— Дима, расскажи про стрит-фотографию, что она собой подразумевает?
— Стрит — это весьма широкое понятие. Поэтому данную тему многие не любят: непонятно, что это значит. Для меня, как для стрит-фотографа, важна форма. Я очень визуальный человек и часто абстрагируюсь от того, что я вижу. Как говорит мой хороший друг и интересный фотограф Илья Штуца: «Важно заполнение прямоугольника какими-то формами, цветами». Не так важно, что именно снимается. Важно как, а не что. Мне важно систематизировать хаос — с точки зрения непредсказуемых элементов, людей. Чтобы случайные элементы сложились во что-то интересное, а не просто фиксация того, что есть.
Часто у многих зрителей это вызывает проблему. Люди на каком-то подсознательном животном уровне пытаются понять, что изображено, и стараются, исходя из этого, найти логику в фотографии. Абстрактное мышление вообще довольно сложное. Это не дефолтное состояние человека. Надо стараться, чтобы к этому прийти.
— Как ты выбираешь темы? Что тебя привлекает в британской культуре, в британском ландшафте?
— Я начал снимать сразу после того, как сюда переехал. Не могу сказать, что меня сильно что-то привлекает. Скорее, потому что я тут уже нахожусь. Я очень много снимал в поездках, когда только переехал сюда, я не снимал стрит — снимал все подряд. Мне было интересно, что тут другая жизнь, хотелось ее запечатлеть. Я много снимал своих приятелей — студентов, архитектуру, людей, просто все подряд. Потом познакомился с работами известных фотографов, мне стала интересна тема уличной фотографии. У меня есть такой бзик, что если я чем-то начинаю заниматься, то мне хочется довести это до чего-то вразумительного.
— Как тебе кажется, ты достиг этой точки?
— Если бы я достиг, то закончил бы этим заниматься. Ну а смысл?
Я думаю, что это как горизонт, к которому ты идешь, но никогда не достигнешь. Примерно 99% времени, что я занимаюсь фотографией, это один большой frustration. Но тот 1%, когда что-то получается, стоит этих 99%. Иногда я просто хожу по Лондону с целью пофотографировать, но я могу даже ни разу не нажать на кнопку. Просто не складывается.
— Как ты определяешь тот момент, когда все складывается в форму и ты нажимаешь на спуск?
— Я думаю, это интуиция, намерение, опыт. Во время съемки ты не сильно много думаешь — ты думаешь после съемки. В подобной спонтанной, незапланированной и непостановочной фотографии важна реакция на то, что происходит вокруг тебя. Я пока ехал сюда, подумал, что стилистически то, что мы снимаем, близко к импрессионизму. Условно говоря, я снимаю свои впечатления и ощущения.
Меня часто напрягает в разных дискуссиях по поводу разных типов фотографий, что форма противопоставляется содержанию. Я категорически с этим не согласен. Потому что форма может быть, и часто является, содержанием. Это не взаимоисключающие и даже не взаимодополняющие вещи. Через саму форму можно привнести какие-то новые смыслы. Это и может быть смыслом вообще, если уж абстрагироваться. Поэтому говорить, что кто-то снимает только про содержание, а кто-то про форму, неправильно.
— Повлиял ли на твой выбор снимать именно форму, а не людей, тот факт, что в Британии важна privacy,что влияет на съемку в общественных местах?
— В таких странах, как Великобритания, — все-таки я бы отнес ее к северным странам — достаточно мало уличной жизни. Здесь люди идут из точки A в точку B, и не так много чего происходит. Люди меньше проявляют свои эмоции.
Я как фотограф сформировался уже здесь. Я стилистически ближе к западным фотографам, чем к нашим. В Украине было очень интересно снимать. На знакомые вещи я смотрел вообще по-другому. Конечно, есть общие тенденции: темы, техники съемки.
— Я знаю, ты сейчас много снимаешь прибрежные города. Почему именно они?
— Как только появились дешевые авиабилеты, британцы начали ездить в Европу, а прибрежные города остались полузабыты. Они меня привлекают. Там есть своя атмосфера, которая отличается от прибрежных мест в других странах, какой-то немного меланхолический «дух места».
Когда я начал снимать тему, у меня были безлюдные фотографии. Много общих планов. В целом то, что я снимаю в этих городках, сильно отличается от Лондона. Есть переклички со Стивеном Шором, Саймоном Робертсом. Эта документальная фотография — наполовину landscape, наполовину стрит. Есть элементы чисто ландшафтного плана — ландшафт повседневности по Шору, но также люди и жизнь как часть окружающей среды. Не фотография про конкретных людей, а про людей в целом — как часть окружающего мира. При этом серия про побережье более документальная. Там много чувства места, того, как люди сейчас живут и проводят время в этих местах.
— Расскажи немного про то, как ты сюда приехал. Как судьба тебя связала с Британией?
