Леонардо да Винчи – художник известный даже тем, кто совершенно не интересуется искусством. Автор «той самой» Моны Лизы, художник, написавший самую дорогую в истории картину «Спаситель мира», гений и универсал. В год 500-летия смерти итальянского художника по всей Европе проходят масштабные выставки его работ, и Лондон является одним из хэдлайнеров Давинчиады 2019 года. О том, что покажут жителям столицы – в сегодняшнем выпуске арт-колонки.
В 2019 году музейное сообщество отмечает 500-летнюю годовщину смерти Леонардо. Осенью в Лувре планируется грандиозная выставка его работ. Но пока французы только готовятся, англичане уже вовсю выставляют. Двенадцать музеев в Англии, Шотландии, Уэльсе и Северной Ирландии покажут работы великого гения. С Леонардо жителям Королевства несказанно повезло: в королевских запасниках хранится самая роскошная в мире коллекция графики Леонардо, которую Виндзоры заполучили еще в XVII веке. Более 500 работ художника! И вот, наконец, звездный час королевской коллекции настал – годовщину смерти художника можно отметить с размахом.
Главным центром торжеств стала Queen’s gallery, расположенная напротив Букингемского дворца. Здесь на выставке «Леонардо да Винчи: жизнь в рисунке» собраны лучшие 200 рисунков из королевской коллекции. Собственно, рисунки – это почти все, что дошло до нас от Леонардо. Живописных работ сохранилось около двадцати, все остальное – это многочисленные эскизы, чертежи и зарисовки на полях его тетрадей. Леонардо постоянно носил с собой небольшие записные книжки или тетради, чтобы сделать заметку или зарисовать редкий цветок. За годы жизни рисунков накопилось такое огромное количество, что они стали настоящей летописью его жизни. Собранные вместе рисунки художника оказывают совершенно поразительное воздействие. Сложно представить, что один единственный человек действительно мог охватить такое количество тем и интересов. Здесь и эскизы к картинами, и штудии человеческого тела, и заметки ботаника, и чертежи военных машин, и карты Флоренции, и итальянские пейзажи и многое-многое другое. Впрочем, давайте обо всем по-порядку.
Основную часть экспозиции составляют многочисленные эскизы к живописным работам художника. Подчас кажется, что путь к картине даже интереснее финального произведения. Например, в эскизах к росписи «Тайная вечеря» можно увидеть как постепенно менялось представление Леонардо о героях. В первых эскизах он рассадил Иисуса и его учеников, как это было принято среди его современников: фигура Иуды была выделена положением на противоположной стороне стола. В следующем варианте Леонардо сдвинул Иуду к краю стола, и, наконец, в итоговом варианте он совсем отказался от этого разделения, посадив Иуду среди учеников.
Помимо «Тайной вечери» на выставке можно найти эскизы к «Даме с горностаем», «Леде», «Мадонне с младенцем и святой Анной». Но, пожалуй, самыми любопытными и даже сенсационными рисунками выставки стали два эскиза к «Спасителю мира» –самой дорогой в истории человечества картине, проданной два года назад. Долгое время «Спаситель мира» атрибутировался как творение леонардесков – учеников и последователей мастера. Именно в таком статусе «Спаситель» путешествовал из коллекции в коллекцию, пока в начале 2000-х картина вновь не всплыла на рынке как «утраченный шедевр Леонардо». Была развернута настоящая рекламная кампания, прославляющая чудесную находку, и в 2011 году авторство Леонардо окончательно подтвердила Лондонская Национальная галерея. Но даже вердикт специалистов не развеял сомнения: многие исследователи продолжают сомневаться в подлинности заключения английских искусствоведов. Лондонцам представился отличный шанс увидеть доказательства собственными глазами – складки рукава и очертания груди на рисунках Леонардо действительно напоминают итоговый вариант «Спасителя мира».
На выставке можно увидеть не только художественные, но и скульптурные проекты Леонардо. Итальянские правители не раз заказывали ему свои скульптурные изображения, и он с помощью эскизов разрабатывал модели будущих статуй. К сожалению, до нашего времени эти скульптуры не дошли. Зато дошли его многочисленные расчеты и рисунки. Они оказались настолько подробными, что современные скульпторы смогли воссоздать один из его нереализованных проектов – коня из конного портрета Франческо Сфорца.
Самая сложная часть оказалось технической: леонардовские скульптуры были совершенно революционных для XV века масштабов. Так ему удалось проявить еще одно свое умение: Леонардо был потрясающим архитектором и инженером. Он использовал любую возможность придумать новый механизм или машину. Например, когда его пригласили ко двору миланского герцога Людовико Сфорца, он начал предлагать своему правителю все новые и новые проекты: ров вокруг каменных стен, план завершения Миланского собора. Но в реальности почти все его новшества так и остались на бумаге.
