Интересно

Краткая история английского образования от Алексея Зимина

Главный редактор журнала ZIMA Алексей Зимин разложил по полочкам историю английского образования: с чего все начиналось, как развивалось и как стало таким, каким мы знаем его сегодня.

I век н. э.

Главное свойство Римской империи — превращать природу в привычную для себя культуру — позже позаимствует империя Британская. А в I веке нашей эры у жителей Британских островов имперских амбиций еще не было, и они некоторое время с интересом смотрели, как римляне превращают поляны для охоты на дикого вепря в города, рощи друидов — в каменные храмы, и пытаются научить всех желающих языку, который называют латынью. Просвещение местного населения, насаждение собственного языка, законов и правил разбавлять вино водой — все эти способы ассимиляции для римлян были способом менеджмента. Римские легионы не могли заниматься всеми проявлениями жизни, завоеванные народы превращались в римских граждан. И чтобы ими управлять, нужны были универсальные для колонизаторов и аборигенов знания.

В древних римско-британских городах Лондоне, Колчестере, Йорке, Сент-Олбансе существовали бесплатные и платные школы для обучения грамоте и частные учителя, дающие индивидуальные уроки. Латинизация колоний не всегда проходила гладко. В 61-м году н. э. предводительница одного из кельтских племен по имени Боудикка захватила римское поселение Колчестер, служившее тогда столицей Британии, вырезала все население и методично, за несколько дней срыла город практически до основания.

597 год

После падения Римской империи и перехода Британии под власть англов и саксов рука Рима не оставила своим водительством Англию. Бенедиктинский монах по имени Августин был послан папой Григорием для обращения островных варваров в христианство. Августин справился со своей миссией, для начала покрестив кентского короля Этельберта, после чего христианизация остального населения была лишь делом административной техники.

В 597 году в Кентербери Августин открыл публичную школу для изучения латыни и Священного Писания. Эта школа, King’s School, существует в Кентербери и сегодня, она входит в состав Eton Group. Мальчики и девочки, которые учатся там, за полтора тысячелетия продвинулись сильно дальше вопросов догматов о Святой Троице и латинских падежей. Это полноценное учебное заведение — старейшая непрерывно открытая школа в мире. 

VII—XV века

Почти восемь сотен лет основной задачей образования в Англии было воспитание клира. Преподавались только латынь и Закон божий, для основательного понимания которого латынь и была необходима: источником знаний был латинский перевод Библии, так называемая вульгата. Обычные прихожане могли учиться за деньги или бесплатно, если денег не было. Но, как правило, безденежное население не стремилось в церковные школы, так как у него просто не было времени на занятия, оно пыталось выжить. Так что образованным было по преимуществу высокое сословие.

Закон божий был основной целью, но в итоге, как выяснилось, не единственной. Например, в начале XIII века на латыни был написан важнейший в истории Англии документ Magna Carta, «Великая хартия вольностей», и составившие его бароны преследовали отнюдь не церковные, а совершенно мирские интересы.

1096 год

Вслед за нормандским завоеванием Англия пережила много метаморфоз. Она получила с континента новую знать, строительную манеру (полнее всего воплощенную в крепостях лондонского Тауэра, замка в Гастингсе), французский язык в дополнение к английскому и латыни и первый на острове университет, во многом вдохновленный парижской Сорбонной и так же, как и Сорбонна, занятый воспитанием по преимуществу священства. Университет этот появился не в Лондоне, а к северо-западу от него, в торговом городе Оксфорде, где кроме купцов вполне процветали также монастыри. Точная дата основания Оксфордского университета неизвестна, но в 1096 году там уже велось обучение, так что университет этот — третий по возрасту в мире, после Парижского и Болонского. Правда, в отличие от них обоих он до сих пор периодически занимает в рейтингах лучших университетов мира первые места. 

Как и его коллега Кембриджский университет — четвертый по возрасту в мире из непрерывно действующих университетов. Основанный, кстати, беглыми преподавателями-богословами и дьяками-студентами из Оксфорда в 1209 году — за шесть лет до того, как нормандские бароны, подписав «Хартию вольностей», лишили английского короля безудержной полноты его божественной власти.

XVI век

Генри VIII положил начало английскому образованию, которое мы знаем. Фото: New York Library

Генрих VIII, со своим многоженством и домашним сексуальным террором превратившийся к XXI веку в подобие Синей Бороды, был на деле исключительно ренессансным персонажем со сложными коллизиями между бытовыми свободами, божественной и мирской властью, интересом к просвещению и спорту. Он стимулировал волну строительства новых колледжей в Оксфорде и Кембридже, а также учредил Вестминстерскую школу — главного конкурента Итонского колледжа, основанного столетием раньше.

Во многом благодаря ему Британия сегодня именно такая, которую мы знаем. Это Генрих нашел свой собственный код личного и государственного освобождения из-под пяты Рима и прочей Европы. Он своим матримониальным протестантизмом, желая во что бы то ни стало развестись с испанкой Екатериной, стал основателем новой англиканской церкви. Он косвенно повлиял на введение английского в качестве языка богослужения и науки. Все вместе это вылилось в итоге в создание особенного англосаксонского духа, рождение Британской империи, где никогда не заходило солнце, и появление Шекспира.

Сын Генриха Эдуард за свою недолгую 15-летнюю жизнь успел сделать обязательным англоязычный псалтырь и заложил основу новых общедоступных школ. Окончательно легитимными (да еще и с государственной поддержкой) их сделала его сводная сестра — королева Елизавета I — дочка той самой Анны Болейн, из-за которой Генрих хотел развестись со своей испанской женой.

