Алина Ханна, глава российского и ближневосточного регионов в галерее современного искусства White Cube, поделилась с ZIMA Magazine своими рассуждениями об арт-рынке во время карантина, новой реальности и будущем мира искусства.
Эпидемия коронавируса перевернула наши жизни с ног на голову, заставив переучиваться и следовать принципиально новым правилам поведения. Арт-рынок и культурная сфера не стали исключением — привычная форма общения с искусством быстро перешла в онлайн формат. Для индустрии, в которой живое общение с искусством является неотъемлемой составляющей, этот переход оказался на удивление не так тягостен, как можно было бы предположить, отчасти из-за того, что еще до начала пандемии в арт-мире активно развивались онлайн инициативы, а кризис только ускорил этот процесс. Огромный плюс онлайн платформ заключается в их доступности: любой желающий может скрасить свои карантинные будни виртуальным туром по выставке в одном из лучших музеев мира, заглянуть в мастерскую художника, куда обычно не попасть, или послушать самых именитых кураторов и коллекционеров, не сходя со своего дивана. Это очень удобно, бесплатно и не нужно иметь никаких особых связей в мире искусства. Но все же это не то, совсем не то. Ни одно произведение на экране компьютера не сравнится со своим оригиналом в реальности. И сейчас, заключенные в вынужденной изоляции, скучающие умы готовы радоваться цифровым аналогам реальных шедевров только с условием, что все это временно.
Хочется верить, что эта новая реальность не останется здесь навсегда. Но и те недели, месяцы и годы (только не это!), на которые коронавирус заточил нас по домам, повлекут за собой серьезные экономические последствия для художников, галеристов и всех прочих участников арт-индустрии. COVID-19 несет колоссальный риск обеднения всего арт-рынка: художников, галерей, музеев, образовательных центров и программ. В момент глобального финансового кризиса продажи предметов искусства падают с сокрушительной быстротой. Галеристы постарше, пережившие множество мировых катаклизмов от Великой Депрессии до 9/11, как один, соглашаются с тем, что глобальная пандемия принесла худшие экономические последствия. Недавние исследования показали, что в США 95% художников потеряли заработок в результате эпидемии коронавируса, в среднем потери составили 24 000 долларов США. При этом большинство художников не имеют представления или какого-либо четкого плана того, как эти потери восполнять. Безусловно, множество фондов и частных меценатов делают все, чтобы поддержать их в это сложное время, но это не решает проблемы на системном уровне, и перспективы у многих художников сейчас самые печальные. Правительства некоторых стран оказали существенную поддержку арт-индустрии: так в Германии было выделено 50 миллиардов евро на поддержку фрилансеров и культурных организаций, но и этого оказалось недостаточно; художники просят дальнейшей помощи.
Безусловно, есть и обратная сторона медали: многие частные и институциональные коллекции будут вынуждены продавать произведения искусства, с которыми в «мирное» время они не согласились бы расстаться. Те немногие, кого не затронули финансовые трудности, сейчас смогут приобрести прекрасные работы по не менее прекрасным ценам.
Как долго продлится эта ситуация покажет будущее, а пока что мир искусства с интересом наблюдает за вынужденнными, но от этого не менее интеересными инициативами.
Первой решительный прыжок в цифровое пространство пришлось совершить ярмарке современного искусства Art Basel Hong Kong. Открытие было назначено на 19 марта. С распространением глобальной эпидемии довольно быстро стало очевидным, что единственным вариантом развития событий для Art Basel Hong Kong станет онлайн-ярмарка. Сделанная в последний момент, хотя и с наилучшими намерениями, она не увенчалась особым успехом — интерфейс был неудобен, количество работ ограничено, а качество их презентации оставляло желать лучшего. В целом, вся эпопея показалась многим весьма сумбурной. Несмотря на это, нескольким галереям удалось достигнуть семизначных результатов — вполне стандартный до-коронавирусный результат, но чудо из чудес в новой реальности.
За Art Basel Hong Kong последовали и другие международные и региональные ярмарки искусства. Постепенно коллекционеры привыкли и даже несколько прониклись идеей покупок онлайн. Действительно, здесь есть свои плюсы. Во-первых, технологии не стоят на месте и интерфейс цифровых ярмарок теперь позволяет галереям загрузить большое количество интересной информации, фото- и видео-материалов, а также прочего контента, который будет несомненно интересен тем, кто раздумывает над приобретением той или иной работы. Во-вторых, качество предлагаемых работ значительно возросло: в прошлом на онлайн платформах зачастую предлагалась, скажем так, «вторая линия», а лучшие работы сохранялись для показа на «настоящих» ярмарках. Сейчас такого разделения быть не может. За каждым следующим кликом мышки вполне может скрываться настоящий шедевр. И наконец, и этим онлайн формат мне нравится больше всего, онлайн ярмарка — это только онлайн ярмарка. Это не тусовка, это не показ мод и даже не забег на длинные дистанции, не выходя из выставочного тента. Вам знакома ситуация, когда, сходив на открытие ярмарки, вы вернулись домой, повидав сотню приятелей, но не посмотрев практически ни одного произведения искусства? На онлайн-ярмарке можно сконцентрироваться исключительно на искусстве, и в результате найти что-то особенно интересное.
