Интересно

Джерри Миллер. Эркюль Пуаро и Лондон.

В этом году исполняется 100 лет со дня появления на свет Эркюля Пуаро — частного детектива, не уступающего по славе самому Шерлоку Холмсу. Именно в 1920 году был опубликован первый роман Агаты Кристи, где следствие ведет этот бывший инспектор полиции из Бельгии — «Таинственное происшествие в Стайлс» (The Mysterious Affair at Styles). А скончался Пуаро за год до смерти своей создательницы. Об этом повествует роман «Занавес». Маленький усатый гений стал единственным вымышленным персонажем в истории, удостоившимся некролога на первой странице влиятельной The New York Times: «6 августа 1975 скончался Эркюль Пуаро, известный бельгийский детектив». 

 

Poirot TV Series 1989-2013

В 2013 году — по завершению съемок 13-го (и последнего) сезона британского телесериала «Пуаро Агаты Кристи» — пришлось отойти от дел и Дэвиду Суше, исполнявшему роль Пуаро последние 24 года. Многие считают, в том числе единственный внук Кристи Мэтью Причард, что образ, созданный Суше, ближе всех по духу к творениям гранд-дамы детективного жанра. А конкурировать ему пришлось с такими гигантами экрана как Альберт Финни и Питер Устинов. Экранизированы абсолютно все произведения Кристи с участием Пуаро, за исключением короткого рассказа «Наследство Лемезюрье», сюжет которого частично использован в одном из заключительных эпизодов. Любопытно, что Дэвид Суше рад тому, что серия «Занавес», в которой он «прощается с жизнью», снималась не последней, так что актер расстался со своим телеобразом не в самый минорный момент.  

Семенящая походка, яйцевидная голова, постоянно упоминаемые «маленькие серые клетки» мозга… Дэвид Суше, гениально воссоздавший детектива-бельгийца, для вхождения в образ прочитал все романы Агаты Кристи, где следствие ведет Пуаро, просмотрел все экранизации прошлого, изучил историю и культуру Бельгии. Позади — 70 серий и 40 фальшивых навощенных усов. Давайте оглянемся назад и поразмыслим над тем, как показали мир Пуаро создатели этого телесериала. 

 

Poirot TV Series 1989-2013

Действие романов Кристи происходит не только в британской столице, но и в тех экзотических местах, где она побывала лично, сопровождая на раскопках своего знаменитого мужа-археолога Макса Маллоуэнна. Так появляются на свет «Убийство в Месопотамии», «Смерть на Ниле», «Родосский треугольник», а по пути в эти места Кристи пишет «Убийство в Восточном экспрессе» и «Происшествие в море». На Британских островах королева детектива явно отдает предпочтение сельским имениям и приморским городкам, в частности, в своих родных графствах Девоншир и Корнуолл на западе Англии, куда она то и дело отправляет Пуаро на отдых. Естественно, никакого отдыха не получается — куда бы Пуаро ни приезжал, там сразу происходит леденящее душу убийство. Это относится к таким лентам как «Корнуольская тайна», «Двойной грех», «Убийства по алфавиту», «Зло под солнцем» и «Загадка Эндхауза». Однако и Лондону кое-что в наследии Кристи перепало. И этот рассказ как раз о тех местах британской столицы, где съемки «пуарониады» либо проходили, либо вполне могли бы проходить.  

 

Florin Court

Для начала узнаем немного о доме, в котором обитает теле-Пуаро — о Whitehaven Mansions. Здесь в гостиной лениво читает спортивные полосы газет недалекий, но насквозь английский компаньон Пуаро — капитан Гастингс, тут стучит на машинке Remington или раскладывает документы по ящичкам секретарша бельгийца миссис Лемон. Иногда мы видим крыльцо дома, порой действие происходит у лифта, но чаще всего дом показывают со стороны прилежащего к нему сквера. В одной из серий по скверу бегают дети-статисты, в другой — прогуливаются влюбленные парочки или появляется занятый своей работой садовник, а вот через сквер семенит и сам великий сыщик. Дом этот появляется в каждом эпизоде сериала, а в «Квартире на четвертом этаже» в нем вообще происходит все действие.  

