Дары осени на ниве искусства в этот раз как никогда обильны. Просто глаза разбегаются от множества масштабных и интересных выставок. Поэтому в этот раз мы решили не следовать хронологии, а разбить выставки тематически — так удобнее и практичнее.
Восток, как известно, — дело тонкое. И потому весьма увлекательное. В этом сезоне вы сможете перенестись в Египет, к сокровищам пирамид, и проследить историю становления буддистского искусства.
Ничто буддистское, конечно, Лондону не чуждо: достаточно вспомнить огромный буддистский храм, расположившийся на одном из берегов Темзы почти напротив скучающего Томаса Мора на набережной в Челси. Буддизм — одна из основных мировых религий, возникшая в Индии между IV и VI веками до н. э. и очень быстро распространившаяся по всей Азии. А в конце XIX — начале XX века буддизм стал популярен и в Европе. Чем не повод представить обзорную выставку, прослеживающую 2000-летнюю историю этой религии. Как мне видится, в буддизме есть ряд элементов, присущих и английскому характеру. Может быть, поэтому выбор данной выставки неслучаен.
Вообще, буддизм стал источником огромного духовного подъема среди азиатских народов и послужил причиной возникновения новых видов искусства и многих культурных достижений. В качестве демонстрации этих самых достижений на выставке будут представлены буддистские манускрипты, богато расписанные миниатюрами, храмовые свитки и книги, усыпанные драгоценными каменьями. Вниманию публики будут представлены произведения искусства, выполненные на шелке, древесной коре и пальмовых листьях.
Необычный сюрприз этой осенью приготовила и галерея Саатчи. Кто сказал, что древнее искусство не может быть современным? На подходе явная выставка-блокбастер «Тутанхамон: сокровища Золотого Фараона» (Tutankhamun: Treasures of the Golden Pharaoh), которая откроется 2 ноября. Для пущей убедительности выставка будет иммерсивной, то есть с полным погружением (куда — пока не ясно, видимо, в гробницу Тутанхамона).
Напомним, что Тутанхамон — известный фараон Египта, фараон-реформатор, который заменил культ Амона на культ Атона. Был женат на дочери прекрасной царицы Нефертити. И, как установили археологи, страдал от множества врожденных физических пороков (и от них же умер в юном 19-летнем возрасте).
Гробница Тутанхамона была найдена известным археологом Ховардом Картером в Долине Царей в 1922 году. Это было одно из сенсационных открытий начала прошлого века, меняющих наше представление об истории. То, что предстало взорам Картера и его исследовательской группы, можно назвать небывалой удачей: впервые ими было обнаружено древнее захоронение возрастом более 3000 лет в первозданном виде. Но после этого «все умерли». При невыясненных обстоятельствах. По слухам, так исполнилось «проклятие фараона». Со временем именно сокровищница Тутанхамона стала символом Древнего Египта и обусловила наше представление об этой далекой цивилизации. К великому счастью, выставка будет не только иммерсивной, но и вполне традиционной: посетители смогут полюбоваться более чем на 150 редкой красоты предметов из гробницы фараона, 60 из которых никогда прежде не покидали пределы Египта. И путешествуют они только потому, что Большой Египетский музей, в котором разместятся все эти сокровища, пока находится в стадии строительства. Как только выставка побывает в 10 городах, все сокровища вернутся в Египет.
Если вы любите классическую античность, то следующие экспозиции явно для вас. До 13 января 2020 года в Оксфорде в Музее Эшмола будет проходить выставка «Последний ужин в Помпеях» (Last Supper in Pompeii). Несмотря на то что ее центральной темой заявлены кулинарные пристрастия помпеян, она обещает быть невероятно интересной и охватит не только гастрономическую сторону жизни обитателей древнеримского города. Напомним, что в 79 году н. э. внезапное извержение вулкана Везувия в несколько мгновений уничтожило прекрасный город и на долгие века похоронило его под слоем лавы и пепла. А в 1748 году его обнаружили археологи неподалеку от Неаполя. Раскопки на месте города ведутся и в наши дни: ученые продолжают совершать сенсационные открытия и сообщать о новых находках, а исследователи открывают все новые свидетельства о жизни древних помпеян и их цивилизации.