XVII век

Со времен реформации университеты стали все дальше отходить от своей узкой религиозной специализации, развивая все спектры научных интересов. Вместе с актами веротерпимости, последовавшими за Революцией Кромвеля и реставрацией монархии, возвращением из изгнания евреев и их капиталов, поблажками католикам и разнокалиберным сектантам, развитие науки и образования в Англии стало приобретать стремительный темп, приведший в итоге к промышленной революции. Появляются законодательно утвержденные возможности для начального образования девочек всех сословий, но с мечтами об университетских кафедрах девочкам придется повременить еще несколько сотен лет. 

1757 год

С Робертом Рейксом появились первые воскресные школы. Фото: Wikimedia Commons

Книгоиздатель Роберт Рейкс на собственные средства открыл в трущобах Глостера школу для мальчиков. Работать тогда начинали с четырех лет, а к восьми многим уже было пора не пенсию: такими ужасающими были условия жизни и труда. Денег работа практически не приносила, люди едва сводили концы с концами, процветали проституция, пьянство на базе можжевеловой настойки и преступность во всем ее разнообразии. Рейкс выступил с идеей, что зло лучше предотвратить, чем преследовать: образованное общество, по его мнению, имеет меньшую склонность к насилию.

Это было вполне в духе просвещенческих идей века, в Британии выразившегося в социальной философии Джона Локка и Адама Смита, автора идеи о невидимой руке рынка и добре как носителе прибавочной стоимости.

Современники потешались над Рейксом, но основанная им корпорация воскресных школ уже через несколько десятилетий окормляла знаниями до миллиона человек ежегодно.

XIX век

Богатеющая, озабоченная вопросами морали Британия — отличный пример торжества реформ снизу. Большая часть того, что стало потом фундаментом Викторианской эпохи, начиналось как частная инициатива, лишь впоследствии поддержанная государством.

Несмотря на многочисленные частные школьные начинания, образование к началу XIX века контролировалось церковью и ее же нуждами в основном, если говорить в масштабе страны, исчерпывалось: чтение, псалмы и пение хоралов. Последнему, кстати, до сих пор уделяют должное внимание в англиканских школах — вот почему англичане так здорово поют хором на футболе.

В 1820 году бывший клерк из Сити Сэмюэл Уильдерспин открыл в нынешнем хипстерском раю — лондонском районе Спиталфилдс — бесплатную начальную школу. Он вдохновлялся философскими идеями спиритуалистов и мечтал создать гармоничного человека. В его школе впервые начали воспитывать в учениках интерес к собственной личности и обучали не только через зубрежку и муштру, но и через игру. Современные игровые площадки, которые есть в жилых дворах и школах всего мира, придумал как раз Уильдерспин. Он открыл в Англии несколько сотен школ и привлек к своей деятельности внимание правительства. В 1833 году парламент узаконил ежегодные ассигнования на создание и поддержание школ. А в 1870-м был принят закон об обязательном образовании. В программы всех школ вошли естественные науки и литература. В 1991 году обязательное образование стало бесплатным.

 XX век

В XX веке платные частные и бесплатные государственные школы долгое время существовали в параллельных режимах. В частных школах воспитывали элиту страны: чиновников, офицеров, ученых, поэтов и политиков. Воспитывали эффективно: всего 100 сотрудников Ост-Индийской компании, например, управляли такой колонией, как Индия. В государственных школах тем временем растили пушечное мясо и пищу для фабрик и заводов. Социальные лифты были, и ученики государственных школ могли потом попасть в Оксфорд и Кембридж, но такое случалось крайне редко. Пока лейбористские правительства постепенно, десятилетие за десятилетием, не подвели образование в Англии к ситуации, когда выпускникам государственных школ даже начали оказывать кое-какие преференции при поступлении в лучшие вузы.

 XXI век

Образование стало одним из ключевых пунктов программ всех партий. Мир меняется, и Британия хочет оказаться в новом мире не только с клюшкой для поло и мячом для регби. И консервативные, и лейбористские правительства субсидируют британское образование суммами, исчисляющимися сотнями миллионов фунтов. Возврата этих денег ожидают в недалеком будущем, и, возможно, революция произойдет.

Ну а пока премьер-министр Борис Джонсон своей карьерой пришивает еще одну звездочку на погоны Итону и Оксфорду — двум школам, которые его воспитали.

Алексей Зимин

Селебрити-шеф, ресторатор, основатель кулинарной школы Ragout и главный редактор сайта «Афиша. Еда»

Новые статьи

Как русскоязычные артисты поставили Оруэлла и получили награду на фестивале Fringe (а теперь везут спектакль в Лондон)

О спектакле Основная идея спектакля – рассказать об опасности тоталитаризма. Что значит жить в стране,…

2 дня ago

Отдаст ли Британия Чагос? И другие важные темы недели

Что будет, если Израиль и Хамас договорятся? Выбирать темы уходящей недели в эту пятницу было…

5 дней ago

Видео: встреча «Литературная рулетка». Презентация книг Бориса Акунина

Презентации Бориса Акунина — это всегда нечто большее, чем просто обсуждение книг, никогда не знаешь,…

6 дней ago

От Тюдоров до постмодернизма: кураторский гид по Англии. Дома-мастерские

Дом-музей Чарльстон, Восточный СассексCharleston В годы Первой мировой художники группы Блумсбери — Ванесса Белл и…

6 дней ago

Как избежать конфликтов и юридических споров в международных семьях: рекомендации экспертов

Мир, в котором мы жили последние 40 лет, было принято называть миром глобальным. В том…

7 дней ago

«Три феи. Английская сказка». Фрагмент новой книги Бориса Акунина

Ах, если б у тетушки БеттиРождались нормальные дети,И не тысяча в год,А хотя бы пятьсот.То-то…

1 неделя ago