События почти всех романов Кристи, в которых следствие ведет Пуаро, происходят в период между главными войнами ХХ века. Собственно, хронологически первый эпизод — это «Таинственное происшествие в Стайлзе», где речь идет о Первой мировой войне, а в эпизоде «Часы», где ловят немецких шпионов, — мы уже накануне Второй мировой.

Межвоенный Лондон был совершенно «белым». Создатели телесериала не стали следовать сиюминутным требованиям политической правильности и перманентной борьбы с расизмом и делать город преимущественно темнокожим. Единственный иностранец в телеверсии — это сам бельгиец Пуаро, которого за глаза то и дело ошибочно называют то французом (из-за акцента), а то и просто «чертовым иностранцем». Благодаря гению Суше подобные ярлыки звучат очень убедительно.

Эта пора совпадает в Европе и Америке с эстетическим движением Art Deco. (Мы в данном случае употребляем термин «ар-деко» в том значении, в котором его стали использовать в 1960-е годы прошлого века в США, обозначая все разновидности позднего модерна: и конструктивизм, и пост-конструктивизм, и Баухаус, и «Школу прерий» Райта и т.д. – прим. автора). И создатели последней реинкарнации Пуаро с Дэвидом Суше кропотливо ввели в телеповествование все основные британские жемчужины этого стиля. Тут и интерьер пульмановских вагонов Orient Express, и фасады общественных зданий, и декор ресторанов, и музыка за кадром, и картины на стенах и даже орудия убийства – как, например, артдекошная статуэтка в форме обнаженной женщины в «Приключениях итальянского аристократа».

 

Freemasons Hall

Самый, пожалуй, удивительный случай использования крупномасштабного комплекса ар-деко в телесериале относится к зданию лондонской франко-масонской ложи Freemasons Hall в Ковент-Гардене. В эпизоде «Что растет в твоем саду» в нем расположено советское посольство. Здание построили в 1925-1933 годах архитекторы Эшли и Ньюман. Ложа открыта для публики, так что есть возможность полюбоваться масштабными  интерьерами, пройтись с экскурсией по зданию в сопровождении гида-масона и узнать все об истории британского масонства. 

Годы между войнами — это время строительства или перестройки нескольких знаменитых лондонских гранд-отелей: Dorchester, Grosvenor House, Savoy и Clarige’s среди прочих. В «Тайне синего поезда» участники событий отправляются из Лондона на поезде на французскую Ривьеру. Однако открывающие сцены эпизода сняты в фойе отеля 45 Park Lane, непременно заслуживающего посещения. Но еще два слова об отеле Clarige’s: он известен тем, что в нем останавливаются приезжающие в Лондон члены королевских семей, которых не пригласили на постой в Букингемский дворец или Виндзорский замок. Так, во время Второй мировой войны, в номере 212 жил в изгнании король Югославии Петер II с супругой и британское правительство на один день (17 июля 1945 года) объявило этот номер территорией Югославии — чтобы краун-принц Александр появился на свет на родной земле. Собственно, останавливались и останавливаются здесь некоронованные короли Голливуда и не только: Одри Хепберн, Кэри Грант, Альфред Хичкок, Брэд Питт, Дэвид и Виктория Бекхэмы.

 

Clarige’s restaurant

Лондонские гранд-отели, в отличие от многих других заведений, дают возможность законно осмотреть интерьер здания. Можно зайти в ресторан или бар гостиницы на чашку кофе или бокал вина. Если вы прилично одеты и не ведете себя подозрительно — вас никто ни о чем не спросит. Вы можете пойти дальше и забронировать столик на чайную церемонию (Afternoon Tea): англичане пьют чай с часу до пяти, а не как считают французы, придумавшие английский «файф-о-клок». Хорошая опция для чаепития — главное фойе отеля Dorchester. Можно пойти в ресторан при гостинице, чтобы оценить интерьер эпохи, о которой идет речь — скажем, Davies and Brook в Clarige’s, где и вестибюль отеля, и этот ресторан — просто праздник для глаз поклонников ар-деко. Перенестись в первую половину XX века можно также заглянув в ресторан Searcys St Pancras Grand на главном терминале поездов, идущих из Лондона в Париж. Он отделан в стиле пульмановских вагонов «Восточного экспресса». Но трапезничать там я вам не рекомендую, можно разве что перехватить пару дюжин устриц с шампанским. 