Этот город был чем-то вроде древнеримского рая: плодородная почва, прекрасный климат, обилие морепродуктов и деликатесов, которые экспортировались по всей Римской Империи. В выставке будет задействовано более 300 предметов, многие из которых не вывозились ранее за пределы Италии. А мы станем невольными свидетелями одного последнего банкета, происходившего в Помпеях в момент извержения Везувия.
«Троя: миф и реальность» (Troy: Myth and Reality) — другая выставка на тему античности, которая пройдет в Британском музее. Она посвящена 3000-летней истории легендарного города Трои, который описывается в эпосе древнегреческого поэта Гомера «Илиада». Даже если вы имеете о Трое самое смутное представление, то наверняка такое понятие, как «троянский конь» (послужившее пращуром для видовой классификации компьютерных вирусов), имя Елены Троянской, равно как и воспоминания о Брэде Питте в роли Ахилла станут своего рода необходимыми подсказками.
На выставке будет представлено около 300 объектов, которые расскажут об истории Трои, ее поисках, открытии археологом Генрихом Шлиманом и о значении этого города для современной цивилизации. Ряд экспонатов для выставки предоставят берлинские музеи (где как раз и хранятся сокровища Трои, найденные Шлиманом). Как сообщает сайт Британского музея, это будет первая в Великобритании выставка на данную тему, которая сама по своему охвату сможет смело называться эпической.
Обычно редко фигурирующая в популярных путеводителях картинная галерея в Даличе (посетить которую мы вам советуем в любом случае) представит на суд зрителей новую выставку, состоящую из 35 полотен мастера Рембрандта ван Рейна (1606—1669) и исследующую метод световой и светотеневой передачи в его картинах. Что совсем не случайная выставка: в этом году отмечается 350 лет со дня смерти художника. По этому поводу в Лондон обещают привезти полотна, которые ранее вообще не выставлялись в Англии, например, «Филемон и Бавкида» (1658) из Национальной Вашингтонской галереи.
Несмотря на столь почтенный возраст, полотна Рембрандта продолжают поражать как рядовых зрителей, так и специалистов прежде всего смелыми художественными решениями и экспериментами. В начале своей карьеры, чтобы угодить заказчику и соответствовать моде, Рембрандт писал картины плотными гладкими мазками. Но со временем его манера становится свободнее, размашистее, а свет в картинах приобретает новые характеристики, становясь в том числе и средством для лепки формы. Свойства атмосферы, передача пространственных характеристик тоже занимают художника более всего в это время. Выставка в Даличе как раз посвящена позднему (и наиболее интересному) периоду творчества художника с 1639 по 1658 год, когда Рембрандт достигает вершин своего мастерства, несмотря на постигшие его утраты и претерпеваемое им банкротство. Одним словом, эта экспозиция вас не разочарует.
Помимо 350-летия со дня смерти Рембрандта мы в этом году отмечаем и 500-летие со дня смерти великого Леонардо да Винчи. По этому случаю в Королевской галерее проходит замечательная выставка рисунков Леонардо, принадлежащих королевской коллекции и хранящихся в различных резиденциях королевы.
Если спокойной мудрости старых мастеров вам недостаточно, то романтические вихри и романтические бездны на картинах английского художника и поэта Уильяма Блейка, скорее всего, придутся вам по вкусу. На этой выставке известного мистика и поэта будет представлено более 300 работ, выполненных в графике и акварели.
Как и полагается любому пророку, при жизни Блейк и его дар не были признаны современниками. Его опережающие свое время эксперименты и находки в области живописи и поэзии были оценены уже более поздними поколениями художников и литераторов. Собственно говоря, это и станет одной из основных тем выставки.
А теперь можно перенестись и поближе к нашему времени.