За ярмарками последовали аукционные дома. Справедливости ради, тут нужно отметить, что аукционные дома начали развивать онлайн-торги задолго до нынешнего кризиса, но задумывались они всегда как дополнительные, сопутствующие «живым» аукционам. Да, они приносили относительно неплохую выручку, но никто и в страшном сне не мог бы себе представить, что монотонные клики мышки полностью заменят волнующую и захватывающую атмосферу аукционов. Тем не менее, за последний месяц количество онлайн-торгов по всему миру выросло на 63%. В марте продажи на них составили 20,7 млн долларов США, что превышает результаты марта 2019 на 20%, и результаты марта 2018 на 75%.
Еще одно преимущество онлайн аукционов в том, что они позволяют охватить гораздо более широкую аудиторию по всему миру и, как правило, привлекают множество новых покупателей.
Несмотря на положительную статистику, коллекционеры все же опасаются делать крупные приобретения онлайн — во-первых, довольно волнительно тратить крупные суммы, не видя работы живьем, во-вторых, сказывается отсутствие азарта и атмосферы «настоящего» аукциона.
В отсутствие физических торгов в аукционных домах также значительно увеличился оборот частных продаж. Для коллекционеров, оказавшихся в тяжелой финансовой ситуации, продажа предметов искусства может оказаться вынужденной мерой, а частные продажи — логичным быстрым решением.
Многие коммерческие галереи уже давно открыли свои онлайн-платформы, а те, кто еще не успел этого сделать, срочно исправляются. Чемпионом в этой сфере можно назвать Дэвида Звирнера, который уже несколько лет предлагал Online Viewing Rooms как дополнительный инструмент продаж. Сейчас он использует эту технологию другим во благо: платформа под незамысловатым названием «Платформа» позволяет более молодым и мелким галереям выставлять своих художников, показывая их работы широкой аудитории Звирнера. Бытует мнение, что в арт-индустрии царствует жесткая конкурентная борьба — даже если это так, на период кризиса галереи явно объявили перемирие, что, согласитесь, здорово.
Другие мега-галереи переняли этот опыт и поддерживают молодых художников и галереи, которым это сейчас совершенно необходимо. Согласно недавнему исследованию The Art Newspaper, галереи прогнозируют, что их продажи за время экономического спада упадут до 70%.
Но они не сдаются. Более того, на радость скучающих в четырех стенах коллекционеров и прочих любителей искусства, возникают все больше и больше интересных инициатив. Выставки на Online Viewing Platforms, возможно, и не сравнятся по восприятию с настоящими, но точно посоревнуются в креативности: вопрос логистики резко отпал, а значит кураторы могут дать полную волю своей фантазии и включить в выставки самые интересные работы из коллекций, расположенных в различных уголках земли. Получаются невероятно захватывающие сравнения и богатые контентом выставки.
Дискуссии между экспертами арт-рынка тоже освободились от ограничений времени и расстояния: когда еще можно было бы послушать диалоги Аниты Заблудович с Мариам Айслер, Ханса Ульриха Обриста с Джулией Пейтон, Тадеуша Ропака с Жан-Шарлем де Кастельбажаком — и все это за один день?
В этот же день можно посетить несколько студий художников, только вместо привычного тура по определенному району Лондона, можно ни в чем себя не ограничивать и заглянуть в мастерскую любимого художника, скажем, в Нью-Йорке, остановится на чай в другой студии в Париже и завершить тур в Гонконге.
Художники как никто другой ощущают мировой кризис и передают эти чувства в своих работах. Мне особенно запомнился дневник Трейси Эмин, который она вела в инстаграме галереи White Cube в этом месяце: каждый день она рассказывала о своих ощущениях которые в параллели с настроением британского общества менялись от недоумения, неприятия к необоснованной агрессии и страху. На протяжении этой недели Эмин работала над новой картиной в своей студии, краски на которой сгущались с каждым днем, как сгущался кризис на планете.
Подобные дневники также вели Энтони Гормли, Сара Моррис, Теастер Гейтс. Удивительно быть допущенным во внутренний мир этих знаменитых художников, переживать этот кризис с ними и находить утешение в том, что все мы едины. Будем очень надеяться на то, что вместе мы преодолеем пандемию как можно скорее, а пока – будем оставаться дома и наслаждаться искусством онлайн.
Фото: VisualHunter.com\Pexels.com