Интерес к магии существовал еще с доисторических времен. Да, ведьмы всегда присутствовали среди людей, но их преследования обострились именно во времена Средневековья под влиянием настроений в континентальной Европе.
Тем не менее, в средневековой Англии огромной популярностью пользовались различные заклинания и снадобья. Вы удивитесь, но эта традиция продолжается и по сей день. Сегодня в Лондоне книги по колдовству и черные свечи для магии можно купить в магазинах Treadwell’s или Watkins. Кстати, в такие места частенько захаживают настоящие ведьмы, виккане, суфисты, знахари и ясновидящие.
О том, как казнили ведьм, и что собой представляла магия в XVI веке, рассказывают Валерия Данченко, основательница компании Pigeon.tours, и ее вымышленная героиня Эбигейл.
«Меня зовут Эбигейл. Сейчас 1574 год и я служанка в доме богатой семьи. Лето выдалось холодным, как обычно, и из развлечений остались только поход на рынок и разглядывание людей в церкви.
В то время церковь взывала к морали, послушанию, смирению, сдерживала человеческие порывы и называла сексуальность грехом. Неурожай, чума, проблемы — кто виноват? Ведьма! Эти идеи отчасти были внедрены под влиянием настроений континентальной Европы. Именно так история обошлась с теми, кто мыслил иначе.
Вчера утром, когда пекла хлеб, я увидела, что хозяйка куда-то вышла. Она никогда не покидает дом так рано, поэтому я и решила за ней проследить. Шла украдкой, прячась в уступах домов, чтобы она меня не заметила. Ох, если бы она увидела, я могла бы лишиться должности! А я этого позволить себе не могу.
Чем ближе она подходила к месту, тем больше подкашивались мои ноги. Я догадывалась, куда она идет, но пока не раздался стук в дверь, оставалась надежда, что она свернет не туда. Мои опасения подтвердились — она шла прямиком к ведьме. Меня начало трясти от страха. Если ее видела я, то это могли заметить и другие? А что если ее обвинят в колдовстве? Что если и меня, ее служанку, вместе с ней? Нет, нет! Я не хочу! Я не хочу на виселицу!
О том, что в нашем квартале появилась ведьма, я узнала на рынке, когда закупала продукты. Рынок — это такое место, где всегда все узнаешь первым. Отец нашей королевы, Генрих VIII, издал указ о преследовании ведьм еще 42 года назад. С тех пор Елизавета I обновляла и дополняла этот закон, поэтому ведьм все еще преследуют и отправляют на эшафот возле креста Святого Павла, который стоит прямо у собора. Я и сама видела казнь на прошлой неделе. Это было жуткое зрелище.
Лондонских ведьм казнят через повешение, а не сожжение. И вовсе не потому, что думают о выбросах углекислого газа в атмосферу, как это популярно в ваше время. Просто этот вид казни самый простой и наименее энергозатратный. А обезглавливают у нас только знать, всех остальных просто вешают или стегают плетью до крови и отпускают. Хотя лет сто назад было одно исключение — о нем мне поведала служанка, которую я встретила на рынке еще весной, а ей об этом рассказала ее матушка.
Одна герцогиня по имени Элеанора Кобэм долго не могла зачать ребенка. Да, у вас уже существует и медицина, и искусственное оплодотворение. А кто мог помочь женщине в то время? Суровое Средневековье диктовало свои условия и не оставляло выбора — только ведьма. Тогда Элеанора и обратилась к Марджори Журдемейн.
