В этом году исполняется 100 лет со дня появления на свет Эркюля Пуаро — частного детектива, не уступающего по славе самому Шерлоку Холмсу. Именно в 1920 году был опубликован первый роман Агаты Кристи, где следствие ведет этот бывший инспектор полиции из Бельгии — «Таинственное происшествие в Стайлс» (The Mysterious Affair at Styles). А скончался Пуаро за год до смерти своей создательницы. Об этом повествует роман «Занавес». Маленький усатый гений стал единственным вымышленным персонажем в истории, удостоившимся некролога на первой странице влиятельной The New York Times: «6 августа 1975 скончался Эркюль Пуаро, известный бельгийский детектив».
В 2013 году — по завершению съемок 13-го (и последнего) сезона британского телесериала «Пуаро Агаты Кристи» — пришлось отойти от дел и Дэвиду Суше, исполнявшему роль Пуаро последние 24 года. Многие считают, в том числе единственный внук Кристи Мэтью Причард, что образ, созданный Суше, ближе всех по духу к творениям гранд-дамы детективного жанра. А конкурировать ему пришлось с такими гигантами экрана как Альберт Финни и Питер Устинов. Экранизированы абсолютно все произведения Кристи с участием Пуаро, за исключением короткого рассказа «Наследство Лемезюрье», сюжет которого частично использован в одном из заключительных эпизодов. Любопытно, что Дэвид Суше рад тому, что серия «Занавес», в которой он «прощается с жизнью», снималась не последней, так что актер расстался со своим телеобразом не в самый минорный момент.
Семенящая походка, яйцевидная голова, постоянно упоминаемые «маленькие серые клетки» мозга… Дэвид Суше, гениально воссоздавший детектива-бельгийца, для вхождения в образ прочитал все романы Агаты Кристи, где следствие ведет Пуаро, просмотрел все экранизации прошлого, изучил историю и культуру Бельгии. Позади — 70 серий и 40 фальшивых навощенных усов. Давайте оглянемся назад и поразмыслим над тем, как показали мир Пуаро создатели этого телесериала.
Действие романов Кристи происходит не только в британской столице, но и в тех экзотических местах, где она побывала лично, сопровождая на раскопках своего знаменитого мужа-археолога Макса Маллоуэнна. Так появляются на свет «Убийство в Месопотамии», «Смерть на Ниле», «Родосский треугольник», а по пути в эти места Кристи пишет «Убийство в Восточном экспрессе» и «Происшествие в море». На Британских островах королева детектива явно отдает предпочтение сельским имениям и приморским городкам, в частности, в своих родных графствах Девоншир и Корнуолл на западе Англии, куда она то и дело отправляет Пуаро на отдых. Естественно, никакого отдыха не получается — куда бы Пуаро ни приезжал, там сразу происходит леденящее душу убийство. Это относится к таким лентам как «Корнуольская тайна», «Двойной грех», «Убийства по алфавиту», «Зло под солнцем» и «Загадка Эндхауза». Однако и Лондону кое-что в наследии Кристи перепало. И этот рассказ как раз о тех местах британской столицы, где съемки «пуарониады» либо проходили, либо вполне могли бы проходить.
Для начала узнаем немного о доме, в котором обитает теле-Пуаро — о Whitehaven Mansions. Здесь в гостиной лениво читает спортивные полосы газет недалекий, но насквозь английский компаньон Пуаро — капитан Гастингс, тут стучит на машинке Remington или раскладывает документы по ящичкам секретарша бельгийца миссис Лемон. Иногда мы видим крыльцо дома, порой действие происходит у лифта, но чаще всего дом показывают со стороны прилежащего к нему сквера. В одной из серий по скверу бегают дети-статисты, в другой — прогуливаются влюбленные парочки или появляется занятый своей работой садовник, а вот через сквер семенит и сам великий сыщик. Дом этот появляется в каждом эпизоде сериала, а в «Квартире на четвертом этаже» в нем вообще происходит все действие.
События почти всех романов Кристи, в которых следствие ведет Пуаро, происходят в период между главными войнами ХХ века. Собственно, хронологически первый эпизод — это «Таинственное происшествие в Стайлзе», где речь идет о Первой мировой войне, а в эпизоде «Часы», где ловят немецких шпионов, — мы уже накануне Второй мировой.
