К британской кухне во всем остальном мире традиционно возникало больше вопросов, нежели к британской музыке. Однако в точках пересечения зачастую получалось нечто гениальное. Мы выбрали десять песен Соединенного Королевства на окологастрономические сюжеты.
Paul Mccartney: English Tea
Джон Леннон пел про холодную индейку (имея в виду ломку), Джордж Харрисон пел про яблочные очистки (имея в виду поклонниц, что вились вокруг студии Apple), и только сэр Пол в 2005 году спел про английский чай, имея в виду именно английский чай и ничего более (точнее, ничего менее).
Denis Couldry: Tea and Toast, mr Watson?
Об этом певце и клавишнике известно совсем немного. В 1967 году он играл в психоделической группе Felius Andromeda, потом записал несколько песен для Apple (да, где вились те самые битловские apple scruffs, о которых выше пел Джордж Харрисон). Google и аннотации к компакт-дискам о нем говорят крайне мало. Но в Youtube в комментариях к Felius Andromeda можно найти мемуар брата Колдри — если верить ему, Денис в 1972-м перенес электрошоковую терапию, толком так и не оправился и умер в 1995-м в психиатрической клинике в Блэкпуле.
Реанимируем в память о его грустной судьбе этот беспечный би-сайд про чай и тост. Когда будете слушать, обратите еще внимание на гитарные партии, — это играет молодой Крис Спеддинг, один из главных сессионных гитаристов Англии.
Average White Band: Cut the Cake
Убедительный (и не менее знаменитый) шотландский ответ американскому фанку, соулу и диско. Будучи родом из Шотландии, музыканты тем не менее собрались в группу в Лондоне. Песенка Cut The Cake — один из главных их хитов, но надо сказать, что, в общем, процесс резки кондитерских изделий тут, очевидно, служит нехитрой метафорой столь же немудренных действий эротического свойства. Примерно ту же маскировочную функцию играет кремовый торт в песне Led Zepellin Custard Pie. Все это лишний раз доказывает, что слова в подлинной рок-музыке никогда ничего не решали и брались преимущественно с потолка для сокрытия истинного смысла песни, который всегда, как правило, непечатный.
Hot Сhip: White Wine and Fried Chicken
Hot Chip — британские инди-электронщики и герои второй половины нулевых, абсолютные кумиры хипстеров с соответствующими представления о жизни. Белое вино и цыпленок — почему-то кажется, что все это, судя по неуловимому настроению песни, должно быть закуплено в Whole Foods и более нигде. Как говорил Лев Дуров в «Калине красной»: «Так-так, кажется, я понимаю: нечто вроде пикничка».
Siouxsie & the Banshees: Hong Kong Garden
Опорные старатели и классики пост-панка со своим первым синглом 1978 года — песней про take-away, который подавали в еще дотэтчеровские времена в китайском ресторанчике под названием the Hong Kong Garden (что на Chislehurst High Street). Песня, впрочем, исполнена не гедонистического, а обличительного пафоса и заточена против скинхедов, регулярно наезжавших здесь на китайскую обслугу, да и, надо думать, на самих участников Siouxsie & The Banshees. На этой улице давно уж нет того Hong Kong Garden, да и группа давно неактивна (хотя переиздания выходят регулярно — вот и эта песня недавно выпущена отдельным винилом). А вот праворадикальных гопников Лондону по-прежнему не занимать. Как, впрочем, и воспетой тут лапши чоу-мейн.
Morrissey: Come Back to Camden
Песня с альбома 2004 года (едва ли не лучшего в его сольной практике) — с призывом срочно вернуться в Кэмден, чтобы «пить чай с привкусом Темзы». Сложно отказаться от такого предложения, тем более что музыка самого Моррисси давно превратилась в такое же национальное достояние, как и столь любезный ему чай с привкусом реки.
The Divine Comedy: A Seafood Song
Нил Хэннон, североирландский денди, лидер команды с безупречным названием Divine Comedy и единственный полновесный конкурент шеффилдскому денди Джарвису Кокеру и его группе Pulp. Обе группы поднялись в Британии в середине девяностых на волне брит-попа (Pulp, конечно, чуть пораньше, но Кокер и постарше Хэннона), обе отдавали должное самому хлесткому и невозмутимому декадансу (Хэннон был повычурнее, за что и проиграл Кокеру по части народной популярности), обе даже написали в свое время по песне с одинаковым названием — Sunrise.
Но, по крайней мере, по части гастрономических од Хэннон Кокера точно переиграл: это, вероятно, единственная песня в мире, где с державинской мощью воспеты одновременно хек, палтус, треска, морской конек, сардина-пильчард, макрель, угорь, еж и еще ряд моллюсков, для которых в русском даже пока и нет точного перевода. Послушать такую песню с утра пораньше — как самому постоять за лотком на рынке Биллингсгейт.
Fat-Les: Vindaloo
Виндалу — самый острый (по крайней мере? из тех, что широко распространены в Соединенном Королевстве) индийский карри. Из отличительных черт, если вкратце: мясо тут маринуется в уксусе и с горчичными семенами, а в соус кладут картошку (весьма по-пролетарски). Из отличительных же черт Fat-Les, если вкратце: это супергруппа (а учитывая профанатский настрой их творчества, то лучше сказать «команда»), состоящая из басиста группы Blur Алекса Джеймса, актера Кита Аллена (папаши Лили Аллен) и художника Дэмиена Херста (да, того самого). Собственно, их песня «Виндалу» — это натуральный оголтелый английский гимн к чемпионату по футболу 1998 года. К слову, у них была еще одна песня по интересующей нас тематике — Who Invented Fish n’ Chips? (по фактуре — такая же футбольная кричалка с вокалом вышеупомянутой Лили Аллен).
Herman’s Hermits: No Milk Today
Это, несомненно, одна из лучших песен на земле, а написал ее Грэм Гоулдман (см. 10СС и др.). Гениальная в простоте мелодия дополнена не менее гениальным по наглядности текстом — описать всю горечь (и одновременно лихость) одиночества через образ отсутствующей у порога бутылки молока. Целительница переехала, как пишут в объявлениях другого свойства.
Coil: Broccoli
Вегетарианскую тему в национальной музыке сложно недооценить. Вспомним, например, бедняцкую Hot potatoes великих The Kinks и Life Is a Minestrone не менее великих 10СС (о пристрастии англичан к итальянской кухне можно писать отдельную историю, а сейчас, как минимум, заметим, что ни одна страна не импортирует столько просекко). Вспомним также, что даже Афекс Твин записал в 1992 году амбиентную композицию, посвященную ревеню, который с 1837-го служит весьма характерным овощем в национальной гастрономии. Но, пожалуй, последнюю великую песню на соответствующую тему записали 20 лет назад покойные Coil — вкрадчивая, призрачная, почти ощутимая паровая ода брокколи.
Наталия Семенова — историк искусства, доктор искусствоведения. Уже несколько десятилетий она изучает судьбы виднейших русских коллекционеров —…
До меня новый номер еще не добрался. Жду встречи со дня на день. Конечно, по…
«Франкенштейн» (Frankenstein), Гильермо дель ТороДата старта проката в Великобритании: 17 октября 2025 года (7 ноября…
Соуэн — древний кельтский праздник. Он отмечается в ночь с 31 октября на 1 ноября.…
Героини статьи представляют разные профессиональные сферы и работают в международных компаниях с насыщенным графиком, карьерными…
Игорь Голяк в своей биографии собрал бинго — рождение в украинском Киеве, взросление и карьеру…