— Алиса, вы были успешным риелтором в Москве, а затем переехали в Лондон. Как произошел переезд, и когда возникло желание открыть свое агентство?
— С 2002 года я работала в офисной недвижимости в Москве, в международном консалтинге, строила успешную карьеру, рынок этому сопутствовал. В 2006‐м я даже заняла первое место по объему сделок среди брокеров компании по всей Европе. В 2007 году я отправилась на стажировку в Англию всего на полгода. В Лондоне у меня была очень насыщенная жизнь: сняла квартиру в центре, начала бегать, каждую неделю ходила в театр или на балет в Ковент‐Гарден. Моя короткая стажировка переросла в постоянную работу в лондонском офисе компании и рабочую визу на 5 лет. Я бы могла вернуться в Москву и найти там хорошую работу, но к тому моменту я уже поняла, что Лондон — это мое место. К 2012 году я получила вид на жительство, в моем багаже был десятилетний опыт работы в двух международных компаниях, но интересные мне возможности роста были исчерпаны. Тогда я и решила открыть свое агентство.
— На то,чтобы открыть свое дело в чужой стране, нужна смелось. Насколько было тяжело создать свою компанию с нуля? Как вы искали клиентов?
— Я нашла свою нишу. Проработав на рынке коммерческой недвижимости с корпоративными клиентами, я поняла, что таких услуг для частных лиц, особенно русскоязычных, нет. Я решила, что можно сопровождать людей, желающих купить недвижимость в Великобритании, в этом процессе. К тому же в Англии легко открыть свою компанию с бюрократической точки зрения: нет препятствий и душащих налогов, здесь благоприятный климат.
Клиентскую базу я нарабатывала, рассказывая всем, кому могла, о себе. Помогла созданная за десять лет база контактов партнеров и коллег в сфере недвижимости — как в Англии, так и в России. Это совет для всех: когда начинаешь новое дело, люди готовы тебе помочь, но надо об этом просить.
Первое время я бралась за все. Моими первыми клиентами были консалтинговые проекты в Беларуси и Казахстане. Как специалист с международным опытом я была востребована у девелоперов в странах СНГ: у меня была необходимая им экспертиза, которую им было сложно получить на местных рынках. Я начала с коммерческой недвижимости, затем к ней прибавилась и жилая. Три четверти наших клиентов русскоязычные. Кто‐то инвестирует в недвижимость деньги, кто‐то покупает жилье для себя. Есть клиенты,которые уже живут в Лондоне и хорошо его знают, но предпочитают обращаться к нам за экспертным мнением и чтобы сэкономить время и силы в этом трудоемком процессе. Причем мы работаем не только с элитным сектором, но и с самой разной недвижимостью в Лондоне: от поиска квартир в аренду для студентов до покупки или продажи особняков в Челси.
— Где сейчас в Лондоне наиболее перспективно покупать жилье? Какие районы вы предлагаете клиентам?
— Моя работа — не навязывать свое мнение клиентам, а понять их, услышать и найти их место в Лондоне. Поэтому важно «прочитать» клиента и отнести к тому или иному району в зависимости от его вкуса, стиля жизни, привязки к таким объектам, как школа, офис, дома друзей. Традиционно, многие наши клиенты любят Южный Кенсингтон с его близостью к хорошим магазинам, паркам и музеям. У русскоязычной молодежи очень популярен Баттерси — новый район возле реконструированной электростанции. Южный берег напротив центра тоже пользуется большим спросом: здесь много качественных новых жилых комплексов, которые предлагают конкурентные цены, удобные транспортные связи и много точек притяжения — сама набережная Саутбанка, музей Тейт Модерн, рынок Боро.
Восточный Лондон, который был беден и заброшен еще меньше десяти лет назад, сейчас сильно изменился, появились новые районы с отличной инфраструктурой. Олимпийская деревня «Ист Вилладж» в Стратфорде, которая осталась в наследство после Олимпиады 2012 года. Большая зона регенерации в Кеннинг Тауне, где, например, на территории жилого квартала London City Island расположились школа и концертный зал Английского национального балета. Где будет следующий клондайк, угадать, конечно, сложно, но для клиентов‐инвесторов мы всегда смотрим и предлагаем районы и проекты, где можно ожидать рост цен и стабильный доход на перспективу ближайших пяти‐семи лет. Здесь может быть высокая конкуренция на начальных этапах сдачи жилья в аренду, но и наибольший рост капитальной стоимости объектов плюс абсолютно новое качественное жилье.
