Много лет назад мы подарили нашей подруге Юле на день рождения «сумку для первого свидания». У нее тогда не было бойфренда, но его появление ожидалось в разумные сроки, и мы действовали на опережение ситуации.
Мы сшили ее из старой джинсовой штанины и заполнили всякими полезными предметами, которые ей могли пригодиться: туда вошли зеркальце, помада, билетик на метро, десять рублей денег, конфеты, сигареты и еще куча всякого барахла. Мы вместе потом смеялись весь вечер, когда она доставала из этой сумки предмет за предметом и комментировала, как они ей могут пригодиться.
Вчера в галерее SAAS в Челси я увидел ее «антигероиню»: сумку для последнего свидания. Или, точнее, для завершения отношений. Она висела в воздухе вверх тормашками, и содержимое ее валилось на стол: книги, письма, презервативы, денежная мелочь и прочее.
Это была инсталляция французской художницы Фредерик Федер — часть ее выставки-перформанса «No More Manifesto», посвященной теме домашнего насилия, которая открылась 5 марта в галерее SAAS в Челси.
Она висела в середине комнаты — словно памятник всем женщинам, которые подвергаются мягкой форме насилия, которая по-английски называется «coercive control» (а русского названия этому, кажется, еще не придумали. Иногда так и пишут — «коэрсивный контроль»).
Такому обращению могут подвергаться не только женщины. Но чаще всего жертвы — именно они. Насилие такого рода выражается обычно в последовательных действиях по лишению свободы и внушению страха и чувства беспомощности, которые совершает их партнер. Это может быть ограничение в коммуникации в любой форме: просмотр ее переписки, требование создать общий аккаунт в соцсетях, препятствование общению с семьей и друзьями, контроль самых мелких денежных трат и так далее — вплоть до вывернутых карманов или выпотрошенной сумки с досмотром содержимого.
Чаще других от такого контроля страдают недавно приехавшие иммигранты (например, женщины, вышедшие замуж и переехавшие в другую страну): для них ситуация осложняется отсутствием круга общения в новой стране, финансовой зависимостью от партнера и часто — плохим знанием языка. Мы писали об этом тут и тут.
В Великобритании такое поведение стало считаться насилием совсем недавно, а во многих других странах, даже западных (например, в США), оно законодательно не регулируется до сих пор.
Психологи обычно советуют пройти «чек-лист» и проверить, насколько ваши отношения с партнером можно назвать абьюзивными. И если это четкое «да» — не надеяться на лучшее и уходить: абьюзеры не меняются (и потому, собственно, и «сумка для разрыва отношений»: если отношения дошли до досмотра личных вещей, то надо бежать без оглядки).
Обо всем этом и рассказывала выставка-перформанс в SAAS — галерее москвички Софии Эбботт. Здесь обычно выставляются русские художницы, но для Фредерик Федер было сделано исключение. Художница рассказала, что на создание ее вдохновила история собственной матери, которая подвергалась домашнему насилию, когда Фредерик была ребенком.
Перформанс же заключался в том, что она предложила всем присутствующим вывернуть на стол свои сумки (но не у всех на виду, а за отдельной перегородкой. Она фотографировала процесс — снимки потом тоже станут частью выставки).
Желающие также могли расписаться в своей нелюбви к домашнему насилию — для этого был особый стенд. На нем были нарисованы круги (чем-то в сумме напоминающие женскую грудь, хотя это я, может быть, выдаю желаемое за действительное). В правом предлагалось вписать то, чему стоит сказать «да», в левом — чему стоит сказать «нет».
Сама Фредерик подала пример и первой вывела в левом кругу слова «Coercive Control»:
За нею последовали и посетители, и круги довольно скоро заполнились. Кое-кто, правда, по ошибке вписал свои слова не туда, куда нужно. В «негативном» круге оказались вписаны и мужские имена (вероятно, чьих-то бывших партнеров), и «coronavirus». Люди такие люди: им рассказывают о домашнем насилии, а они все равно слушают чем попало и думают о своем. Но в целом идея сработала.
Проект будет открыт для всех желающих до 26 марта по четвергам. Если вы тоже хотите стать его частью или расписаться в своей нелюбви к домашнему насилию на стене, то у вас еще есть шанс.