Межвоенный Лондон был совершенно «белым». Создатели телесериала не стали следовать сиюминутным требованиям политической правильности и перманентной борьбы с расизмом и делать город преимущественно темнокожим. Единственный иностранец в телеверсии — это сам бельгиец Пуаро, которого за глаза то и дело ошибочно называют то французом (из-за акцента), а то и просто «чертовым иностранцем». Благодаря гению Суше подобные ярлыки звучат очень убедительно.
Эта пора совпадает в Европе и Америке с эстетическим движением Art Deco. (Мы в данном случае употребляем термин «ар-деко» в том значении, в котором его стали использовать в 1960-е годы прошлого века в США, обозначая все разновидности позднего модерна: и конструктивизм, и пост-конструктивизм, и Баухаус, и «Школу прерий» Райта и т.д. – прим. автора). И создатели последней реинкарнации Пуаро с Дэвидом Суше кропотливо ввели в телеповествование все основные британские жемчужины этого стиля. Тут и интерьер пульмановских вагонов Orient Express, и фасады общественных зданий, и декор ресторанов, и музыка за кадром, и картины на стенах и даже орудия убийства – как, например, артдекошная статуэтка в форме обнаженной женщины в «Приключениях итальянского аристократа».
Самый, пожалуй, удивительный случай использования крупномасштабного комплекса ар-деко в телесериале относится к зданию лондонской франко-масонской ложи Freemasons Hall в Ковент-Гардене. В эпизоде «Что растет в твоем саду» в нем расположено советское посольство. Здание построили в 1925-1933 годах архитекторы Эшли и Ньюман. Ложа открыта для публики, так что есть возможность полюбоваться масштабными интерьерами, пройтись с экскурсией по зданию в сопровождении гида-масона и узнать все об истории британского масонства.
Годы между войнами — это время строительства или перестройки нескольких знаменитых лондонских гранд-отелей: Dorchester, Grosvenor House, Savoy и Clarige’s среди прочих. В «Тайне синего поезда» участники событий отправляются из Лондона на поезде на французскую Ривьеру. Однако открывающие сцены эпизода сняты в фойе отеля 45 Park Lane, непременно заслуживающего посещения. Но еще два слова об отеле Clarige’s: он известен тем, что в нем останавливаются приезжающие в Лондон члены королевских семей, которых не пригласили на постой в Букингемский дворец или Виндзорский замок. Так, во время Второй мировой войны, в номере 212 жил в изгнании король Югославии Петер II с супругой и британское правительство на один день (17 июля 1945 года) объявило этот номер территорией Югославии — чтобы краун-принц Александр появился на свет на родной земле. Собственно, останавливались и останавливаются здесь некоронованные короли Голливуда и не только: Одри Хепберн, Кэри Грант, Альфред Хичкок, Брэд Питт, Дэвид и Виктория Бекхэмы.
Лондонские гранд-отели, в отличие от многих других заведений, дают возможность законно осмотреть интерьер здания. Можно зайти в ресторан или бар гостиницы на чашку кофе или бокал вина. Если вы прилично одеты и не ведете себя подозрительно — вас никто ни о чем не спросит. Вы можете пойти дальше и забронировать столик на чайную церемонию (Afternoon Tea): англичане пьют чай с часу до пяти, а не как считают французы, придумавшие английский «файф-о-клок». Хорошая опция для чаепития — главное фойе отеля Dorchester. Можно пойти в ресторан при гостинице, чтобы оценить интерьер эпохи, о которой идет речь — скажем, Davies and Brook в Clarige’s, где и вестибюль отеля, и этот ресторан — просто праздник для глаз поклонников ар-деко. Перенестись в первую половину XX века можно также заглянув в ресторан Searcys St Pancras Grand на главном терминале поездов, идущих из Лондона в Париж. Он отделан в стиле пульмановских вагонов «Восточного экспресса». Но трапезничать там я вам не рекомендую, можно разве что перехватить пару дюжин устриц с шампанским.
