За весь период пандемии, с марта 2020 года, на острове Мэн было обнаружено всего 475 случаев заражения COVID-19 — примерно 0,6% от всего населения острова, которое составляет 84 тысячи человек. Это объясняло тот факт, что именно он стал первым британским регионом, который досрочно вышел из локдауна (чем очень удивил других жителей Соединенного Королевства). Однако в последние дни на острове резко возросло количество случаев ковида.
В свой первый локдаун остров Мэн отправился вместе с Великобританией 23 марта 2020 года. Как и в других регионах, местное правительство принимало сдерживающие ограничения по мере появления проблем. Что конкретно нужно делать, никто не знал наверняка. Поэтому в обществе началась паника, в ответ на которую правительство открыло ковид-департамент и разработало правила поведения для жителей острова.
Во-первых, въезд запретили всем, кроме резидентов и работников ключевых отраслей. Во-вторых, закрыли большинство учреждений, за исключением продуктовых магазинов и некоторых офисов. В-третьих, все жители острова были обязаны соблюдать социальную дистанцию 2 метра и обрабатывать руки антисептиками. Носить маски тоже рекомендовали, но не требовали. В общем, все практически так, как и в других британских городах, только больше свободы: гулять можно было хоть весь день, главное – не уходить очень далеко от дома.
А вот, доступа в поликлиники здесь совсем не было: все вопросы приходилось решать по телефону. Важно отметить, что риск коллапса медицинской системы на Мэне был огромный: в местном госпитале есть всего несколько коек, врачей и медсестер тоже недостаточно. Поэтому резидентов, возвращающихся на остров, просили немедленно проследовать на место пребывания и провести на карантине 14 дней. Ни им, ни их домочадцам не разрешалось выходить в магазин, на прогулку, выносить мусор или забирать почту. Несмотря на директивные и предельно ясные указания, в апреле 2020-го напряжение нарастало.
Местные жители, возвращаясь из отпусков, привозили с собой не только сувениры, но и вирус. Не все сразу поняли серьезность ситуации. Приехав на остров, они шли в магазины, чтобы запастись продуктами на весь период самоизоляции. Покупали все, невзирая на цены: никто не знал, когда прибудет следующий паром с продуктами и на сколько реально затянется локдаун.
Правительству удавалось отследить практически все случаи новых заражений коронавирусной инфекцией, но остановить эпидемию быстро не получалось. Переломным и самым драматичным моментом стал случай инфицирования в доме престарелых. К сожалению, тогда было много летальных исходов и власти решили, что штрафы — это не самая эффективная мера воздействия за нарушение режима самоизоляции. Было принято решение ввести наказание посерьезнее.
Остров Мэн напоминает маленькую коммуну, где каждый человек должен соблюдать правила совместного проживания на ограниченной территории. В сложное время правила стали жестче, но в то же время чувство солидарности и взаимопомощи в обществе поднялось на новый уровень. В фейсбуке даже была создана группа Coronavirus Help Isle of Man, где можно было попросить помощи и обсудить последние новости. Но были люди, которые жаловались на то, что остров превращается в диктаторское государство. Они требовали свободы перемещения и возврата к привычной жизни.
Полицейские проводили проверки на дорогах и запрещали перемещаться по острову без острой необходимости. Общественность тоже подключилась и строго следила за тем, как окружающие выполняют требования. Был даже случай, когда женщина прибыла на пароме на своей машине и по пути домой остановилась на заправке. Поболтав с продавцом, она заправила машину и… через несколько дней попала сначала в суд, а затем — в тюрьму. Смягчающим обстоятельством не стал даже тот факт, что у нее был подопечный, который нуждался в постоянном уходе.
К счастью, строгие меры и закрытые границы сделали свое дело: больших потерь удалось избежать. К началу июля жители вернулись к нормальной жизни. Лето было исключительно теплое и солнечное, но британцы все еще не могли приехать на остров, потому что он оставался отрезан от внешнего мира. Что касается местных жителей, то они имели право уехать, но вернуться было чрезвычайно сложно. Поэтому многие предпочитали оставаться на острове или, как говорят мэнксы, «сидеть на горе».
Все лето и осень ковид-департамент продолжал держать руку на пульсе и регулярно информировал жителей о текущей ситуации, а общественность неустанно следила за тем, что происходит вокруг. Расскажу про несколько случаев, где бдительность жителей помогла.
В начале осени четверо сварщиков приехали на остров по специальному разрешению правительства как специалисты востребованных профессий. Их предупредили, что с корабля они должны сразу отправиться (нет, не на бал) в отель, из отеля утром — на работу, после работы — обратно в отель. И никуда больше. Угадаете, где они прокололись?