— Вы уже 13 лет живете в Лондоне. Поделитесь своими любимыми местами в городе?
— Мне очень нравятся лондонские парки. Моя любовь началась с Гайд‐парка, возле которого я жила. Тогда моим ритуалом было ходить на рынок Портобелло‐роуд: поесть в Electric Brasserie, купить какую‐нибудь брошку на развалах. Сейчас мой дом в районе Западный Хэмпстед, и у нас рядом есть очень красивый парк Голдерс Хилл с садом с цветами, бесплатным мини‐зоопарком, лужайками и теннисным кортом. Я очень люблю там бегать или гулять с сыном.
Мой любимый ресторан в Лондоне — Scotts. Когда мы ходим туда с мужем,ужинаем обязательно за барной стойкой, даже когда есть столики в зале. Оттуда всех видно и можно поболтать с барменом, который по совместительству еще и агент по недвижимости, мой коллега (смеется).
Еще одно секретное место — вольер жирафов в Риджентс‐парке. Мой любимый маршрут в центр пролегает как раз рядом с ним. А как может быть неудачным рабочий день, который начался с увиденного огромного и элегантного существа с мохнатыми рожками?
— Есть что-то, чего вам не хватает в Лондоне?
— Сбора грибов в лесу. Это всегда было большим делом в нашей семье. Здесь съездила однажды далеко в Нью‐Форест ради пары чахлых сыроежек. Но я думаю, просто не повезло. Не теряю надежды в будущем!
— А какие моменты вашей жизни здесь больше других остались в вашей памяти?
— Момент мурашек по коже — когда я взяла в руки выпуск газеты The Evening Standard в октябре 2018 года и в секции «Бизнес» увидела статью на страницу про себя. Для меня ES — это что‐то настолько лондонское, что оказаться там было для меня подтверждением того, что I made it here. Ну и, конечно, рождение моего сына Лео в прошлом году!
Кстати, недавно я начала писать книгу под рабчим названием «Из Москвы в Лондон — From Russia with Love!». Книга будет на русском языке и расскажет о моем жизненном и карьерном пути, переезде в Англию и открытии бизнеса. Идея ее в том, что при большом желании все возможно и выполнимо!
— Как изменился Лондон за годы вашей жизни в нем?
— Когда находишься внутри — сложнее замечать изменения, но они, конечно, есть. В Лондон пришел Airbnb, а потом и Uber! Для Лондона, известного своими черными кэбами, это был большой переворот. В то же время в городе стало намного больше велодорожек. Появились синие велосипеды, которые люди окрестили Boris Bikes, в честь бывшего тогда мэром Лондона Бориса Джонсона, хотя они в начале их спонсировал банк «Барклайс», и синий — был цвет их логотипа, а теперь они — красные «Сантандер». Менялся облик улиц и создающие его торговые помещения: магазины сменялись европейскими кафе типа Joe and the Juice и азиатскими Bubble tea. Менялось меню общепита: «приехали», наконец, свежие соки, смузи, веганские блюда.
Лет 10 назад было практически невозможно найти в Лондоне качественный сервис в индустрии красоты, теперь же повсюду нейл‐бары, экспресс‐макияжи, ресничные и бровные поп‐ап салоны. Качество индустрии красоты, конечно, еще далеко от российского, но прогресс, как говорится, на лицо!
Электрические автомобили: когда в 2014 году у меня появилась BMW i3, я была уникальным явлением на дорогах. Сегодня это уже стало нормой для Лондона: кажется, что каждая третья машина в центре тут электрическая.
Лондон — максимально интернационален и впитывает в себя все самые модные тренды. В нем всегда будут его парки, музеи, достопримечательности, Темза. Думаю, город пробует на себе все, все принимает. Лучшее из этого приживается.
AZ Real Estate
7 Marylebone Lane, London, W1U 1DB
alisa@azrealestate.eu
+44 7342 303399
О спектакле Основная идея спектакля – рассказать об опасности тоталитаризма. Что значит жить в стране,…
Что будет, если Израиль и Хамас договорятся? Выбирать темы уходящей недели в эту пятницу было…
Презентации Бориса Акунина — это всегда нечто большее, чем просто обсуждение книг, никогда не знаешь,…
Дом-музей Чарльстон, Восточный СассексCharleston В годы Первой мировой художники группы Блумсбери — Ванесса Белл и…
Мир, в котором мы жили последние 40 лет, было принято называть миром глобальным. В том…
Ах, если б у тетушки БеттиРождались нормальные дети,И не тысяча в год,А хотя бы пятьсот.То-то…