Когда вы переехали в Оксфорд?
Я попал в Оксфорд стандартным для университетского человека способом – в конце 2003 года я совершенно случайно узнал, что в университете объявлена вакансия по моему профилю и решил податься на место, особенно не рассчитывая на успех, хотя к тому времени у меня был уже существенный опыт преподавания в ведущих американских университетах. Мне посчастливилось выиграть конкурс, и осенью 2004 года я приехал в Оксфорд. Из-за технической задержки с визой это произошло буквально накануне начала учебного года. Вот уже семнадцатый год, как я здесь.
Чем Оксфорд отличается от других городов?
Яркая особенность Оксфорда – сочетание богатой и изощренной городской культуры с деревенской идиллией. Я не знаю, есть ли где-нибудь еще город (кроме, конечно, Кембриджа, который здесь полагается называть The Other place), где за 10-15 минут можно дойти пешком от лугов, где пасутся коровы и лошади, до библиотек с уникальными коллекциями и фондами в миллионы томов и концертных залов, где выступают лучшие исполнители мира. Кроме того, при необыкновенном богатстве исторических памятников и развитом туризме, Оксфорд начисто лишен музейного налета — это очень живой, и очень молодой город, что особенно приятно, когда сам стареешь. Многие ценят здесь сочетание удобств жизни в небольшом городе с близостью к Лондону, а для тех, кто часто путешествует, удобно, что автобусы в Хитроу ездят каждые полчаса.
Какие районы стоит выбирать для жизни?
Первоначально, после года жизни в университетской квартире, мы поселились в Южном Оксфорде, в New Hinksey, в доме, когда-то построенном для железнодорожных рабочих. Нас привлекли пейзажи, New Hinksey Park с бесконечным изобилием и разнообразием птиц и соседство со средневековой деревушкой South Hinksey. Однако оказалось, что этот район подвержен наводнениям, и в 2007 году значительная его часть была просто затоплена.
Сейчас мы живем на противоположном, высоком, берегу Темзы, в районе Iffley Fields. Парков здесь тоже много, река рядом, а по соседству еще более знаменитая деревня Iffley c прекрасной церковью норманской эпохи. Нам этот район очень нравится, хотя более престижным и удобным для жизни считается Северный Оксфорд.
Ваши любимые места для прогулок?
В местах для прогулок в Оксфорде, мягко говоря, нет недостатка. Тайные тропы в таком освоенном всеми вдоль и поперек городе едва ли возможны, а из «не очень тайных» – есть прославленная Thames Path, по которой можно пешком дойти до Лондона. Делать этого я не пробовал, но гулять по берегу реки — большое удовольствие.
Что же касается того, что нужно увидеть в Оксфорде, то здесь, я боюсь, и месяца не хватит. Главный интерес и своеобразие города, конечно, составляют колледжи – их несколько десятков и все они разные, каждый с уникальными часовней, библиотекой и садом. Пока не обойдешь все, сказать, что знаешь Оксфорд, нельзя.
Я, как и полагается члену оксфордского сообщества, особенно люблю «свой» New College и считаю поразительным везением то, что я оказался его fellow. Идеально сохранившийся Main Quad четырнадцатого века, удивительная часовня со скульптурным алтарем и средневековыми витражами, сад у бывшей городской стены, квази-монастырский двор – начав перечислять его чудеса, остановиться невозможно. Но, конечно, любой человек, работающий в университете, сможет много интересного рассказать про свой колледж
Как живет русскоязычное сообщество в Оксфорде?
Мое «русскоязычное» сообщество в Оксфорде – это коллеги по кафедрe, а также наши студенты и аспиранты, изучающие русский язык и культуру. Среди аспирантов, кстати, немало выходцев из России. Вообще же русская жизнь в Оксфорде есть. Функционирует, или, вернее, до пандемии функционировало Russian Society, организующее разнообразные мероприятия, а важным центром, насколько я знаю, служит православная церковь. Но у меня мало связей с этими сообществами как таковыми, я общаюсь исключительно с их «отдельными представителями».
Есть ли в Оксфорде «русские» места?
Не очень ясно, что такое «русское место». Интересный памятник российско-оксфордских отношений – ваза из уральского змеевика, подаренная в 1814 году Александром I Мертон-Колледжу в благодарность за оказанный ему там прием. Она стоит в часовне колледжа и, если протиснуться между ней и стеной, можно прочитать надпись на русском языке, начинающуюся словами «Ученейшим мужам Мертоновского Коллегиума». На обратной стороне, открытой взорам посетителей, та же надпись по-латыни.
В часовне Нью-Колледж тоже есть своеобразное «русское место» — потрясающая статуя Джейкоба Эпштейна «Воскрешение Лазаря». Помимо несомненного художественного значения у нее есть и историческое – в 1956 году во время своего визита в Оксфорд ее обругал Хрущев, возмутившийся тем, что в таком красивом окружении стоит порождение ненавистного ему модернизма. Стоит заметить, что это событие произошло еще до знаменитой манежной выставки 1962 года и, в какой-то мере, стало ее предвестием.