Марджори была известной колдуньей и предсказательницей, и впервые ее арестовали еще в 1432 году. Но через 9 лет ее еще раз постигла та же участь и более серьезное обвинение — покушение на короля Генриха VI. На этот раз ей не повезло, и она была приговорена к сожжению на костре в Смисфилде. Сначала языки пламени жарили ее пятки, а затем, разгораясь, поглотили тело целиком. Сейчас, правда, на этом месте стоит рынок, где всегда очень многолюдно. Вместе с Марджори раскрыли и ее посредника — Роджера Болингброка — известного астронома, колдуна и некроманта (того, кто общается с духами умерших). Роджер сразу потащил за собой Элеанору, рассказав, что именно она была заказчицей злосчастного гороскопа для Генриха VI, который предсказал его смерть. Если бы Генрих умер, на престол взошел бы муж Элеоноры, а она бы стала королевой. Однако о предсказании достаточно быстро узнали, и оно не сбылось.
Герцогиня призналась только в том, что брала травы для зачатия ребенка, и поэтому ее заключили в замке, в то время как Болингброку пришлось очень несладко. Его приговорили к смерти за покушение на короля. Роджера доставили к месту казни лошадью, но не в седле: его привязали к чему-то наподобие деревянных санок, а санки — к животному. На всех парах лошадь устремлялась к месту казни — площади возле Marble Arch, где ему предстоял следующий этап истязаний.
Когда лошадь уже хорошенько протащила Роджера, его вытащили из «саней», чтобы провести на эшафот. Надевая петлю на шею, палачи внимательно следили, чтобы он не задохнулся. «Фух, — подумаете вы, — какие заботливые, его все-таки не повесят!» Да, его не повесят. Но только потому, что ему предстоял третий этап казни — четвертование.
С полуживого Роджера сняли петлю и начали постепенно четвертовать, пока он не умер от болевого шока и остановки сердца. Все было сделано в лучших британских традициях. После чего его останки разложили на видных публичных местах, в частности на Лондонском мосту, чтобы другим было неповадно заниматься подобными пакостями. А до этого декорациями Лондонского моста служили головы других осужденных. Такой вид казни, введенный во время правления Генриха III, назывался «повешение, потрошение и четвертование» (с англ. — To be hanged, drawn and quartered).
А теперь вернусь к истории, которую я сама недавно наблюдала. На казнь всегда собирается много народу — ведь это наше единственное развлечение. В тот летний день, когда я лично была на площади возле собора Святого Павла, казнили двух женщин — Агнес Бриггс и Рейчел Пиндар. Помню, как им зачитывали обвинения, потом дали право на последнее слово, и шумная толпа замолкла, внимая каждый звук. Женщины подтвердили, что вступали в сделку с дьяволом и взошли на эшафот. Признание в договоре с дьяволом имело большое значение, ведь это было основным критерием, по которому колдовство или черную магию отличали от волшебства и чар. Кстати, если вы используете аффирмации, красную нить от сглаза, нетрадиционную медицину либо задуваете свечи на день рождения, то у меня для вас плохие новости – вы уже в мире магии. В средневековье за такое вас смело можно было причислить к тем, кто совершил сделку с дьяволом.
Одна из женщин, что помоложе, плакала, в то время как вторая оставалась бесстрастной. Палач вышиб подставку из-под ног Агнес, и в глазах Рейчел появился ужас — она осознала, что ей предстоит то же самое через несколько секунд. Такое наказание получали женщины, обвиненные в колдовстве.
Эй, ну не смотрите вы на меня так! Это то, чем мы живем в Средневековье».
Фото: Flickr, Legion-media
О спектакле Основная идея спектакля – рассказать об опасности тоталитаризма. Что значит жить в стране,…
Что будет, если Израиль и Хамас договорятся? Выбирать темы уходящей недели в эту пятницу было…
Презентации Бориса Акунина — это всегда нечто большее, чем просто обсуждение книг, никогда не знаешь,…
Дом-музей Чарльстон, Восточный СассексCharleston В годы Первой мировой художники группы Блумсбери — Ванесса Белл и…
Мир, в котором мы жили последние 40 лет, было принято называть миром глобальным. В том…
Ах, если б у тетушки БеттиРождались нормальные дети,И не тысяча в год,А хотя бы пятьсот.То-то…