Наталья Капчук
Наталья Капчук — современный британский художник, амбассадор Better World Forum (BWF), филантроп, коллекционер, экоактивист (поддерживающая благотворительные организации, борющиеся за защиту окружающей среды), арт-амбассадор Общества искусств, моды и спорта при Парламенте Великобритании. В этом году Наталья готовится представить широкой публике серию работ «The Lost Planet» на своей первой персональной выставке в Лондоне, но частично арт-объекты уже выставлялись в рамках фестиваля Anima Mundi в Венеции во время биеннале современного искусства и на групповой выставке London Contemporary в октябре 2019 года.
Наталья Капчук
В преддверии этого события мы решили узнать о «Потерянной планете» Натальи Капчук, ее отношении к глобальным изменениям в экологии и о том, какое рациональное применение неперерабатываемому пластику она нашла в рамках искусства.
– Наталья, какой основной месседж серии работ «The Lost Planet»?
Все началось с моей любви к путешествиям. Наслаждаясь видами закатов и рассветов на берегу Средиземного моря, я стала замечать все больше мусора. Каждый раз мне попадались предметы из пластика, их количество постоянно увеличивалось: пакеты, сланцы, бутылки из-под воды, одноразовая посуда и много всего другого. Я не раз все это собирала в контейнеры, предназначенные для дальнейшей утилизации, стала привлекать единомышленников к своей инициативе. Но я понимала, что этих усилий недостаточно. О степени загрязнения Мирового океана, о формировании мусорных пятен и о других важных экологических проблемах нужно заявлять масштабно — через искусство. Именно поэтому я стала уделять внимание теме «эко-арт» и решила сделать несколько работ о нашей планете. В конечном счете это переросло в серию «The Lost Planet» — «Потерянная планета». С одной стороны, с помощью моих работ я хочу показать зрителю экологические катастрофы, которые уже случились, и донести о масштабах бедствия. С другой — через красоту мира раскрыть то, что у нас пока еще есть и что мы должны беречь. По этой причине у всех работ круглая форма, символизирующая Землю. В каждом арт-объекте я исследую экологические проблемы, ведь, помимо загрязнения пластиком, это и таяние ледников, и вырубка лесов, и крупные пожары, опустынивание и эрозия почвы, обесцвечивание кораллов, разлив нефти, переизбыток искусственного света ночью, загрязнение атмосферы диоксидом углерода и образование озоновых дыр.
Carbon Clouds, 2020
– Расскажите о материалах, которые вы используете для создания арт-объектов.
Я беру натуральные и искусственные материалы и смело их комбинирую. В каждом из уже созданных 27 произведений есть уникальные «ингредиенты», например, из природных элементов. В «Hidden Power» — вулканический песок и пепел, привезенный с подножия вулкана Стромболи; в «Vanishing Antarctica» — органические кристаллы и натуральные камни; в «The Last Breath» — зеленый ферментированный мох, символизирующий леса Амазонии; в «Russian Wildfires» — кора деревьев, которые растут в Сибири. Ненатуральные составляющие также несут в себе не менее важную функцию: в «Priceless treasure» и «Ice Shelter» я использовала стеклопластик, в «Paris Climate Disagreement» — специальный скотч, а в «Carbon Clouds» — полиуретан.
Hidden Power, 2019
– Я знаю, что вы даете вторую жизнь неперерабатываемым материалам в своих произведениях. Расскажите об этом подробнее.
В арт-объектах, таких как «Environmental crisis», «The Lego World» и подобных им «American Dream», «Plastic Network», «The World is on fire» и «After Life», я задействую предметы из пластика, часть которых составляет мусор, собранный мною в путешествиях и привезенный в мою студию. Таким образом, через работы я поднимаю важный вопрос о переработке синтетических материалов, используемых нами в повседневной жизни. По данным специалистов, ежегодно около 8 миллионов тонн пластика оказываются в водах Мирового океана. Из-за этого факта страдает водная экосистема и погибают ее обитатели. Пластик становится неотъемлемой частью пищевой цепочки: его микрочастицы попадают в организмы рыб и других животных, а далее — в организм человека. Исследователи полагают, что частицы пластика также присутствуют в организмах 90% морских птиц. Мои работы — это своеобразный манифест и креативный пример повторного использования пластика.