Об одной малой жемчужине лондонского ар-деко хочется рассказать отдельно. В главном вестибюле отеля Savoy на каминной полке красуется метровой высоты деревянный черный кот по кличке «Каспар». Он, так сказать, талисман отеля. А дело было так…
В 1898 году предприниматель и постоянный клиент гостиницы Вулф Джоел перед отправлением по делам в Южную Африку решил устроить прощальный банкет и собрать на него своих лондонских друзей. Он обсудил свою идею с менеджером отеля Цезарем Рицем (позднее основавшим сеть гостиниц Ritz), и они разработали специальное меню для 14 человек: 13 гостей и хозяин. В последний момент выяснилось, что один из гостей не может приехать. Джоел проигнорировал предупреждения о дурных предзнаменованиях, касающихся числа 13, среди которых одно гласило следующее: «Первый из покинувших стол первым и умрет». Джоел презрительно отмел это суеверие и первым, сославшись на дела, покинул банкетный зал. Через несколько недель в печати появилось сообщение, что Джоела застрелили в его кабинете в Йоханнесбурге. Руководство отеля решило, что в будущем, если до 14 человек на банкете не хватает одного, вместо него за стол должен сесть кто-то один из персонала. Однако вскоре стало ясно, что присутствие чужака сковывает гостей — они не могут открыто обсуждать свои дела. Savoy нашел вот какое решение: у модного дизайнера в стиле модерн Базиля Айонодиса был заказан вышеупомянутый деревянный кот. Теперь каждый раз, когда за столом собирается 13 человек, на 14-й стул усаживают кота и повязывают ему на шею салфетку. Каспару, как и всем остальным участникам банкета, подают блюдо за блюдом и наливают вино.
(Подъезд к отелю Savoy — единственная в Великобритании улица с правосторонним движением. Фасад отеля, реконструированный в 1930-х годах, повторяет линии капота «Роллс-Ройса», так что стилизованная статуя принца Питера Савойского, чья усадьба когда-то стояла на этом месте, выполняет роль статуэтки-эмблемы «Роллс-Ройса» «Дух экстаза»).
А как герои телесериала путешествуют? На каких самолетах, пароходах, поездах? Эпоха ар-деко — это эпоха красивой жизни процветающих классов, золотая эпоха морских круизов, стильных автомобилей и поездов.
Orient Express, в котором происходит действие «Убийства в Восточном экспрессе», возит пассажиров и в наши дни, правда, не в Стамбул и Дамаск, а в однодневные путешествия по Англии. На вокзале «Виктория» есть специальный зал ожидания Восточного экспресса, где все выдержано в стиле 1930-х годов прошлого века. Обычно поезд выезжает в красивые курортные города, такие как Бат или Брайтон. Во время пути в одну сторону официанты, одетые как в былые времена, подают завтрак с шампанским, а в обратную —претенциозный, но вкусный обед. Кстати, несколько лет назад Дэвид Суше был ведущим чудесного документального фильма о Восточном экспрессе, в котором говорил своим настоящим голосом, а не смешным с бельгийским акцентом, как в телесериале.
В нескольких эпизодах «Пуаро» появляется давно не действующий Croydon Airport — самый старый лондонский аэропорт и, возможно, самый первый международный аэропорт мира. В «Смерти в облаках» Кройдонский аэропорт, снятый под разными углами, выполняет сразу две роли: свою собственную и парижского «Ле Бурже». Добраться до него непросто, разве что на машине по дороге A23, ведущей из Лондона в Брайтон. Однако любителей позднего модерна ожидает приятный сюрприз: в здание аэропорта можно зайти и внутри фотографировать. В наши дни там располагаются офисы нескольких фирм, а также плохонький индийский ресторан.
Движение ар-деко коснулось всех сторон жизни британского общества 1920-1930-х годов. Это эпоха бурного технического прогресса. Как и в Америке, на Британских островах возникла вариация под названием «индустриальный модерн». Один из ярких примеров этого направления — теплоэлектростанция «Баттерси», которая появляется во вводной мультипликационной заставке львиной доли эпизодов «Пуаро Агаты Кристи» вместе с дымящими вовсю пароходом и провозом. Это же здание мелькает в эпизоде «Приключение кухарки из Клепхема» (а также красуется на обложке диска группы Pink Floyd «Animals» — прим. автора).
Теплоэлектростанция «Баттерси» на южном берегу Темзы уже много лет не дымит — сейчас ее переделывают под люксовый жилой комплекс. Построил это самое большое кирпичное сооружение мира архитектор Джайлс Гильберт Скотт; его же архитектурная фирма возвела и другой шедевр индустриального модерна 1930-х годов — Bankside Power Station, ныне Музей современного искусства Тэйт-Модерн, недавно отмечавший 20-летний юбилей своего создания. Скотту также принадлежит дизайн знаменитой лондонской красной телефонной будки — другой пример лондонского модерна. Архитектора натолкнул на идею ее дизайна древнегреческий надгробный памятник. Прототип его ищите в Британском музее.
