Кто бы мог подумать, что странноватые, тяжеловатые, мутноватые окуляры заинтересуют кого-то, кроме гиков и фанатов компьютерных игр. А вот ведь случилось же. Технологическая история пошла по пути развития виртуальной реальности, и плоды мы будем пожинать, судя по всему, последующие годы.
Влиятельное Wunderman Thompsonв своих тренд-прогнозах на 2021-й говорит, что VR-офисы займут важное место в корпоративной культуре процесса удаленной работы. Оглядываясь вокруг, можно предположить, что и для путешествий многие предпочтут то, что впоследствии мы назовем VR-турами. Ведь сегодня есть массовый контент, созданный для путешествий посредством виртуальной реальности, и его, как ни странно, много. Спрос рождает предложение — еще один урок 2020 года.
Совсем недавно казалось, что фильм «-22,7 °C», созданный Zorba совместно с Arte, DV и Novelab, — это нечто революционное. Проект предполагал виртуальное путешествие в Гренландию. Участники-туристы полностью погружались в атмосферу арктического приключения с ландшафтным обзором на 360 градусов. Авторы проекта гениально добавили тактильную активацию, чтобы вы полностью могли ощутить вибрации, как те, которые испытывает человек, стоящий недалеко (но все же на безопасном расстоянии) от места, где трескается айсберг.
И если «-22,7 °C» предлагал мультисенсорное повествование, ради которого все же нужно было натягивать майку, свитер, брюки, шнуровать ботинки и выбираться из дома, чтобы добраться до выставочного пространства, то сегодня технология позволяет не выходить из комнаты, не совершать ошибку.
Реалии 2020 года подтолкнули к развитию многие технологии, которые в будущем, и, видимо, не столь отдаленном, обеспечат комфорт человеку формата индивидуалистического идеализма. И VR-путешествия — лишь одна из тех, что позволит интересно и наполнено существовать в мире индивидуумов-одиночек (странно, что по-английски это звучит без отрицательной коннотации, в то время как по-русски она проявляется сразу же). VR-технология в общем, и путешествие с помощью этой технологии в частности, представляет собой некую капсулу личности. Личностных переживаний, личного опыта, личного пространства. Предполагаемые участники процесса — вы, VR-очки и диван. Можно смело сказать, что VR-путешествия — развлечение для отдельных индивидуумов, по крайней мере в домашнем своем варианте. Что отнюдь не обесценивает их как план на субботний чилл.
Кстати отмечу, что многочисленные достижения как в мире видео и звукозаписи, так и в создании игрового контента, в последние года три-четыре семимильными шагами трансформируют виртуальную реальность из экспериментальной среды в чрезвычайно реалистичный формат, который отлично вписывается в концепцию путешествия. Интерактивные видео позволяют путешественнику видеть окружающее пространство на 360 градусов. Тут коротко оговорюсь, что практически весь моноскопический контент, созданный с помощью сложных технологий для VR-потребления, может быть использован для просмотра даже с простейшего телефона. Эффект, конечно, будет не тот. Но все возможно. А вот стереоскопический, напротив, подойдет только для VR-гарнитуры.
В искусстве VR-пространства достаточно много иммерсивных проектов, но туристический сектор этим похвастаться пока не может. То есть не совсем так: может, но выбор все еще мал. В основном туристический контент — это обзорные экскурсии, а не по-настоящему отличный материал, который позволяет виртуальному путешественнику оказаться во главе угла и почувствовать эмоциональный отклик с происходящим вокруг. Прекрасно снятые, великолепно смонтированные и озвученные с учетом жанра ролики используются, в основном, в качестве презентационных. Например, вам по делу надо срочно на курорт. Если курорт инновационный и высокотехнологичный, то у него в запасе наверняка окажется проморолик для VR. Надев очки, вы сможете придирчиво осмотреть предлагаемый номер, заглянуть в ресторан или пройтись по террасе. То есть все то, что раньше показывали на красивых картинках, теперь перешло в формат VR.
Конечно, работы по созданию тактильных костюмов ведутся давно и напряженно. И понятно, что костюм с полными сенсорными ощущениями превратит визит в Антарктиду в более реалистичный, но он «все равно не удовлетворит те глубокие потребности, которые заставляют нас выйти из дома», считает автор книги «Виртуальная реальность» Сэмюэл Грингард. С другой стороны, многие авторы VR-проектов согласны, что у виртуальных путешествий есть явные, как, скажем, в случае с инклюзивным туризмом, преимущества. Адам Мэй, соавтор климатического проекта «Капля в океане», представленного на нью-йоркском фестивале иммерсивного кино Tribeca, уверен, что «виртуальная реальность может многое изменить в индивидуальном сознании и позволить путешественнику прожить тот опыт, который он не может испытать в обычной жизни».