Если вы еще не успели зайти в Королевскую академию на выставку швейцарца Феликса Валлоттона — одного из французских художников-модернистов круга «Наби» (Les Nabis) начала XX века, то не упустите последнюю возможность. «Феликс Валлоттон: беспокойный художник» (Félix Vallotton: Painter of Disquiet) — это более 100 полотен из музейных и частных коллекций со всего мира. Выставку можно смело считать сиквелом недавно прошедщей ретроспективы работ основателя группы «Наби» Пьера Боннара, закончившейся в Tate в мае, и приквелом к выставке «Портреты Гогена», которая откроется в Национальной галерее в октябре.
Сам Валлоттон известен прежде всего как психолог-бытописатель повседневной жизни французской буржуазии fin de siècle, то есть конца XIX — начала XX века. И если вам кажется, что это ваша тема, не пропустите.
Французскую тему продолжает выставка, посвященная ночным клубам и кабаре, открывающаяся 4 октября в Барбикане. Она так и называется: «В ночь: кабаре и клубы в модернистском искусстве» (Into the Night: Cabarets and Clubs in Modern Art). Для пущей убедительности и более детального погружения «в пучины порока и разврата» выставка будет иммерсивной. Это необходимо для дальнейшего осознания, что большая часть творческих процессов начала XX века проходила и зарождалась в кафе, кофейнях и барах, которые, можно сказать, стали вторым домом для ряда крупнейших художников. Здесь они кутили, устраивали диспуты и споры, а также создавали свои шедевры. Именно поэтому на выставке будут воспроизведены интерьеры некоторых из кафе, в которых творили Тулуз-Лотрек, Отто Дикс и культовый режиссер Фритц Ланг. А начинаться все будет, конечно же, с кабаре Chat Noir и выступлений американской танцовщицы Луа Фуллер. Эта часть выставки будет сопровождаться костюмами и декорациями из кабаре Вены и Цюриха, после чего посетители перенесутся в клубы Мехико. Не обойдут вниманием и «Пещеру золотого тельца» (The Cave of the Golden Calf) в лондонском Сохо, где собирались Спенсер Гор и Эрик Гилл. Одним словом, здесь будет все: живопись, танец, литература и джаз.
Самое время перейти к «Портретам Гогена» (Gauguin Portraits) в Национальной галерее — выставке художника, который оказал колоссальное влияние на развитие искусства начала XX века (без него не было бы Пикассо и Матисса), сыграл роковую роль в судьбе уха Ван Гога и оставил жену, чтобы жениться на 13-летней таитянке. Это будет первая выставка мастера, состоящая полностью из написанных им портретов (всего порядка 50 полотен из различных коллекций по всему миру), которая предоставит возможность увидеть творчество художника в новом ракурсе, а также проследить его переход от импрессионизма к символизму.
В наше время без женщин в искусстве и жизни просто никуда. Поэтому даже Букингемский дворец решил организовать выставку в честь самого себя, которая так и называется: «Дворец королевы Виктории» (Queen Victoria’s Palace), приурочена к ее 200-летнему юбилею и посвящена эпохе «бабушки Европы», которая сделала Букингемский дворец средоточием своего правления и символом Великобритании. Помимо редко доступных публике покоев на обозрение зрителей предстанут платья и драгоценности Виктории начиная с момента ее коронации в 1837 году. С помощью этих экспонатов кураторы стремились воспроизвести официальную и семейную атмосферу, царившую во дворце в годы правления королевы. Устроители выставки воссоздали убранство бальной залы, в которой танцевали королева Виктория и ее супруг принц Альберт, и даже проигрывают вальс, под который они танцевали.
В эпоху королевы Виктории помогает перенестись еще одна выставка, открывающаяся в Национальной портретной галерее, — «Сестры-прерафаэлитки» (Pre-Raphaelite Sisters). Мы не просто узнаем о талантах незаслуженно обойденных жен и спутниц художников-прерафаэлитов, кураторы раскроют перед нами и причины успеха этих художников. Братство прерафаэлитов возникло в 1848 году благодаря основателям Джону Эверетту Милле, Данте Габриэлю Россетти и Вильяму Холману Ханту и стало мощным импульсом в развитии британского искусства, несмотря на потоки негативной критики, первоначально обрушившейся на художников.