Сегодня чудесные машины Леонардо кажутся настоящей научной фантастикой: в XV-XVI веках он умудрился придумать ружье, летательный аппарат, телескоп, парашют! При этом его чертежи и модели всегда не только точны и инновационы, но и поразительно красивы! Обязательно найдите проект водяных часов или серию карт окрестностей Флоренции! Даже будучи инженером, Леонардо оставался в первую очередь художником.
Искусство Леонардо было бы невозможно без его естественно-научных исследований. В самом начале пути он изучал флору, фауну и анатомию лишь для утилитарных целей: чтобы создать максимально реалистичное изображение. Но очень скоро Леонардо полностью погрузился в мир природы и человеческого тела.
Рисунки художника больше напоминают страницы из учебника по анатомии: скелет, мышцы, отдельные органы и элементы тела. Совершенно завораживающе выглядит изображение плода в утробе матери. Это один из немногих рисунков, в которых присутствует цвет. Леонардо нарисовал младенца в позе эмбриона, помещенного в огромное яйцо, изображающее матку. Что особенно интересно, Леонардо никогда не присутствовал на вскрытии беременной женщины и не мог видеть как выглядит плод в утробе матери. Это изображение он смоделировал самостоятельно, основываясь лишь на тех зарисовках, которые делал во время препарирования коровы с теленком в утробе.
Еще одна потрясающая работа королевской коллекции – это рисунок с изображением мышц рта. Знаменитая улыбка Моны Лизы возникла не на пустом месте. Перед этим художник внимательно изучил, как именно функционируют мышцы лица и как вырастает каждое движение губ.
Но при поразительной точности изображения временами на рисунках Леонардо можно обнаружить довольно забавные несоответствия. Например, великий ученый был убежден в том, что мужское семя зарождается в двух источниках: в сердце и в мозгу, а затем по специальным канальцам поступает непосредственно в мужской детородный орган. Так, по мнению древних медиков, отец передавал будущему ребенку свои душевные качества и ум. Все-таки 500 лет назад представления об устройстве человеческого организма еще местами напоминали сказку.
Кстати, о сказках. На выставке частенько встречаются рисунки драконов и чудовищ. Откуда же художник, рисовавший всех своих животных с натуры, знал как выглядят драконы? Если приглядеться повнимательней, то можно заметить, что его фантастические существа собраны из элементов реально существующих животных. Идея смешивать черты увиденного пришла к нему еще в юности. Однажды Леонардо захотел нарисовать чудовище. Для этого он набрал в лесу целую охапку ящерок, сверчков, бабочек, саранчу и даже одну летучую мышь. Притащив все это богатство к себе домой, юноша заперся в комнате и вскоре изображение древнего монстра было готово. По этому же принципу Леонардо действовал и будучи сложившимся художником. Он никогда не писал по памяти и ничего не придумывал: Леонардо был фанатично предан натуре.
Может создастся ощущение, что для Леонардо рисунок всегда оставался лишь второстепенным, вспомогательным инструментом. С его помощью он делал макеты, эскизы картин, иллюстрации своих мыслей. Но неужели один из самых гениальных рисовальщиков в истории не создавал графику как самоценное произведение?
На выставке приоткрыта и эта грань великого итальянца. Его поздние рисунки были именно такими зрелыми графическими работами. Это уже не ученические штудии тела и не подготовка к очередной масштабной картине. Леонардо рисует портреты и пейзажи ради собственного удовольствия. Среди его поздних работ встречаются даже сложные (и до сих пор не разгаданные) аллегории.
О пейзажах Леонардо мне хочется сказать отдельно. Сделанные им в его последние годы рисунки с изображением шторма и потопа поражают своей экспрессией. Бурные потоки воды размывают контуры, не видно ни земли ни неба. Эти пейзажи больше всего напоминают полуабстрактные работы английского пейзажиста Уильяма Тернера, которые и в XIX веке опережали свое время. Что уж говорить о Леонардо да Винчи, который сумел создать нечто подобное аж в начале XVI века!
Попадая в зал, зритель видит двух главных персонажей пьесы — Вальдеса в исполнении Ваджа Али…
Когда я впервые столкнулся с лондонским рынком недвижимости, то подумал, что мой предыдущий опыт даст…
Хотя налог на наследство, который наследники должны будут уплатить после смерти владельца фермы, вдвое меньше…
Алиса, давайте начнем c самого начала. Вы получили первое образование в computer science, а потом…
Кингстон – мой первый форпост неразделенной любви к Британии. В 2012 году я приехала сюда на…
Импрессионизм, кубизм, фовизм — Сергей Щукин был одним из первооткрывателей модернизма для русского зрителя. Он…