Илья Гончаров. Как племя чокто удачно вложило деньги

Китайцы, говорите, послали оборудование и врачей на помощь Европе? Россия отправила врачей и средства индивидуальной защиты в помощь медикам Ломбардии? Все это, конечно, замечательно и показывает людей и правительства с лучшей стороны. Но самая душевная история из мира народной дипломатии в эпоху COVID-19 произошла в Ирландии.

И началась она, вы не поверите, 170 лет назад в США.

Жил на американской земле индейский народ чокто. Сначала там, где хотел. А именно — на юге США, на месте нынешних штатов Луизиана, Миссисипи и Алабама. А потом — в резервации в Оклахоме, куда его переселили европейские колонизаторы.

Это переселение происходило с 1830 по 1833 годы. Американские эффективные менеджеры имели свои виды на плодородные земли чокто и сослали большую их часть на запад, в места похуже.

Наверное, вы догадываетесь, что в те годы в Оклахому не только не летали самолеты, но и не ходили также поезда, и добраться туда можно было только своим ходом. По дороге значительная их часть погибла — кто от голода, кто от холеры, кто от воспаления легких (если переселялся зимой). Разные источники дают разные оценки: из 17 тысяч переселенцев в пути умерло от 2 до 6 тысяч человек. А те, кто добрался, принимались с нуля строить новую жизнь на скудной каменистой почве (выражаясь современным языком, условия были не самые комфортные).

Америка Мередит «Кокто оказывают помощь ирландцам» 2002-2013

В учебниках переселение чокто и еще нескольких индейских племен называется «Тропой слёз», и это до сих пор одна из самых стыдных страниц в истории США.

«Все так, Илюша, но причем тут Ирландия?» — спросите вы, переминаясь с ноги на ногу от нетерпения.

А при том, что дальше было вот что. В 1847 году, спустя всего 15 лет после переселения, в Ирландии случился голод. В резервации чокто об этом узнали и решили не оставаться в стороне. Они умудрились собрать всей общиной целых 170 долларов и отправили за океан голодающим ирландцам. Которых, надо заметить, не видели в жизни ни разу.

170 долларов даже по тем временам были деньгами не огромными. С помощью интернет-калькуляторов, найденных в Гугле, ваш покорный корреспондент вычислил, что на нынешние деньги это порядка 4000 долларов. Тут куда важнее сам факт: люди, сами пережившие беду, не остались безучастны к беде других, незнакомых людей. 

Скульптура «Родственные души»

С одной стороны, а что такого: культура благотворительности существовала и в XIX веке. С другой — всякая помощь и участие прекрасны и нужны, и всякий добрый поступок — это вклад в победу добра на Земле.

В благодарность за помощь маленького доброго народа ирландцы даже установили памятник в городе Корк. 

Долго ли, коротко ли, в 2020 году в мире наступила пандемия коронавируса. И индейское племя чокто вновь стало переживать не лучшие времена: они ведь по-прежнему живут в резервации. Из-за локдауна они стали испытывать проблемы с водой, едой и другими жизненно важными ресурсами. 

Сначала средства собирали американские волонтеры, но позднее о проблемах племени узнали и в Ирландии. И началось: про это написали газеты, сообщение о том, что чокто в беде, распространилось по соцсетям, ирландцы друг другу отправляли ссылку на краудфандинговую кампаниию — и в результате активистам за полтора месяца локдауна удалось собрать уже почти три миллиона долларов (правда, там не учитывается, сколько средств поступило именно из Ирландии, но я подозреваю, что значительная доля).

Для ирландского народа эта кампания стала важным объединяющим событием, а для народа чокто — своевременной поддержкой. И уж, конечно, лучшим вложением денег за всю его историю, хотя в 1847 году оно вряд ли рассматривало его как инвестицию — это была помощь от чистого сердца.

фото: Legion-Media

Илья Гончаров

Житель города Лондона, гуманитарий умственного труда, выпускник журфака МГУ, выпускающий редактор ZIMA и вообще доволен жизнью

Новые статьи

Как проект KiNO помогает молодым людям найти точку опоры

KiNO начал работу в марте 2022 года — как ответ на очень непростое время, когда…

1 день ago

Роза, которая никогда не увянет

Вечер памяти Майи Плисецкой начался с простой и очень понятной вещи — зал оказался почти…

2 дня ago

Клуб первых леди. «Первая жертва»: Денис Катаев — о Брижит Макрон и цене публичной роли

Photo by Ludovic MARIN. Ле-Туке — престижный курортный городок на севере Франции, в департаменте Па-де-Кале,…

3 дня ago

Когда сны сбываются

Вообще dress code — black tie — был соблюден гостями и организаторами с английской пунктуальностью.…

4 дня ago

Борис Гребенщиков: «Не спрашивай, почему так темно»

Фото: архивы пресс-служб Джоанны Стингрей. В «Странных новостях» БГ предстает «сыном северной тьмы», каким, собственно, и…

5 дней ago

Рената Литвинова. «На сильные чувства мне нужно время»

Фото: Асет Героева. Магия имен... Вижу на афише имя Эрнста Любича и сразу вспоминаю «Ниночку»…

6 дней ago