в депрессии после очередной ссоры с бойфрендом. На кровати лежит смятое и несвежее постельное белье в отвратительных желтых пятнах . Вокруг в хаосе раскиданы самые разные предметы. Здесь валяются тапочки, пачки сигарет, пустая бутылка из-под водки, нижнее белье со следами менструальной крови, противозачаточные таблетки, использованный презерватив и детская игрушка. Эмин позволила застать себя врасплох и представить широкой публике все то, что обычно прячут от посторонних взглядов. Так она поставила под сомнение привычные границы личного и общественного, искусства и жизни.

«Моя кровать», 1998

«Моя кровать» наделала много шума в прессе, консервативное английское общество в штыки восприняло откровенность Эмин. Впрочем, это только подогрело интерес к ее персоне. «Кровать» Эмин купил крупнейший коллекционер современного искусства Чарльз Саатчи. Он отдал за нее 150 тысяч фунтов и спустя несколько лет продал на аукционе уже за два с половиной миллиона. Узнав об этом, бывший бойфренд художницы Билли Чайлдиш заявил, что в его гараже тоже стоит кровать, на которой спала Эмин, и он готов уступить ее коллекционерам гораздо дешевле. Впрочем, предложением Билли никто не заинтересовался – не всякая кровать могла стать произведением искусства.

Трейси и Фрида

В 2008 году Трейси Эмин и фотограф Мэри Маккартни устроили стилизованную фотосъемку, во время которой художница переоделась во Фриду Кало. Эмин ярко накрасилась, надела характерный для мексиканской художницы национальный костюм и нарисовала на лбу знаменитую монобровь Фриды. Но для чего ей понадобился весь этот странный атракцион?

Фото Мэри Маккартни

Трейси Эмин по-настоящему ассоциировала себя со своей предшественницей. В их творчестве и правда много общего: Фрида первая икона феминизма в искусстве ХХ века, а Трейси – главная арт-феминистка современности. Но важнее всего то, что обе художницы строили свое искусство основываясь на личной биографии. Влюбленности, беременности, дети, выкидыши, аборты, предательства – самые потаенные и закрытые от любопытных глаз стороны жизни женщины в творчестве Эмин и Фриды превратились в искусство.

Эмин практически стирает границы между своей личной историей и творчеством. Искусство Эмин – это крайняя степень интимности, порой доходящая до настоящего душевного эксгибиционизма. Важнейшая составляющая ее творчества – это собственно рассказы Эмин о жизни: автобиография, статьи и многочисленные интервью где художница с предельной откровенностью говорит о себе. Как сказал современный скульптор Аниш Капур, «художники не создают объекты, художники создают мифы». И эта фраза лучше всего описывает то, чем занимается Эмин.

Мы часто пишем о британских художниках. Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить самое интересное.

Мария Березанская

Березанская Мария – кандидат философских наук, исследователь искусства и культуры ХХ века. Автор книги «Марк Шагал. От мифа к эпосу» и статей об искусстве авангарда. Вела курсы и циклы лекций в МГУ им. М.В. Ломоносова, центре современного искусства «Винзавод», Еврейском музее и Центре толерантности, Центре изучения иудаики «Сэфер». Создатель просветительского блога о современном искусстве @masha_be_

Новые статьи

Символ сопротивления грубой силе: каким получился спектакль The Unseen и зачем его смотреть

Попадая в зал, зритель видит двух главных персонажей пьесы — Вальдеса в исполнении Ваджа Али…

12 часов ago

Честный разговор о лондонской недвижимости: опыт, ошибки и рекомендации

Когда я впервые столкнулся с лондонским рынком недвижимости, то подумал, что мой предыдущий опыт даст…

1 день ago

Нет фермеров — нет будущего? Колонка Маши Слоним

Хотя налог на наследство, который наследники должны будут уплатить после смерти владельца фермы, вдвое меньше…

2 дня ago

«Психические заболевания не способствуют творчеству». Интервью с художницей Алисой Аистовой

Алиса, давайте начнем c самого начала. Вы получили первое образование в computer science, а потом…

2 дня ago

«Создать ситуацию, в которой произойдет живопись». Большое интервью Кати Грановой

Кингстон – мой первый форпост неразделенной любви к Британии. В 2012 году я приехала сюда на…

3 дня ago

Как прошел показ документального фильма «Сергей Щукин. Роман коллекционера» в Лондоне

Импрессионизм, кубизм, фовизм — Сергей Щукин был одним из первооткрывателей модернизма для русского зрителя. Он…

4 дня ago