 

Searcys St Pancras Grand

Об одной малой жемчужине лондонского ар-деко хочется рассказать отдельно. В главном вестибюле отеля Savoy на каминной полке красуется метровой высоты деревянный черный кот по кличке «Каспар». Он, так сказать, талисман отеля. А дело было так…

В 1898 году предприниматель и постоянный клиент гостиницы Вулф Джоел перед отправлением по делам в Южную Африку решил устроить прощальный банкет и собрать на него своих лондонских друзей. Он обсудил свою идею с менеджером отеля Цезарем Рицем (позднее основавшим сеть гостиниц Ritz), и они разработали специальное меню для 14 человек: 13 гостей и хозяин. В последний момент выяснилось, что один из гостей не может приехать. Джоел проигнорировал предупреждения о дурных предзнаменованиях, касающихся числа 13, среди которых одно гласило следующее: «Первый из покинувших стол первым и умрет». Джоел презрительно отмел это суеверие и первым, сославшись на дела, покинул банкетный зал. Через несколько недель в печати появилось сообщение, что Джоела застрелили в его кабинете в Йоханнесбурге. Руководство отеля решило, что в будущем, если до 14 человек на банкете не хватает одного, вместо него за стол должен сесть кто-то один из персонала. Однако вскоре стало ясно, что присутствие чужака сковывает гостей — они не могут открыто обсуждать свои дела. Savoy нашел вот какое решение: у модного дизайнера в стиле модерн Базиля Айонодиса был заказан вышеупомянутый деревянный кот. Теперь каждый раз, когда за столом собирается 13 человек, на 14-й стул усаживают кота и повязывают ему на шею салфетку. Каспару, как и всем остальным участникам банкета, подают блюдо за блюдом и наливают вино. 

 

The Savoy

(Подъезд к отелю Savoy — единственная в Великобритании улица с правосторонним движением. Фасад отеля, реконструированный в 1930-х годах, повторяет линии капота «Роллс-Ройса», так что стилизованная статуя принца Питера Савойского, чья усадьба когда-то стояла на этом месте, выполняет роль статуэтки-эмблемы «Роллс-Ройса» «Дух экстаза»).

А как герои телесериала путешествуют? На каких самолетах, пароходах, поездах? Эпоха ар-деко — это эпоха красивой жизни процветающих классов, золотая эпоха морских круизов, стильных автомобилей и поездов.  

Orient Express, в котором происходит действие «Убийства в Восточном экспрессе», возит пассажиров и в наши дни, правда, не в Стамбул и Дамаск, а в однодневные путешествия по Англии. На вокзале «Виктория» есть специальный зал ожидания Восточного экспресса, где все выдержано в стиле 1930-х годов прошлого века. Обычно поезд выезжает в красивые курортные города, такие как Бат или Брайтон. Во время пути в одну сторону официанты, одетые как в былые времена, подают завтрак с шампанским, а в обратную —претенциозный, но вкусный обед. Кстати, несколько лет назад Дэвид Суше был ведущим чудесного документального фильма о Восточном экспрессе, в котором говорил своим настоящим голосом, а не смешным с бельгийским акцентом, как в телесериале. 

 

Orient Express interior

В нескольких эпизодах «Пуаро» появляется давно не действующий Croydon Airport — самый старый лондонский аэропорт и, возможно, самый первый международный аэропорт мира. В «Смерти в облаках» Кройдонский аэропорт, снятый под разными углами, выполняет сразу две роли: свою собственную и парижского «Ле Бурже». Добраться до него непросто, разве что на машине по дороге A23, ведущей из Лондона в Брайтон. Однако любителей позднего модерна ожидает приятный сюрприз: в здание аэропорта можно зайти и внутри фотографировать. В наши дни там располагаются офисы нескольких фирм, а также плохонький индийский ресторан.