К знаковым образчикам промышленного модерна следует отнести и бывший завод пылесосов Hoover Building, мимо которого проезжаешь на пути из Лондона в Оксфорд по А40. Сегодня это внушительных размеров белое здание перестроено в очень дорогой многоквартирный комплекс. Hoover Building появляется в нескольких эпизодах: в «Короле треф» исполняет роль киностудии, а во «Сне» — фабрику по производству куриных пирогов Бенедикта Фарли. Более того, в этом последнем случае архитектурные особенности ар-деко играют ключевую роль в осуществлении преступления: владельца фабрики, высунувшегося из окна, убивают выстрелом из углового окна-выступа, характерного для этого стиля.
Если выезжать за пределы центра Лондона по местам съемок, то это, без сомнения, должен быть визит в открытый для публики и расположенный недалеко от квартала Гринвич дворец Eltham Palace. В 1930-е годы его перестроили из средневекового в идеальное модернистское здание молодые архитекторы Джон Сили и Поль Паже. Сделано это было по заказу владельца дворца, богатого потомка гугенотов, и его супруги — Стивена и Вирджинии Курто. Этот дворец «жемчужиной ар-деко» не назовешь — это огромный бриллиант, замок Аэлиты. Полюбоваться на него можно в эпизоде «Трагедии в трех актах».
Мы не хотим вводить в заблуждение нашего читателя. Кроме стиля ар-деко в телеэпопее «Пуаро» на экране появляются многие другие лондонские достопримечательности. В «Проклятии египетской гробницы» действие происходит в Британском музее. В эпизоде «Карты на стол» место событий — дом-музей викторианского скульптора и художника лорда Лейтона: в наши дни он открыт для публики и являет собой мекку для дизайнеров. В том же эпизоде мелькает Мемориал принца Альберта в Кенсингтонских садах, установленный задолго до эпохи ар-деко в 1880-х годах. В «Странной краже» Пуаро встречается с леди Маргарет Мэйфилд в Лондонском зоопарке. Там среди прочего показан снесенный несколько лет тому назад, к великому сожалению знатоков, пингвинарий архитектора российского происхождения Бертольда Любедкина — сам по себе шедевр позднего модерна. Этот список можно было бы продолжать еще очень долго.
Вам когда-нибудь удавалось догадаться, кто преступник в романах Кристи? Писательница обычно ведет себя как опытная мошенница-наперсточница: вот она помахала у вас перед носом ключевой уликой. Уже разгадали? Все неверно: преступником оказывается тот, против кого вообще улик не было. Согласны? Опять ошибка: преступник на самом деле тот, на кого все улики указывают. Вон его даже туповатый старший инспектор полиции Джепп уже арестовал.
И в заключение навестим лондонский адрес самой Агаты Кристи. Да, она родилась и выросла в городе Торки на так называемой «английской Ривьере» в графстве Девоншир — там есть мемориальная доска и памятник писательнице. В Девоншире же для посетителей открыто ее дачное имение Greenway. Последние годы жизни Кристи провела в Winterbrook House в городке Уоллингфорд на Темзе, в нем она скончалась и похоронена вместе с мужем при церкви в ближайшей деревушке Чолси. В межвоенные годы королева детектива жила в Лондоне — в кварталах Кенсингтон и Челси. Я часто бываю в тех местах с туристами.
Случаются в жизни удивительные совпадения. На доме через дорогу от кенсингтонского дома Кристи висит другая примечательная мемориальная доска: здесь жил комиссар Скотленд-Ярда Эдуард Генри, разработавший метод опознания человека по отпечаткам пальцев. Научная криминалистика и работа маленьких серых клеточек Пуаро сведены вместе!
Автор материала — Джерри Миллер, эксперт ZIMA по Лондону и Великобритании. Джерри проводит частные экскурсии «Лондон Агаты Кристи», «Лондон Эркюля Пуаро» и «Англия Агаты Кристи».
+447754062365
Фото: Legion-Media: Flickr
Читайте также:
Джерри Миллер. Тёмная вода Темзы
В спектакле Жени Беркович хорошо известное предстает в новом, почти парадоксальном свете. Гротескные образы соседствуют…
Принц Эндрю и шпионский скандал Эта история началась еще на прошлой неделе, но настоящая битва…
В ноябре 2024 года Софья Малемина представила свою первую персональную выставку Abiogenesis в сотрудничестве с…
Про «Снежное шоу» «Снежное шоу» живет на сцене уже больше тридцати лет — с…
«Удивительные вещи»: рисунки Виктора Гюго, Astonishing Things: The Drawings of Victor Hugo Когда: 21 марта — 29 июня 2025Где: Royal Academy of Arts, Burlington House, Piccadilly,…
В ваших интервью и выступлениях вы говорите о том, что для вас очень важна литература…