Люди

Она нарисовала Зону «Сталкера». О чем картины Маргариты Глузберг

12 сентября в Пушкинском доме открылась персональная выставка художницы Маргариты Глузберг под названием «In Paradise». Главное пространство Пушкинского дома заняли рисунки Маргариты (бумага, карандаш), которые она называет«опытами кино» и посвящает фильму Андрея Тарковского «Сталкер».

«Сталкеру» Тарковского в 2019 году исполнилось 40 лет – и столько же исполнилось со времени переезда Маргариты из СССР в Великобританию. Она, еще будучи школьницей, переехала вместе с матерью к отцу, ныне известному писателю Зиновию Зинику, который уже тогда работал в Лондоне на Русской службе «Би-Би-Си». 

Фильм Тарковского прочно связан в представлении художницы с ее переездом. «Это такое странное путешествие, фикшн, иллюзия Запада, иллюзия зоны. Когда в 1979 году уезжаешь непонятно куда, я была школьницей, пионеркой. Четвертый класс. И эта выставка – это такое концептуальное путешествие в неизвестное».

Маргарита писала эти картины в темноте: включала фильм и направляла проектор на бумагу. Карандаш следовал за движущимися картинками – и получались работы, полные внутренней силы и неопределенности. «Эта серия – это рисунки Зоны. Бумага, карандаш, live drawing. Абстрактное совмещение, воссоздание неизвестной территории, это пейзажи Зоны, – рассказывает художница. – В фильме ничего не происходит, только что-то внутреннее, они едут, но не входят в комнату, которая выполняет любое желание, и никуда не попадают».

«Мы чего-то хотим, но этого никак нельзя достичь, и мы бесконечно блуждаем», – рассуждает она о смысле своих новых работ.

Почему выставка называется «In Paradise»? Тут все та же линия: Зона – «Сталкер» – эмиграция – Великобритания. А то, что Великобритания – это рай для детей, Маргарите сказали еще в 1979 году в британском посольстве в Вене, где семья получала визу. В действительности все оказалось несколько сложнее, жизнь в Британии оказалось чуть более антиутопической, чем ожидалось, а главное, на новом месте вновь «желалось странного». Блуждания карандаша по бумаге запечатлели эту тонкую и необъяснимую тоску по чему-то другому, которое никогда не наступит.

Другие работы Маргариты посвящены собственному детству и советским мультфильмам. Впечатляет   Чебурашка на фоне лондонских витрин: огромный черный принт выставлен на первом этаже Пушкинского дома. Художница сравнивает судьбу Чебурашки со своей: он тоже прибыл в город в качестве непонятно кого в ящике из-под апельсинов и долго не мог найти друзей. 

Выставка продлится до 9 ноября.

Фото Пушкинского дома и Валентины Корабельниковой

Маргарита Глузберг и Зиновий Зиник

Илья Гончаров

Житель города Лондона, гуманитарий умственного труда, выпускник журфака МГУ, выпускающий редактор ZIMA и вообще доволен жизнью

Новые статьи

«Частицы человечности». О новом документальном фильме Александра Роднянского

Вспоминается мысль Леонида Андреева из рассказа «Винтовка»: «Видеть страдание и пройти мимо — значит отнять…

2 дня ago

«Любимые Города — Москва, Париж, Флоренция». Эрик Булатов рассказывает

Москва — это мой город, и не важно, где я живу сегодня и как часто…

2 дня ago

Играем Чехова. Ингеборга Дапкунайте — о чеховских спектаклях в своей жизни

Мы знакомы больше тридцати лет. За это время она почти не изменилась. Кажется, только стала…

3 дня ago

«Кинотеатр на скатерти»: Венеция-2025. Репортаж с места событий

И сегодня фестиваль продолжает жить в этом пересечении воображаемого и реального: здесь из фантазии рождаются…

4 дня ago

Сентябрь в Лондоне: куда пойти и чем заняться. Афиша «Зимы»

Seagull: True Story Когда: 5 сентября 2025 - 11 октября 2025Где: Marylebone TheatreБилеты по ссылке. После восторгов публики и…

5 дней ago

Экспресс в никуда. Денис Катаев — о премьере спектакля «Моя любимая страна» по книге Елены Костюченко

В центре этих разных по характеру высказываний — боль по той самой стране, которую мы…

6 дней ago