The Lego World, 2019
– Вы планировали представить серию «The Lost Planet» на персональной выставке уже в этом году, но ситуация с COVID-19 внесла свои коррективы в нашу жизнь. Какие у вас планы сейчас?
В концепцию проекта «The Lost Planet» я изначально закладывала миссию рассказать максимальному числу людей о проблемах нерационального использования человеком ресурсов планеты и пластмассовых одноразовых предметов. Я показываю наши природные богатства и явные угрозы, нависшие над ними. Через свои работы я призываю каждого минимизировать потребление пластика: постараться использовать экологически чистые многоразовые предметы и тем самым не добавлять проблем окружающей среде и всему живому. Я прошу внимательнее относиться к своим действиям по отношению к природе: не оставлять после себя мусор, сортировать его, тушить костры, а лучше не разводить их в лесных зонах, экономно расходовать воду. Работы из серии «The Lost Planet» я хочу представить зрителю в полном объеме — все арт-объекты на одной площадке, для максимального погружения в тему. Сейчас я разрабатываю визуальное оформление выставки — видеоинсталляцию и другие детали. Первыми ее увидят в Лондоне уже в этом году, а затем в Москве.
Virgin rocks, 2019
– Интересный выбор — Лондон, Москва…
Возможно, охват будет шире, но пока мне хочется презентовать «The Lost Planet» здесь и в России.
— Наталья, а вы себя ощущаете европейским или все-таки российским художником?
Я считаю, что художник, в какой-то степени, несет в своих работах отпечаток культуры, в которой он «развился», но в целом — это человек как бы без гражданства. Не важен язык, на котором ты говоришь. Значение имеют работы — они должны быть интересны зрителю в любой стране мира.
Environmental crisis, 2019
– Вы запустили проект #ArtistsTalk. В чем состоит его идея?
Во время локдауна я решила, что коммуникации между представителями арт-сферы не должны прерываться. Если у нас нет возможности поддерживать профессиональное общение обычным способом — необходимо найти другой вариант. Вместе со своей командой я запустила серию прямых эфиров #ArtistsTalk и, таким образом, смогла вступать в диалог с художниками из разных стран. В каждом выпуске мы обсуждали и продолжаем говорить о сложившейся ситуации в профессиональном сообществе — отмене и переносе персональных выставок и крупных арт-событий, о новых тенденциях, о личном опыте и работах, получивших «жизнь» за это время. Мне приятно, что мою идею поддержали такие известные в арт-мире персоны, как Филип Колберт, Лоренцо Куинн, Рич Маккор, Бенджамин Мерфи, Нэт Боуэн, Ричард Орлински, Ромеро Бритто, Ник Сайдер. Я считаю, что эти выпуски были интересны не только мне и моим собеседникам, но и нашим подписчикам, среди которых есть начинающие художники. Все зрители могут задавать интересующие их вопросы и получать оперативные ответы от первого лица.
Priceless Treasure, 2020
After Life, 2020
Self-isolation, 2020
Low Earth Orbital,2020
Фото и материалы предоставлены официальным пресс-офисом художника Натальи Капчук — FprBuro.
LA LETTRE Мило РауКогда: 1 и 2 ноября Фото: Christophe Raynaud De Lage Хедлайнер Voices…
Наталия Семенова — историк искусства, доктор искусствоведения. Уже несколько десятилетий она изучает судьбы виднейших русских коллекционеров —…
До меня новый номер еще не добрался. Жду встречи со дня на день. Конечно, по…
«Франкенштейн» (Frankenstein), Гильермо дель ТороДата старта проката в Великобритании: 17 октября 2025 года (7 ноября…
Соуэн — древний кельтский праздник. Он отмечается в ночь с 31 октября на 1 ноября.…
Героини статьи представляют разные профессиональные сферы и работают в международных компаниях с насыщенным графиком, карьерными…