— Я приехал учиться в магистратуре по программе экономики и финансов. В то время после окончания программы здесь давали визу на два года, чтобы выпускник нашел работу. Я окончил учебу в расцвете кризиса в 2009 году. Было очень сложно получить место, я был уже на грани того, чтобы вернуться. Искал работу минимум полгода, прошел огромное количество интервью.
— Как ты не сдался? Был уверен, что получишь работу?
— Если я что-то начинаю, мне сложно остановиться, я человек увлекающийся. Я подавал очень много заявок, и не было особо понимания, как это делать правильно, но все же у меня были интервью, не то, чтобы все совсем глухо. Мои однокурсники тоже были struggled. Постепенно пришло понимание, как подаваться. Интервью стало больше, а я проходил на все более дальние этапы. Должно было что-то произойти.
Первое место работы я нашел в одном банке благодаря случайному знакомству с девушкой, с которой мы сдавали экзамен на CFA (Chartered Financial Analyst. — Прим. ред.) в лондонском ExCel центре. Правда, через восемь месяцев в этом банке решили сократить 90% сотрудников, в том числе и меня. Времена все еще были тяжелые. Я встретился с бывшим начальником, с которым успел поработать до этого, он связал меня со знакомыми из Big Four («Большой четверки»: PWC, E&Y, KPMG, Deloitte. — Прим. ред.). Я прошел интервью и проработал восемь с половиной лет в одной из компаний. В июне этого года перешел в крупный банк.
— Возможно ли, занимаясь только стрит-фотографией, реализовываться и добиваться всего, чего хочется?
— Ну, тут зависит от целей фотографа. Кто-то хочет быть успешным коммерчески. У меня нет такой цели. Если покупаются принты — это приятно. Но это, во-первых, не то, как я себя обеспечиваю, а во-вторых, я не трачу на это своих усилий. И это не очень понимает моя жена, Маша (смеется). Мне это не сильно интересно и не сильно нужно.
— Если бы у тебя был независимый доход, ты бы ушел с работы? Или работа все же как-то компенсирует твое творческое состояние? Наверное, сложно все время быть в творческом состоянии?
— Нельзя… Я бы хотел проводить больше времени, занимаясь фотографией. Если бы можно было уйти и сохранить какие-то поступления — безусловно. Я бы, может, больше ходил на выставки или путешествовал. Самый важный ресурс — это время. Но при условии, что мне не нужно было бы заниматься фотографией, чтобы добывать себе пропитание. Снимать свадьбы или даже просто браться за все подряд мне не интересно.
— Выходит, что ты не делал выбор между работой и фотографией? Дело было в материальном благополучии?
— В принципе, да. И многие фотографы, тот же Пинхасов, говорят, что если вы хотите заниматься фотографией, найдите себе нормальную работу и занимайтесь фотографией. У меня не очень творческая профессия, связанная с математикой, и фотография — это что-то совершенно другое, отдушина. Это мне интересно и не надоедает.
— Как устроен этот баланс?
— Большую часть свободного времени я занимаюсь фотографией. Это включает в себя физическую съемку, которая происходит, как правило, на выходных. В будни у меня нет сил для этого. Но съемка — это малая часть занятия фотографией. Огромное количество времени тратится на другие вещи: просмотр снимков — своих и чужих, их анализ, посещение выставок, не обязательно фотографических, чтение. Это огромная работа, которая, условно, проводится за кулисами. Я трачу на фотографию все нерабочее время. Это сложно подсчитать.
— В мыслях фотография занимает больше места, чем работа?
— Безусловно. Чем больше я продвигаюсь куда-то в профессиональном плане, тем меньше я стараюсь думать о работе. Для меня работа не самоцель, а средство, чтобы обеспечивать себе какую-то более интересную жизнь.
Я не устаю от творчества. Если у меня замыливается взгляд, я переключаюсь на другое. Например, как я переключился с Лондона на эти маленькие города. Или весь день могу провести в музее, или смотреть кино, которое визуально нравится. Это смена деятельности, и это так или иначе связано с фотографией. Если говорить про работу, то я не нахожу потребности в работе, чтобы функционировать.
У меня есть интересы и помимо фотографии. Я очень люблю музыку — как слушатель, не исполнитель, регулярно хожу на концерты, имею коллекцию дома. Много читаю, путешествую. Раньше часто играл в настольный теннис. А еще я капитан команды «Что? Где? Когда?».
— Знаменитые «Жрецы хамона».
— Да… Мы постоянно тренируемся — это много времени занимает. Еще играю в настольные игры. У меня нет проблемы с тем, как заполнить свое время.
— Как у тебя получается балансировать? Ты составляешь свое расписание? У тебя есть какой-то элемент дисциплины?
