Наталья Капчук — современный британский художник, амбассадор Better World Forum (BWF), филантроп, коллекционер, экоактивист (поддерживающая благотворительные организации, борющиеся за защиту окружающей среды), арт-амбассадор Общества искусств, моды и спорта при Парламенте Великобритании. В этом году Наталья готовится представить широкой публике серию работ «The Lost Planet» на своей первой персональной выставке в Лондоне, но частично арт-объекты уже выставлялись в рамках фестиваля Anima Mundi в Венеции во время биеннале современного искусства и на групповой выставке London Contemporary в октябре 2019 года.
В преддверии этого события мы решили узнать о «Потерянной планете» Натальи Капчук, ее отношении к глобальным изменениям в экологии и о том, какое рациональное применение неперерабатываемому пластику она нашла в рамках искусства.
– Наталья, какой основной месседж серии работ «The Lost Planet»?
Все началось с моей любви к путешествиям. Наслаждаясь видами закатов и рассветов на берегу Средиземного моря, я стала замечать все больше мусора. Каждый раз мне попадались предметы из пластика, их количество постоянно увеличивалось: пакеты, сланцы, бутылки из-под воды, одноразовая посуда и много всего другого. Я не раз все это собирала в контейнеры, предназначенные для дальнейшей утилизации, стала привлекать единомышленников к своей инициативе. Но я понимала, что этих усилий недостаточно. О степени загрязнения Мирового океана, о формировании мусорных пятен и о других важных экологических проблемах нужно заявлять масштабно — через искусство. Именно поэтому я стала уделять внимание теме «эко-арт» и решила сделать несколько работ о нашей планете. В конечном счете это переросло в серию «The Lost Planet» — «Потерянная планета». С одной стороны, с помощью моих работ я хочу показать зрителю экологические катастрофы, которые уже случились, и донести о масштабах бедствия. С другой — через красоту мира раскрыть то, что у нас пока еще есть и что мы должны беречь. По этой причине у всех работ круглая форма, символизирующая Землю. В каждом арт-объекте я исследую экологические проблемы, ведь, помимо загрязнения пластиком, это и таяние ледников, и вырубка лесов, и крупные пожары, опустынивание и эрозия почвы, обесцвечивание кораллов, разлив нефти, переизбыток искусственного света ночью, загрязнение атмосферы диоксидом углерода и образование озоновых дыр.
– Расскажите о материалах, которые вы используете для создания арт-объектов.
Я беру натуральные и искусственные материалы и смело их комбинирую. В каждом из уже созданных 27 произведений есть уникальные «ингредиенты», например, из природных элементов. В «Hidden Power» — вулканический песок и пепел, привезенный с подножия вулкана Стромболи; в «Vanishing Antarctica» — органические кристаллы и натуральные камни; в «The Last Breath» — зеленый ферментированный мох, символизирующий леса Амазонии; в «Russian Wildfires» — кора деревьев, которые растут в Сибири. Ненатуральные составляющие также несут в себе не менее важную функцию: в «Priceless treasure» и «Ice Shelter» я использовала стеклопластик, в «Paris Climate Disagreement» — специальный скотч, а в «Carbon Clouds» — полиуретан.
– Я знаю, что вы даете вторую жизнь неперерабатываемым материалам в своих произведениях. Расскажите об этом подробнее.
В арт-объектах, таких как «Environmental crisis», «The Lego World» и подобных им «American Dream», «Plastic Network», «The World is on fire» и «After Life», я задействую предметы из пластика, часть которых составляет мусор, собранный мною в путешествиях и привезенный в мою студию. Таким образом, через работы я поднимаю важный вопрос о переработке синтетических материалов, используемых нами в повседневной жизни. По данным специалистов, ежегодно около 8 миллионов тонн пластика оказываются в водах Мирового океана. Из-за этого факта страдает водная экосистема и погибают ее обитатели. Пластик становится неотъемлемой частью пищевой цепочки: его микрочастицы попадают в организмы рыб и других животных, а далее — в организм человека. Исследователи полагают, что частицы пластика также присутствуют в организмах 90% морских птиц. Мои работы — это своеобразный манифест и креативный пример повторного использования пластика.