Движение ар-деко коснулось всех сторон жизни британского общества 1920-1930-х годов. Это эпоха бурного технического прогресса. Как и в Америке, на Британских островах возникла вариация под названием «индустриальный модерн». Один из ярких примеров этого направления — теплоэлектростанция «Баттерси», которая появляется во вводной мультипликационной заставке львиной доли эпизодов «Пуаро Агаты Кристи» вместе с дымящими вовсю пароходом и провозом. Это же здание мелькает в эпизоде «Приключение кухарки из Клепхема» (а также красуется на обложке диска группы Pink Floyd «Animals» — прим. автора).

 

Battersea Power Station

Теплоэлектростанция «Баттерси» на южном берегу Темзы уже много лет не дымит — сейчас ее переделывают под люксовый жилой комплекс. Построил это самое большое кирпичное сооружение мира архитектор Джайлс Гильберт Скотт; его же архитектурная фирма возвела и другой шедевр индустриального модерна 1930-х годов — Bankside Power Station, ныне Музей современного искусства Тэйт-Модерн, недавно отмечавший 20-летний юбилей своего создания. Скотту также принадлежит дизайн знаменитой лондонской красной телефонной будки — другой пример лондонского модерна. Архитектора натолкнул на идею ее дизайна древнегреческий надгробный памятник. Прототип его ищите в Британском музее. 

К знаковым образчикам промышленного модерна следует отнести и бывший завод пылесосов Hoover Building, мимо которого проезжаешь на пути из Лондона в Оксфорд по А40. Сегодня это внушительных размеров белое здание перестроено в очень дорогой многоквартирный комплекс. Hoover Building появляется в нескольких эпизодах: в «Короле треф» исполняет роль киностудии, а во «Сне» — фабрику по производству куриных пирогов Бенедикта Фарли. Более того, в этом последнем случае архитектурные особенности ар-деко играют ключевую роль в осуществлении преступления: владельца фабрики, высунувшегося из окна, убивают выстрелом из углового окна-выступа, характерного для этого стиля.

 

Hoover Building

Если выезжать за пределы центра Лондона по местам съемок, то это, без сомнения, должен быть визит в открытый для публики и расположенный недалеко от квартала Гринвич дворец Eltham Palace. В 1930-е годы его перестроили из средневекового в идеальное модернистское здание молодые архитекторы Джон Сили и Поль Паже. Сделано это было по заказу владельца дворца, богатого потомка гугенотов, и его супруги  — Стивена и Вирджинии Курто. Этот дворец «жемчужиной ар-деко» не назовешь — это огромный бриллиант, замок Аэлиты. Полюбоваться на него можно в эпизоде «Трагедии в трех актах». 

Мы не хотим вводить в заблуждение нашего читателя. Кроме стиля ар-деко в телеэпопее «Пуаро» на экране появляются многие другие лондонские достопримечательности. В «Проклятии египетской гробницы» действие происходит в Британском музее. В эпизоде «Карты на стол» место событий — дом-музей викторианского скульптора и художника лорда Лейтона: в наши дни он открыт для публики и являет собой мекку для дизайнеров. В том же эпизоде мелькает Мемориал принца Альберта в Кенсингтонских садах, установленный задолго до эпохи ар-деко в 1880-х годах.  В «Странной краже» Пуаро встречается с леди Маргарет Мэйфилд в Лондонском зоопарке. Там среди прочего показан снесенный несколько лет тому назад, к великому сожалению знатоков, пингвинарий архитектора российского происхождения Бертольда Любедкина — сам по себе шедевр позднего модерна. Этот список можно было бы продолжать еще очень долго.