Выставка расскажет о судьбах 12 спутниц художников круга прерафаэлитов. Многие из этих женщин стали музами своих возлюбленных, отказавшись от собственных творческих притязаний (а некоторые из них были талантливыми художницами, как, например, Элизабет Сиддал). Ожидается, что ранее нигде не выставлявшиеся картины, рукописи и фотографии художниц и муз круга прерафаэлитов станут если не откровением, то открытием, позволяющим пересмотреть вторичную роль, которая им отводится в истории искусства.
Почти целый год в галерее Tate Modern будет проходить первая за всю историю выставка-ретроспектива венгерской художницы-концептуалистки Доры Маурер (род. 1937) — педагога, куратора, классика современности, прославившейся благодаря геометрическим абстрактным полотнам, построенным на оптических эффектах и напоминающим работы Бриджет Райли. Ретроспектива будет насчитывать более 35 работ художницы из частных коллекций и собрания Tate, включая графику, фотографии, живопись и видеоарт, которые продемонстрируют ее концептуальный и экспериментальный подход к работе с разными художественными средствами.
В какой-то степени Маурер тоже можно назвать неофициальным художником, потому что она всегда находилась вне формальных венгерских институций времен социализма. Вместе с другими художниками она организовывала выставки-квартирники и издавала подпольные журналы — все как в СССР времен застоя. Русскому зрителю «в теме», пожалуй, будет интересно узнать и сравнить, как развивалось неофициальное искусство в других странах социалистического лагеря.
Очень-очень кстати параллельно с выставкой Маурер в галерее Hyaward, скооперировавшейся с Национальной галереей Шотландии, открывается первая за последние 16 лет ретроспектива работ Бриджет Райли. Можно вот прямо сходить и проверить: так ли похожи полотна Райли и Маурер по духу и манере исполнения?
Поясню: Бриджет Райли — культовая фигура и «королева» британского «оп-арта» 1960-х годов. «Оп-арт» — это игра с визуальным восприятием зрителя, яркие психоделические плоскости на картинах и повторяющиеся графические мотивы. Одним словом, все то, что характеризует картины Райли. Эксперименты Райли оказали влияние на индустрию моды, рекламный и дизайнерский бизнес. Ее всегда интересовало соотношение формы, цвета и их последующее воздействие на восприятие. Как признается сама художница, экспериментируя, она «изучала квадраты, прямоугольники, треугольники и ощущения, ими вызываемые». Результатом были работы, влияющие на настроение зрителя, а также создающие чувство дезориентации и иллюзии движения. Именно для того чтобы описать состояния, возникающие от созерцания ее полотен, в искусствоведении возник термин «райливосприятие» (Rileysensation).
Ретроспектива прослеживает этапы становления творчества Райли, от монохромных полотен начала 1960-х до монументальных панно позднего времени. Также на суд зрителей будут представлены скульптурные работы, наброски и недавно созданные полотна художницы.
Последняя (по порядку, но не по значению) выставка из этого раздела будет посвящена Доре Маар (1907—1997), мастеру сюрреалистической фотографии, также прославившейся своим романом с художником Пабло Пикассо. На выставке будет представлено более 200 работ, созданных Маар на протяжении ее 60-летней карьеры, в том числе и в сфере рекламы и моды.
Проведя детство и отрочество в Аргентине, Дора Маар вернулась в Париж, чтобы изучать искусство. В студенческие годы она часто захаживала в кафе, завсегдатаями которых были Андре Бретон и фотограф Анри Картье-Брессон. Последний и порекомендовал Доре сфокусировать свое внимание на фотографии.
Помимо того что Маар можно в какой-то степени считать ученицей Картье-Брессона, она также стала невольной вдохновительницей картины Пикассо «Герника» — именно после спора с ней и Полем Элюаром Пикассо создал свое знаменитое полотно, протестующее против ужасов вайны.
