Сожженную в прямом эфире картину Бэнкси под названием Morons (White) компания Injective Protocol ранее выкупила у американской галереи Taglialatella за 95 тысяч долларов, чтобы затем уничтожить ее и заменить уникальным цифровым факсимиле. «Мы специально выбрали произведение Бэнкси, поскольку ранее он сам уничтожил одну из своих работ на аукционе», — объяснил исполнительный директор компании Мирза Уддин. Не совсем обычное зрелище привело к тому, что теперь мир с еще большим интересом заговорил о криптоискусстве — цены на рынке начали расти, как и предложения.
Так-так, не совсем понятно.
Неужели кто-то реально готов заплатить целое состояние за нематериальное искусство: мем, видеоарт или цифровую визуализацию печати?
Ответ очень простой — да. Множество людей, среди которых есть и коллекционеры произведений искусства, и инвесторы, и художники, ожесточенно борются на интернет-аукционах за токены, абстрактно представляющие собой владение цифровым изображением. Например, в начале марта стало известно, что канадская певица Граймс заработала на них 6 миллионов долларов за двадцать минут, продав, как гласит заголовок, «искусство, которого не существует» на аукционе в Twitter. На самом деле это искусство существует, только не в устаревшем виде, а в новой цифровой реальности. Ее WarNymph Collection Vol 1 состояла из десяти коротких видеоклипов, картин и аудиозаписей в виде NFT, самой дорогой из которых стала работа Death of the Old: победитель торгов заплатил за нее 389 тысяч долларов.
Еще один художник — Тревор Джонс из Эдинбурга — недавно собрал более 3,2 миллиона долларов, продав 4 157 цифровых изданий своего биткойн-ангела на онлайн-аукционе, который завершился всего за семь минут. «Что покупатели получили за свои деньги?» — спросите вы. Отвечаем снова: токены.
Дело даже дошло до того, что в конце прошлой недели Christie’s провел свой первый аукцион цифровых произведений искусства художника Бипла (настоящее имя — Майк Винкельманн) под названием «Каждый день: первые 5000 дней» (Everydays: The First 5000 Days). Цифровая работа состоит из 5 тысяч изображений, которые автор создавал и выкладывал ежедневно в свой Instagram с 1 мая 2007 года. Необычное творение художника было описано как «политический скетч, действие которого происходит в антиутопической видеоигре».
Учитывая характер аукциона, у лота даже не было предварительной оценки. Торги начались 25 февраля со стартовой цены $100 и к завершающему дню, 11 марта, достигли $15 миллионов. Однако финальные ставки остановились на отметке в $69,3 миллиона. Таким образом, по итогам торгов «Каждый день: первые 5000 дней» занимает третье место среди самых дорогих работ ныне живущих художников, проданных на аукционе (как говорит The Art Newspaper – после произведений Джеффа Кунса и Дэвида Хокни). Кстати, по словам сотрудников Christie’s, 64% участников торгов были моложе 40 лет. «Мы живем в тот момент, когда может произойти резкий сдвиг — демографический сдвиг, сдвиг поколений, когда дело доходит до того, что волнует молодых коллекционеров», — сказал Ноа Дэвис из Christie’s.
За $69,3 миллиона покупатель, чье имя аукционный дом не раскрывает, получил произведение Бипла в виде «цифрового ключа» или длинной цепочки цифр и букв, которые гарантируют его персональное владение и подтверждают авторство. Подобный код существует в блокчейне и будет добавлен в его кошелек Ethereum, в дополнение к гигантскому JPEG-файлу весом 100 мегабайт с высоким разрешением.
На свои успехи Бипл отреагировал вполне спокойно и неоднозначно. Вероятно, это можно объяснить тем, что он уже нажил целое состояние на цифровом искусстве. Так, в октябре один коллекционер из Майами купил его работу почти за 67 тысяч долларов. В 10-секундном видеоролике, снятом художником, было запечатлено нечто похожее на обнаженный труп Дональда Трампа с вытатуированными лозунгами и словом «неудачник». А в прошлом месяце владелец продал этот ролик уже за 6,6 миллиона долларов.
«То, что мы наблюдаем, является переломным моментом для цифрового искусства», — говорит в интервью The Guardian Роб Андерс, генеральный директор Niio, потоковой платформы, на которой размещено более 15 тысяч цифровых произведений искусства. Пандемия, по его словам, только помогла развитию криптоискусства. Из-за того, что весь мир застрял дома, окруженный экранами и другими средствами связи, многие сумели познакомиться с цифровым искусством.
И все-таки, почему видеоклип, который можно посмотреть в Twitter или YouTube, стоит сотни тысяч долларов?
Роб Андерс объясняет это тем, что, хотя цифровое искусство существует с 1960-х годов и все чаще фигурирует в крупных коллекциях, оно всегда сталкивалось с вопросами коммерческой ценности, подлинности, владения и редкости. Тогда началась охота в надежде найти средства, с помощью которых эти проблемы могли бы быть решены. Тут появился NFT как носитель этой уникальной ценности. По своей сути NFT-токен — это подтверждение права собственности на какой-либо уникальный цифровой объект, которое записано в блокчейн. Запись обладает определенной неделимой ценностью, ею можно владеть и ее можно продать за криптовалюту. Проще говоря, эта технология создает цифровой предмет, которым может управлять только один человек, чего вполне достаточно, чтобы сделать его оригиналом в глазах коллекционеров.
Распространение новой технологии на предметы искусства (видеоклипы, аудиозаписи и цифровые картины) создало несколько абсолютно новых рынков и принесло ценный приток доходов частным инвесторам и различным общественным/спортивным ассоциациям. Однако криптобум до сих пор вызывает множество опасений.
Возникает главный вопрос: что такое искусство и кто такой художник в глобальном смысле?
Поразительно, но многие из NFT, которые покупаются и продаются за десятки тысяч долларов, представляют собой простые гифки, мемы или видеоклипы с алгоритмически созданными персонажами пиксельной графики. Именно поэтому эксперты всерьез обсуждают, может ли искусство, созданное с помощью искусственного интеллекта, стать предметом коллекционирования, и если да, то как это повлияет на реальных художников-людей. Возможно ли то, что такие авторы, как Бипл и Тревор Джонс, вскоре рискуют стать неактуальными, устаревшими и уничтоженными теми инновациями, которые сегодня прославляют их на весь мир?
По словам Андерса в беседе с The Guardian, скорость, с которой происходят изменения, сбивает с толку, и у экспертов есть множество предположений относительно того, последует ли за бумом NFT постепенный спад. Однако у него подобных сомнений нет. В качестве референса генеральный директор потоковой платформы Niio приводит слова Владимира Ленина: «Помните, что сказал Ленин: «Бывают десятилетия, когда ничего не происходит; а бывают недели, когда проходят десятилетия». Это очень хорошо описывает то, где мы находимся сегодня. Масштабируемость рынка цифрового искусства колоссальна, особенно с учетом стремительного развития потоковой передачи цифрового искусства».
«Возможно, сегодня мы являемся свидетелями цифрового эквивалента штурма Зимнего дворца и русской революции, о которой говорил Ленин, — пишет The Guardian. — Когда старую гвардию свергают криптоповстанцы, разгоряченные мечтами о том, как мир искусства может измениться к лучшему. Но, возможно, мы также должны помнить и о том, чем в итоге закончилась эта революция».
Такая интересная аналогия. И не поспоришь.