 

Leighton House Museum

Вам когда-нибудь удавалось догадаться, кто преступник в романах Кристи? Писательница обычно ведет себя как опытная мошенница-наперсточница: вот она помахала у вас перед носом ключевой уликой. Уже разгадали? Все неверно: преступником оказывается тот, против кого вообще улик не было. Согласны? Опять ошибка: преступник на самом деле тот, на кого все улики указывают. Вон его даже туповатый старший инспектор полиции Джепп уже арестовал.

И в заключение навестим лондонский адрес самой Агаты Кристи. Да, она родилась и выросла в городе Торки на так называемой «английской Ривьере» в графстве Девоншир — там есть мемориальная доска и памятник писательнице. В Девоншире же для посетителей открыто ее дачное имение Greenway. Последние годы жизни Кристи провела в Winterbrook House в городке Уоллингфорд на Темзе, в нем она скончалась и похоронена вместе с мужем при церкви в ближайшей деревушке Чолси. В межвоенные годы королева детектива жила в Лондоне — в кварталах Кенсингтон и Челси. Я часто бываю в тех местах с туристами.

Случаются в жизни удивительные совпадения. На доме через дорогу от кенсингтонского дома Кристи висит другая примечательная мемориальная доска: здесь жил комиссар Скотленд-Ярда Эдуард Генри, разработавший метод опознания человека по отпечаткам пальцев. Научная криминалистика и работа маленьких серых клеточек Пуаро сведены вместе!

Автор материала — Джерри Миллер, эксперт ZIMA по Лондону и Великобритании. Джерри проводит частные экскурсии «Лондон Агаты Кристи», «Лондон Эркюля Пуаро» и «Англия Агаты Кристи».

Записки лондонского гида

www.angliskyklub.com

londoninrussian@gmail.com

+447754062365

Фото: Legion-Media: Flickr

 

Читайте также:

Джерри Миллер. Тёмная вода Темзы

Лондон, вид сверху. Блог Джерри Миллера

Джерри Миллер. Роза Англии

Джерри Миллер

Джерри Миллер – профессиональный лондонский экскурсовод самой высокой в Великобритании категории «Blue Badge» - «cиний значок». Живёт в Лондоне 26 лет. Джерри пишет статьи и рассказы в жанре вояжной литературы. Автор многочисленных публикаций на темы путешествий в изданиях США, Великобритании и России на русском и английском языках. Он много лет проработал в Русской службе Би-Би-Си, составлял и вёл пользовавшийся большим успехом радиожурнал путешествий по Британским островам «Травелог». В прошлом редактировал путеводители по Лондону издательства «Lonely Planet» на английском языке. Ныне работает постоянным рецензентом самого престижного лондонского справочника ресторанов «Harden’s». Действительный член британского Королевского географического общества. Директор частной специализированной фирмы путешествий по Британским островам "Английский Клуб".

Новые статьи

«Наше сокровище». О спектакле Жени Беркович, который сыграли в Лондоне

В спектакле Жени Беркович хорошо известное предстает в новом, почти парадоксальном свете. Гротескные образы соседствуют…

22 часа ago

Странные друзья принца Эндрю и Фараджа. И кто выпил весь «Гиннесс»?

Принц Эндрю и шпионский скандал Эта история началась еще на прошлой неделе, но настоящая битва…

1 день ago

Знакомьтесь: мультимедийная художница Софья Малемина, выставка которой прошла в art’otel London Hoxton

В ноябре 2024 года Софья Малемина представила свою первую персональную выставку Abiogenesis в сотрудничестве с…

2 дня ago

Посиделки в «Зиме»: Слава Полунин рассказывает о том, почему дураком быть хорошо

Про «Снежное шоу»   «Снежное шоу» живет на сцене уже больше тридцати лет — с…

3 дня ago

Главные выставки, которые откроются в Лондоне в 2025 году

«Удивительные вещи»: рисунки Виктора Гюго, Astonishing Things: The Drawings of Victor Hugo Когда: 21 марта — 29 июня 2025Где: Royal Academy of Arts, Burlington House, Piccadilly,…

4 дня ago

«Искусство должно быть добрым». Интервью с художницей Анной Кипарис

В ваших интервью и выступлениях вы говорите о том, что для вас очень важна литература…

4 дня ago