Однако роль Маар не сводится только к роли вдохновительницы и скандальной, чуть истеричной любовницы Пикассо, некогда провозгласившей в отчаянии: «После Пикассо — только Бог». Выставка прежде всего ставит своей задачей непредвзято рассмотреть творчество Маар, которая имеет полное основание занять подобающее ей важное место в истории искусства в целом и фотографии в частности.
И напоследок — о выставках современного искусства.
Напоминаем, что до 27 октября в Tate Modern будет продолжаться выставка Такиса (то есть греческого художника Панайотиса Вассилакиса), известного своими авангардистскими работами с 1960-х годов. Его заметил и оценил сам Марсель Дюшан. С тех пор Такис (род. 1925) не перестает удивлять всех, кто решится перешагнуть за черту его своеобразной электромагнитной вселенной, в которой похожие на антенны скульптуры называются «Сигналами», а музыкальные инструменты звучат при помощи магнитных волн, электричества и движений, совершаемых зрителями.
А в Королевской академии, во всех ее 13 залах, откроется выставка-ретроспектива работ скульптора Энтони Гормли, ставшего известным благодаря скульптуре «Ангел Севера» и экспериментам с разного рода материалами и технологиями. На этой выставке все будет монументально и с размахом. Также ожидается, что скульптор представит на ней ряд своих новых работ.
Вслед за Гормли в той же Королевской академии откроется первая в мире выставка автопортретов Люсьена Фрейда. В экспозицию войдет более 50 картин, гравюр и рисунков знаменитого художника, с помощью которых он изучает и увековечивает себя любимого.
Фрейд — мастер психологического портрета. Он нечасто прибегал к этому жанру, приберегая его только для узкой группы знакомых ему людей: друзей, членов семьи, жен, любовниц. Как правило, он был беспощаден к тем, кто позировал ему для картин, порой утрируя и доводя до гротеска телесные и душевные недостатки изображаемых им людей. Впрочем, художник безжалостен не только к своим моделям, но и к себе самому: от его пристального анализирующего взгляда не ускользает ни одна деталь, какой бы нелестной она ни казалась.
И наконец самое главное событие осени — ярмарка Frieze London, которая состоится в начале октября. Создается впечатление, что с каждым годом она съеживается как шагреневая кожа. По крайней мере, дней, отведенных на ее проведение, становится все меньше и меньше. Если еще несколько лет назад она продолжалась целую неделю, то сейчас — всего 4 дня.
В этом году, по словам директора ярмарки Виктории Сиддалл, словно в пику неумолимо надвигающемуся Брекзиту, она будет наиболее интернациональной и космополитичной. Помимо стремления «воплотить исключительный интернациональный дух Лондона», ее главной темой станет диалог культур. Всего в ярмарке Frieze London примут участие 160 галерей более чем из 36 стран, а на Frieze Masters будет представлено более 130 галерей, специализирующихся на искусстве старых мастеров и модернистских работах.
На Frieze London появится также новая тематическая секция под названием Woven (что мы готовы перевести как «Переплетения»), курируемая Космином Костинасом — писателем, куратором и критиком. В этом разделе будут представлены произведения восьми художников из разных стран, работающих с текстилем.
Приходите к нам в Инстаграм – там еще больше красивых картинок!
Когда: 12 января, 19:00Где: Marylebone Theatre, 35 Park Rd, London NW1 6XT, UK На встрече…
1. «Девяноска» — Виктор Шендерович Сорок лет российской истории — от раннего Андропова до позднего…
В спектакле Жени Беркович хорошо известное предстает в новом, почти парадоксальном свете. Гротескные образы соседствуют…
Принц Эндрю и шпионский скандал Эта история началась еще на прошлой неделе, но настоящая битва…
В ноябре 2024 года Софья Малемина представила свою первую персональную выставку Abiogenesis в сотрудничестве с…
Про «Снежное шоу» «Снежное шоу» живет на сцене уже больше тридцати лет — с…