Хорошим примером инновационного иммерсивного подхода к путешествиям можно назвать токийскую компанию First Airlines — первую авиакомпанию виртуальной реальности. First Airlines предлагает своим клиентам испытать реалистичный опыт полета в первом классе современного лайнера. Вам будет предложен предполетный инструктаж, изысканные блюда и виртуальный тур по прибытию к месту назначения. Я пока не пробовала, поэтому ничего не могу сказать про реалистичность переживаний, но представители компании настаивают, что потратили много ресурсов, чтобы все получилось максимально приближенным к реальности.
Немного статистики
Согласно опросу немецкой Statista, более 50% респондентов согласны использовать виртуальную реальность в качестве инструмента для выбора места отдыха. Исследование, проведенное организацией Tourism Australia, показало, что почти 20% потребителей (19% в США, 14% в Великобритании, 19% в Австралии) как минимум единожды использовали виртуальную реальность для выбора места отдыха и остались довольны.
При этом в недавнем исследовании, проведенном европейской туристической компанией Italy4Real, 81% взрослых заявили, что виртуальная реальность не может заменить путешествия.
А по опросам Oi2Lab, технологического стартапа Kerckhoffs Ltd, UK, проведенного совместно с European Network for Accessible Tourism (ENAT), выяснилось, что более 50% респондентов готовы платить за туризм на основе виртуальной реальности, если бы им был предложен такой вариант путешествий.
***
Ясно, что начиная с 2015 года презентационный VR-туризм занял важное место в подготовке путешествий. Да и посещение знаковых направлений, где предполагаются большие скопления народа, таких как Мачу-Пикчу, Великая Китайская стена или пирамиды Гизы, лучше проводить с помощью VR-технологий. Также мне кажется перспективным использование виртуальной гарнитуры для инклюзивного, возрастного и, возможно, терапевтического туризма — для людей в состоянии депрессии, угнетенного сознания и стресса или в отсутствии времени. Однако очки измененной реальности не заменят ветра в лицо и пурги на высокогорном склоне. Палатку и руку друга на обледенелой веревке. Проверку на прочность не заменят. Ведь зачастую мы ищем в путешествии именно опыт преодоления. Преодоления себя, а не прекрасную комнату с видом на море. Хотя и ее никто не отменял.
Важно учитывать, что более часа в VR-очках современной модификации проводить попросту некомфортно, да и запахи, вкусы и тактильные ощущения — все то, что наполняет и дополняет наши переживания — они пока не проецируют.
С философской точки зрения полноценный VR-туризм — это некая степень ограничения свободы. И не свободы передвижений — тут как раз никаких ограничений нет: отправиться в путь или надеть очки — личностный выбор каждого. Нет, речь идет скорее об ограничении на переживания. Мы не просто хотим делать что-то, мы хотим еще и решать, что нам делать. Туристу необходим опыт переживания нового — это один из ключевых моментов концепции путешествий, и его невозможно воссоздать в виртуальной реальности. «Я практически уверен, что те виды туристического опыта, ценность которых заключается в действии, а не только в том, чтобы видеть и слышать, будет сложно воспроизвести в VR. На фундаментальном уровне виртуальные путешествия конструируются и передаются нам: мы видим мир только в той степени, в которой кто-то смог его снять и спроектировать для нас. Некоторым образом, это самая авторитарная из экскурсий», — считает специалист по философии виртуальной реальности, профессор Эрик Рамирес (университет Санта-Клары, США).
C другой стороны, рассматривая возможности VR-технологии на фоне новой реальности, можно отметить несомненные выгоды, такие как образовательный аспект для находящихся дома детей работающих удаленно родителей и окситоциновое времяпрепровождение в путешествиях виртуальных в качестве домашнего развлечения при невозможности отправиться в путешествия реальные из-за закрытых границ и усложняющихся ограничений. Да и затраты, давайте быть честными, на виртуальное путешествие гораздо ниже.
В целом, минус на минус, как мы помним из школьной математики, дает плюс. А минусов у VR-технологий не так уж и много. Так что предлагаю считать, что мы в плюсе, а стакан наполовину полон.
В спектакле Жени Беркович хорошо известное предстает в новом, почти парадоксальном свете. Гротескные образы соседствуют…
Принц Эндрю и шпионский скандал Эта история началась еще на прошлой неделе, но настоящая битва…
В ноябре 2024 года Софья Малемина представила свою первую персональную выставку Abiogenesis в сотрудничестве с…
Про «Снежное шоу» «Снежное шоу» живет на сцене уже больше тридцати лет — с…
«Удивительные вещи»: рисунки Виктора Гюго, Astonishing Things: The Drawings of Victor Hugo Когда: 21 марта — 29 июня 2025Где: Royal Academy of Arts, Burlington House, Piccadilly,…
В ваших интервью и выступлениях вы говорите о том, что для вас очень важна литература…