В Британском музее с запозданием в полгода открылась выставка «Арктика: культура и климат». Она повествует о прошлом и настоящем коренных жителей Заполярья с особым вниманием к их проблемам в свете глобального изменения климата. Для тех, кто не успел побывать на выставке до объявления локдауна, Джерри Миллер рассказывает, чем примечательна экспозиция и почему ее обязательно стоит посмотреть.
Люди обжили самые северные и суровые районы планеты примерно 30 тысяч лет назад. Научились строить снежные хижины — иглу, сидеть на практически лишенной витаминов диете из рыбы и мяса, разводить оленей и ездить на санях с впряженными в них собаками. У них сложились буквально интимные отношения с климатом тех мест, с уникальным природным миром. Говорят, у эскимосов для понятия «снег» существует более 30 слов. Ну, как у англичан, самых крутых мореходов в истории, для концепций «прилив» и «отлив». И вот очень скоро опыт, накопленный сотнями поколений северян, может оказаться совершенно бесполезным. Средние температуры в пределах Северного полярного круга из года в год растут в два раза быстрее, чем в любом другом месте земного шара, и ученые предсказывают, что в ближайшие 80 лет во время полярного лета снежно-ледяного покрова в Арктике не будет вообще. Это кардинально нарушит уклад жизни примерно сорока коренных народов Крайнего Севера тех стран, чья территория выдается в Заполярье: России, Норвегии, Канады, Дании, Финляндии, Швеции, Исландии и США.
Но довольно о грустном. Как и все большие экспозиции музея, эта в очередной раз демонстрирует креативный и масштабный подход его кураторов, а также его тесные связи с подобными институтами других стран мира. Так, на «Арктике» представлено около 40 экспонатов из коллекции питерского Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамеры), а также музеев Оксфордского и Кембриджского университетов, Национального музея Дании и американского штата Аляска. Но основа выставки — артефакты из бесценного 8-миллионного собрания непосредственно Британского музея, этого самого старого общественного музея мира, давшего нам слово «музей» в его сегодняшнем значении.
При входе на выставку из атриума музея вас встречает цепочка демонстрантов с транспарантами, призывающими прекратить добычу нефти за Полярным кругом. Особенно досталось тут американской финансовой группе Citi и нефтедобытчикам British Petroleum, BP. Надо сказать, что среди демонстрантов я ни одного представителя арктической расы не заметил. А Citi — главный спонсор выставки. BP же предлагал спонсорство, но ему отказали. Первый зал повествует о некоторых коренных народах Арктики и зонах их проживания: чукчах, эвенках, ненцах, хантах, саамах, алеутах, инуитах (они же эскимосы), юпиках, гвичинах и калааллитах. Меня удивило, что суммарное население этого края весьма незначительно — всего 400 тысяч. Для сравнения: население Африки — 800 миллионов с территорией всего в два раза большей арктической! Правда, надо оговориться: за Полярным кругом проживают также 3,5 миллиона «понаехавших» европейского происхождения: россияне, канадцы, скандинавы и так далее.
Многие аспекты жизни и промыслы северян подробно освещены: изготовление одежды и обуви, охота и рыбная ловля, ремесла, такие как вышивка и выделка оленьих и моржовых шкур, резьба по рогу оленя, китовому усу и бивню мамонта. На выставке представлено несколько чудесных миниатюрных композиций из кости, таких как «Ысыах» (якутский праздник лета) или «Зимний лагерь оленеводов». Интересны также различные амулеты, связанные с охотой, и аксессуары шаманов, в том числе впечатляющие маски и бубны.
Меня и до этой выставки в основных залах музея восхищали штормовки северян, сделанные из кишок тюленей, сшитых жилами. Такую куртку не постеснялся бы надеть и современный модник. Не менее интересны длинные женские куртки амаути с огромными капюшонами, которые служат рюкзаками для ношения детей в канадской территории Нунавут.
Среди прочего я выяснил, что при охоте на тюленя следует подкрадываться к нему с солнечной стороны, чтобы яркий свет мешал ему разглядеть охотника, пользоваться при этом надо специальной шляпой в форме головы тюленя и скребком, с помощью которого имитируется звук когтей ползущего по льду животного. При путешествии по ледяному миру очень помогают специальные очки с узкими прорезями для глаз, чтобы яркий свет не слепил.
Достаточно внимания уделено инуитским торам или каирнам «инуксукам» — это слово в переводе означает «замещающий человека». Речь идет о сложенных из камней указателей, которые инуиты используют как ориентиры на дорогах, как пометки складов продовольствия и мест миграции северных оленей карибу, а также для обозначения памятников умершим.
Выставка продлится до 21 февраля 2021 года. Надеюсь, что после локдауна мы еще сможем на ней побывать.
Фото: Британский музей
Джерри Миллер, эксперт ZIMA Magazine по Лондону и Великобритании
Записки лондонского гида
londoninrussian@gmail.com
+447754062365