— Я не делаю себе никакого расписания. Даже когда я работаю, я on the back of my mind думаю о чем-нибудь таком. Единственный элемент дисциплины, пожалуй, — это когда я иду снимать на выходных. Как правило, оба дня каждую неделю. Иногда не хочется, особенно когда пасмурно и дождь. Понимаешь, что шансы снять что-то близки к нулю, но все равно шанс не нулевой.
Да, я стараюсь максимально использовать время, но я и не такой маньяк, как мой знакомый из Израиля Габи (Габи Бен-Авраам. — Прим. ред.), который в отпуске проводит все дни на одной площади, снимая три квадратных метра. Я не практикую такие крайности.
— Расскажи про ваш фестиваль фотографии — London Street Photography Festival.
— В этом году мы провели его в четвертый раз. Это двух-трехдневный фестиваль в конце августа, который мы организуем раз в год на добровольных началах. Он включает в себя выставочную и творческую программы, воркшопы и лекции. Фотографы приезжают со всех уголков мира. Фестиваль помогает формировать и поддерживать сообщество. Эта социальная составляющая очень важна.
В этом году было четыре организатора, я являюсь креативным директором фестиваля. Составляю программу, подбираю спикеров, жюри для конкурса и в целом занимаюсь всякими творческими моментами. Все делают все понемногу. Много общения с причастными к фотографии людьми — это очень интересно.
Наш фестиваль не единственный, хотя и самый лучший, конечно. Сейчас таких мероприятий стало достаточно много. Я бы выделил четыре основных фестиваля стрит-фотографии: Miami Street Photography Festival, The Brussels Street Photography Festival, London Street Photography Festival и StreetFoto San Francisco. Есть хорошие более локальные фестивали в Италии, Таиланде, Польше, Австралии. Мы, как правило, все друг друга знаем. Фотографов много, но все равно есть группа из активных двух сотен людей. Все понимают, кто что делает, следят друг за другом через социальные сети.
Локации традиционные: Англия, Франция, Италия, Германия (но там сложно из-за законов), Испания, Украина, Россия, Польша, США. Есть и центры в Азии: Индия, появляется много фотографов в Таиланде и в Бангладеш.
Мы стараемся показать работы мастеров, но в то же время дать площадку для более contemporary фотографов, которые, может, не так известны, но снимают что-то интересное, нестандартное или на стыке жанров. На границах часто происходит что-то новое.
Еще одна тенденция связана с тем, что стало много уличных фотографов-женщин. Возможно, это связано с ситуациями, которые потенциально могут быть компрометирующими. Женщины-фотографы все больше объединяются в группы, поддерживают и воодушевляют друг друга, чтобы активнее выставляться, участвовать в конкурсах. Когда мы начинали делать фестиваль, было проблемой найти женщину-фотографа, которая бы выступила перед аудиторией. Ни один мужчина-фотограф не отказался, а из женщин примерно половина отказывалась. Последние годы прогресс на лицо.
— Можешь посоветовать какую-то литературу, фильмы, ресурсы для тех, кто только начинает свой путь в стрит-фотографии?
— Сайт агентства Magnum. Беспроигрышный вариант — открыть страницу Картье-Брессона. Я бы посоветовал смотреть на его фотографии. Они у него однозначно хорошие. Чисто на нравится или не нравится. И дальше постараться для себя проанализировать, что именно тебе понравилось в этой фотографии. Может, это эмоции. Или то, как удачно сложились линии. Постараться этот момент для себя вычленить. Если не понравилось — это не менее полезно и тоже стоит проанализировать. Свои фотографии надо анализировать, потому что во время съемки оно на подсознательном уровне уже будет с тобой.
Второй совет — ходить на выставки: любое изобразительное искусство. И тоже пытаться анализировать. Смотреть фильмы мастеров. В свое время на меня визуальное влияние оказали фильмы Линча. Мне очень нравится, как он работает со светом, как построены кадры, какая-то mystery. Чуть позже я полюбил Карвая, например, фильм «Любовное настроение». Из каждого кадра можно делать выставку.
Сайт Дмитрия: http://www.dmitrystepanenko.com/
FB-группа London Street Photography Festival: https://www.facebook.com/London-Street-Photography-Festival-383839288656562
Сайт London Street Photography Festival: https://lspf.co.uk/
Узнать больше о конкурсе ZIMA Photo можно вот тут.
Фото на обложке: Татьяна Евсеева
Когда я впервые столкнулся с лондонским рынком недвижимости, то подумал, что мой предыдущий опыт даст…
Хотя налог на наследство, который наследники должны будут уплатить после смерти владельца фермы, вдвое меньше…
Алиса, давайте начнем c самого начала. Вы получили первое образование в computer science, а потом…
Кингстон – мой первый форпост неразделенной любви к Британии. В 2012 году я приехала сюда на…
Импрессионизм, кубизм, фовизм — Сергей Щукин был одним из первооткрывателей модернизма для русского зрителя. Он…
В своем заявлении об отставке Джастин Уэлби сказал, что он «должен взять на себя личную…