Мы много работаем с русскоговорящей аудиторией, живущей за рубежом, и количество запросов от отдельных людей во время пандемии только растет. Немного иначе выглядит картина в хантинге экспертов для компаний. Еще год назад к нам приходили десятки компаний, которым были нужны сотрудники в России для открытия филиала, и стартапы, которые хотели международной экспансии. Почему в прошедшем времени? Первое, что сделала пандемия, — остановила этот поток. Сначала было полное недоумение. Мы говорили: хорошо, нельзя перемещаться быстро между странами, но как же тренд на удаленку? Однако офферы останавливались, стратегические позиции ставили на холд, а позже от них и вовсе отказывались.
Постепенно выяснилась причина, о которой мало думают соискатели, но которая сильно волнует компании. Она, кстати, чрезвычайно характерна для Англии, потому в пандемию еще вмешался и Брекзит. Локальные HR твердили: не этично сейчас, в тот момент, когда в нашей стране идут сокращения, по моральным, а иногда и по законодательным соображениям, нанимать людей из других стран. И если раньше они просто выбирали лучшего кандидата, то теперь склоняются к тому, чтобы выбрать лучшего из своей компании, или, как минимум, из страны.
Вопрос этики сильно встал в сфере хантинга, чего раньше не то чтобы не было, просто он не был таким весомым. Кроссплатформенные перемещения не остановились, но уменьшились процентов на 80. Это коснулось даже тех сфер, которые волновало мало, например, IT. Обычно они шли по квотам, что мало сказывалось на процессе найма и релокейта программистов. Сейчас это коснулось и их.
Еще один удар одержали банковские сотрудники. Великобритания и, в частности, Лондон активно потребляли private-специалистов. Мы называли это «перевозом записной книжки», а сейчас они столкнулись с большими сложностями. Исключение осталось для двух категорий. Первая — те, кто выполняет продажи в онлайн-формате: здесь по-прежнему нужны лучшие из лучших. Но есть нюанс: онлайн-продажи предполагают возможность удаленной работы, и работодатели будут по максимуму пользоваться этим форматом. Если раньше вам достаточно было 1,5—2 года поработать в российском офисе международной компании, а затем появлялась возможность претендовать на релокацию, то сейчас вас будут до последнего держать на дистанции.
Вторая категория — это новые профессии и новые области задач для бизнеса. Вот здесь происходит гонка умов:
- появились новые каналы коммуникаций — Instagram, TikTok;
- агросектор, медицина и оборонная промышленность требуют новых подходов в R&D;
- быстро развиваются финтех и EdTech;
- компаниям нужны новые подходы в оптимизации через управление данными;
- стало сложно конкурировать продуктом, вперед выходит умение предугадывать потребности клиента, которые не относятся к основному продукту.
Поэтому у вас появляется больше шансов найти работу мечты, если вы владеете digital-маркетингом, знаете, как управлять данными, используете инструменты построения экосистемы или являетесь первоклассным продавцом. В любое из этих направлений можно перейти, заранее подготовившись. Уже год мы помогаем в этом клиентам, которые приходят к нам на карьерный check-up, чтобы решить для себя, как дальше двигаться по карьерной лестнице с учетом рыночных реалий.
Иногда получается найти нестандартные решения. Вот один кейс.
Мужчина восемь лет назад уехал из России в Англию на позиции топ-менеджера в крупном банке. Эти годы он занимался личным трейдингом, у него был свой family-офис вместе с другом. Обстоятельства сложились так, что еще до коронавируса он вернулся по семейным обстоятельствам в Россию и думал о том, стоит ли перевозить семью. Давайте будем честны: «обстоятельства сложились так» означало, что капитал таял. Конечно, не критично, однако ему потребовалось работать. И он почему-то решил, что в России будет более востребован, чем в Англии. До того, как прийти к нам, он уже обратился к своим знакомым и друзьям. Ему мягко сказали, что он потерял актуальность. Клиент в эту историю не поверил и принял в итоге такое решение: главной его компетенцией оставалась оценка инвестиций. На полгода он включился консультантом в акселератор и менторил четыре стартапа для дальнейшего поглощения их госкомпаниями. Затем его заметил венчурный фонд, который забрал его в качестве партнера, и сейчас он получает зарплату (правда, для того, чтобы пойти партнером в этот венчурный фонд, вложил часть своих денег).
Понимая, что интерес у людей к переезду остается, и многие компании хотят международного развития, можно дать несколько рекомендаций:
- анализируйте, что происходит на рынке: какие задачи возникают у компаний в том сегменте, с которым вы хорошо знакомы;
- проводите на постоянной основе, хотя бы раз в год, аудит собственных навыков и компетенций;
- изучайте предложения на том рынке, на который хотите зайти;
- воспользуйтесь услугами консультантов, которые значительно шире видят рынок.
Для тех же, кто планирует, наоборот, искать счастья в России и возвращаться из Европы, знайте:
- банковская экспертиза практически не востребована, исключение составляют инвест-оценка и инвест-привлечение;
- значительно выше ценится опыт, связанный с построением премиум-продуктов, в частности в образовательном секторе;
- деньги в стартапы не уменьшаются, они просто ушли в государственный сектор. И при этом стартапам ставят условия развиваться на другие рынки и, конечно, рынки Англии, Европы и Америки. Поэтому все, что связано со знанием клиентов, пониманием интересных технологий продаж на европейский рынок, очень востребовано.