С парома они поехали в «Теско» за пивом, чтобы было не так скучно коротать время на самоизоляции, и надели маски (как это делают порядочные граждане в Великобритании), чтобы никого не заразить. Сотрудники магазина сразу заподозрили, что они не местные: ношение масок на острове тогда не требовалось. Расспросили их, кто да что, а на утро к рабочим пожаловали полицейские. Все четверо отправились в тюрьму. К сожалению, у одного из них был обнаружен ковид, и он заразил людей.
Еще один пример: студент приехал из Великобритании на каникулы, но жизнь без «Макдональдса» была ему не мила. Через три дня самоизоляции они с другом поехали за «Биг Маком», а через несколько дней — он оказался в тюрьме. Стоило ли из-за бургера портить свою репутацию?
Одному бизнесмену повезло. Самоизоляция его и его семьи заканчивалась в полдень, а в 8 утра у него в офисе была назначена встреча. Он колебался: ехать или остаться дома. Но в последний момент решил провести встречу по скайпу. И что вы думаете? В 11 часов к ним домой заглянул сотрудник ковид-департамента, чтобы посчитать жильцов по головам. «У вас должно быть пять человек, покажитесь все». Все счастливчики были на месте!
Но самым нашумевшим стал случай с влюбленным шотландцем. Некто Дейл Маклафлен в порыве чувств пересек Ирландское море на водном скутере, чтобы повидаться со своей возлюбленной. Путь был неблизкий и занял 4,5 часа по беспокойному осеннему морю. «Он даже плавать не умеет!» — изумилась его поступку мама. Далее он прошагал 25 километров до дома любимой. Но вместо свидания «Ромео» пришлось провести четыре недели в тюрьме за «намеренное нарушение границ».
Кажется, что наказание по своему воздействию намного превосходит риск от нарушений. Да, может быть. Но такие меры работают: страх попасть в тюрьму творит чудеса.
В начале января на острове ввели второй локдаун в ответ на распространение новых случаев заражения ковидом после рождественских каникул. Благо остров небольшой, и его достаточно легко изолировать.
Через три недели, 1 февраля, локдаун отменили. Снова открыли магазины, пабы, рестораны и развлекательные центры. Дети пошли в школы, а родители на работу. К сожалению, через несколько дней появилась информация о новых случаях заражения: носителями вируса стали члены команды парома. Правительство приняло решение срочно вакцинировать всех сотрудников парома, морского терминала и аэропорта вне очереди.
Сейчас ситуация с новыми случаями находится под постоянным контролем. В настоящее время на острове Мэн зарегистрировано 52 активных случая Covid-19. Карантинные ограничения вновь вступят в силу на острове 3 марта, в среду. Согласно правительственным мерам, жители острова будут обязаны оставаться дома, соблюдать социальную дистанцию и избегать встреч с другими домохозяйствами. Школы будут закрыты, а многие предприятия остановят работу.
На сегодня вакцинировано около 17% населения: в основном это люди старше 70 лет и врачи. Некоторые получили уже вторую дозу Pfizer или AstraZeneca.
Несмотря на то, что остров Мэн — это край потомков суровых викингов, большинство островитян уважает закон. Они видят, что государство беспокоится об их безопасности, и понимают, что в нынешней ситуации может так случиться, что помощи будет ждать неоткуда. Поэтому забота о маленьком острове и сплоченность — это общая задача. И я думаю, что благодаря такому ответственному отношению жителей друг к другу, остров Мэн благополучно проходит пандемию.
В подтверждение этих слов отмечу важный факт, что наш министр здравоохранения и социальной защиты Дэвид Эшфорд недавно получил от королевы Елизаветы II почетное звание MBE (Member of British Empire) за выдающуюся работу в борьбе с пандемией COVID-19. «Отлично, так держать!» — согласились тысячи подписчиков социальных сетей в ответ на эту новость.
Оксана Кент, «Компас Инвестора» @investorscompass | «Англоманик» @anglomanic.ru | www.oksana.im
В спектакле Жени Беркович хорошо известное предстает в новом, почти парадоксальном свете. Гротескные образы соседствуют…
Принц Эндрю и шпионский скандал Эта история началась еще на прошлой неделе, но настоящая битва…
В ноябре 2024 года Софья Малемина представила свою первую персональную выставку Abiogenesis в сотрудничестве с…
Про «Снежное шоу» «Снежное шоу» живет на сцене уже больше тридцати лет — с…
«Удивительные вещи»: рисунки Виктора Гюго, Astonishing Things: The Drawings of Victor Hugo Когда: 21 марта — 29 июня 2025Где: Royal Academy of Arts, Burlington House, Piccadilly,…
В ваших интервью и выступлениях вы говорите о том, что для вас очень важна литература…