Жан Дюбюффе: Брутальная красота / Jean Dubuffet: Brutal Beauty — это первая крупная выставка-ретроспектива работ французского художника в Великобритании за более чем 50 лет. В послевоенном современном искусстве Дюбюффе стал одной из самых провокационных фигур, позволивших себе восстать против традиционных представлений о красоте и нормальности, чтобы передать поэзию жизни более жестким и аутентичным образом.
Экспозиция Brutal Beauty, представленная в галерее Барбикан, объединяет более 150 работ художника из государственных и частных коллекций: от ранних портретов, литографий и фантастических статуй до картин из крыльев бабочек и гигантских красочных полотен. Купить билеты на выставку можно здесь, но, перед тем как отправляться в Барбикан, предлагаем вам больше узнать о судьбе и творчестве художника. Вот 5 необычных фактов из его биографии.
Жан Дюбюффе появился на свет в Нормандии, в 1901 году, в буржуазной семье виноторговцев. В возрасте семнадцати лет он отправился изучать живопись в Париж, где познакомился с такими ключевыми фигурами художественной сцены, как Хуан Грис и Фернан Леже. Однако уже к 1924 году Дюбюффе разочаровался в выбранной профессии и бросил творчество на следующие восемь лет, начав развивать собственный винный бизнес. К занятиям живописью он вернулся лишь в середине 1930-х годов, после чего вновь отказался быть художником, долгое время искал себя и только в 1942 году принял окончательное решение.
Вернувшись к живописи, Дюбюффе нашел индивидуальный творческий метод, который позволил ему отразить привычную повседневную жизнь в новом свете. Его работы произвели огромное впечатление на коллег из круга парижских авангардистов, с которыми его познакомил друг детства — поэт Жорж Лимбур. Первая персональная выставка Дюбюффе состоялась в галерее Рене Друэна в Париже уже в 1944 году. С одной стороны, она шокировала критиков, с другой — укрепила его репутацию в мире авангардизма.
«Чем банальнее может быть вещь, тем больше мне она подходит, — сказал Дюбюффе в 1945 году. — К счастью, я ни в коем случае не считаю себя исключительным. В своих картинах я хочу восстановить видение обычного человека».
Серия работ «Метро», созданная в 1943 году, демонстрирует приближенность Жана Дюбюффе к повседневной жизни и ту первобытную энергию, которую он вкладывал в процесс живописи. Люди на его полотнах изображены при помощи ярких красок, в отчасти грубой, но характерной для Дюбюффе манере рисования. При этом художник сознательно придерживался наивного стиля живописи. Считается, что частично на него повлияло доисторическое искусство, частично — детские рисунки, а также граффити, которые он видел на парижских улицах.
Дюбюффе назвал свой отказ от академического искусства «антикультурным», а поиски альтернативного творчества привели его к художникам, манера рисования которых была далека от общепринятых понятий красоты. Исследуя их работы во Франции и Швейцарии, он обнаружил, что многие из таких картин были созданы художниками, у которых не было специального образования и которые часто оказывались психически нездоровыми. Этому искусству Дюбюффе присвоил название Art Brut, которое он объяснил следующим образом:
«Под Art Brut мы понимаем произведения, выполненные людьми, не тронутыми художественной культурой, — писал он, — в которых мимика, в отличие от того, что происходит с интеллектуалами, играет незначительную роль или не играет никакой роли, так что их авторы рисуют все, исходя из их собственных глубин, а не из клише классического искусства или того, что является модным».
Дюбюффе собрал необыкновенную коллекцию Art Brut, и к тому времени, когда он подарил ее Лозанне в 1971 году, она насчитывала порядка 5000 работ от 133 художников. Именно эти работы легли в основу музея Art Brut, который открылся там же в 1976 году.
Художник часто изобретал новые техники. В 1940-х годах Дюбюффе создал то, что называл Haute Pâtes («высокие пасты»), используя для работы гудрон, асфальт и все — от угольной пыли до гальки и стекла, что совершенно не предназначалось для живописи. С помощью инструментов он выцарапывал простые формы на этой липкой поверхности, а затем перешел к Pâtes Battues («битые пасты») — рисовал темными красками грунт, на который наносил толстый слой белой пасты штукатурным ножом.
Позже он даже создал серию «Текстурология» — абстрактные картины, в процессе работы над которыми он адаптировал традиционную тирольскую технику, используемую штукатурами.
В начале 1950-х годов, используя технику ассамбляж, Дюбюффе создал серию коллажей «Маленькие картинки из крыльев бабочек» (1953), которые назвал assemblages d’empreintes («сборка отпечатков»). Термин Дюбюффе укрепился, и ассамбляжем стали называть произведения искусства, выполненные из обломков естественных материалов, предметов или их фрагментов.
Еще одна техника живописи, с которой работал художник, называлась hourloupe. Она родилась из почеркушек во время телефонного разговора, когда сознание никак не участвует в процессе рисования. Удивительным образом они напоминают работы тех самых представителей направления Art Brut, которые тоже любили обилие мелких деталей.
В спектакле Жени Беркович хорошо известное предстает в новом, почти парадоксальном свете. Гротескные образы соседствуют…
Принц Эндрю и шпионский скандал Эта история началась еще на прошлой неделе, но настоящая битва…
В ноябре 2024 года Софья Малемина представила свою первую персональную выставку Abiogenesis в сотрудничестве с…
Про «Снежное шоу» «Снежное шоу» живет на сцене уже больше тридцати лет — с…
«Удивительные вещи»: рисунки Виктора Гюго, Astonishing Things: The Drawings of Victor Hugo Когда: 21 марта — 29 июня 2025Где: Royal Academy of Arts, Burlington House, Piccadilly,…
В ваших интервью и выступлениях вы говорите о том, что для вас очень важна литература…