– Вы планировали представить серию «The Lost Planet» на персональной выставке уже в этом году, но ситуация с COVID-19 внесла свои коррективы в нашу жизнь. Какие у вас планы сейчас?
В концепцию проекта «The Lost Planet» я изначально закладывала миссию рассказать максимальному числу людей о проблемах нерационального использования человеком ресурсов планеты и пластмассовых одноразовых предметов. Я показываю наши природные богатства и явные угрозы, нависшие над ними. Через свои работы я призываю каждого минимизировать потребление пластика: постараться использовать экологически чистые многоразовые предметы и тем самым не добавлять проблем окружающей среде и всему живому. Я прошу внимательнее относиться к своим действиям по отношению к природе: не оставлять после себя мусор, сортировать его, тушить костры, а лучше не разводить их в лесных зонах, экономно расходовать воду. Работы из серии «The Lost Planet» я хочу представить зрителю в полном объеме — все арт-объекты на одной площадке, для максимального погружения в тему. Сейчас я разрабатываю визуальное оформление выставки — видеоинсталляцию и другие детали. Первыми ее увидят в Лондоне уже в этом году, а затем в Москве.
– Интересный выбор — Лондон, Москва…
Возможно, охват будет шире, но пока мне хочется презентовать «The Lost Planet» здесь и в России.
— Наталья, а вы себя ощущаете европейским или все-таки российским художником?
Я считаю, что художник, в какой-то степени, несет в своих работах отпечаток культуры, в которой он «развился», но в целом — это человек как бы без гражданства. Не важен язык, на котором ты говоришь. Значение имеют работы — они должны быть интересны зрителю в любой стране мира.
– Вы запустили проект #ArtistsTalk. В чем состоит его идея?
Во время локдауна я решила, что коммуникации между представителями арт-сферы не должны прерываться. Если у нас нет возможности поддерживать профессиональное общение обычным способом — необходимо найти другой вариант. Вместе со своей командой я запустила серию прямых эфиров #ArtistsTalk и, таким образом, смогла вступать в диалог с художниками из разных стран. В каждом выпуске мы обсуждали и продолжаем говорить о сложившейся ситуации в профессиональном сообществе — отмене и переносе персональных выставок и крупных арт-событий, о новых тенденциях, о личном опыте и работах, получивших «жизнь» за это время. Мне приятно, что мою идею поддержали такие известные в арт-мире персоны, как Филип Колберт, Лоренцо Куинн, Рич Маккор, Бенджамин Мерфи, Нэт Боуэн, Ричард Орлински, Ромеро Бритто, Ник Сайдер. Я считаю, что эти выпуски были интересны не только мне и моим собеседникам, но и нашим подписчикам, среди которых есть начинающие художники. Все зрители могут задавать интересующие их вопросы и получать оперативные ответы от первого лица.
Фото и материалы предоставлены официальным пресс-офисом художника Натальи Капчук — FprBuro.
В своем заявлении об отставке Джастин Уэлби сказал, что он «должен взять на себя личную…
Комплекс Old Aeroworks спрятан в ряде жилых улиц района Эджвер-роуд — всего в паре минут…
Алексей Зимин родился в подмосковной Дубне, учился водородной энергетике в МЭИ и на отделении русской…
Sally Rooney, Intermezzo Каждая книга Салли Руни становится бестселлером, в каждой она исследует человеческие отношения…
Когда: 3 декабря, 19.00Где: Franklin Wilkins Building, Kings College Waterloo Campus, 150 Stamford St, SE1…
Когда "День памяти" в 2024 году Как и каждый год, «День памяти» выпадает на 11…