Люди

«Здесь никогда не бывает скучно». Богдан Заха из Zaha Hadid — о лондонской архитектуре

Богдан, расскажите о начале вашего пути в архитектуре и о том, как вы попали в Zaha Hadid.

— Я родился в маленьком городке в Трансильвании и с детства интересовался рисованием. Мои родители всегда поддерживали мое увлечение и посоветовали пойти в художественную школу в моем родном городе. Это и стало началом пути, который привел меня в архитектуру. После окончания школы я поступил в Бухарестский университет, но после первого курса понял, что дух этого вуза мне совсем не близок, и продолжил учебу в университете Тимишоары. На четвертом курсе для нас организовали поездку на Венскую биеннале. Там я впервые познакомился с архитекторами-авангардистами, о которых раньше даже не слышал, включая Zaha Hadid Architects. Дело в том, что румынская архитектурная школа довольна традиционная и ориентированная на практику. Авангард и любая новизна там не в приоритете. В Вене я был совершенно очарован увиденным. К тому же я начал читать книгу «Цифровой Хадид» Патрика Шумахера (архитектор, директор студии Zaha Hadid. — Прим. ред.). В ней Патрик описывал процесс работы студии, ее концепцию, цели. Я так воодушевился тем, как они думают и чего пытаются достичь, что захотел непременно стать частью этой команды. 

Выяснилось, что в Вене работает студия, возглавляемая тремя известными международными архитекторами — Грегом Линном, Захой Хадид и Вульфом Приксом. Она предлагала пятилетнюю программу обучения, но, чтобы попасть туда, нужно было пройти довольно сложные экзамены. В первую очередь требовалось собрать портфолио, которое бы показывало мои интересы, мой стиль, на что я способен. Затем был экзамен, в ходе которого нужно было разобрать определенный объект, проработать его геометрию, перекомпоновать и в итоге сделать его архитектурным. Я считаю, что это очень хороший метод отбора, ведь он показывает, как потенциальный студент способен мыслить. Моя первая попытка обернулась полным провалом. В итоге я продолжил учебу в университете, работал над различными архитектурными проектами в качестве фрилансера. Спустя два года, прямо перед получением диплома и выпуском из университета, я спросил себя: хочу ли я быть просто архитектором в Румынии или я могу сделать что-то большее. Так я отложил обучение и сосредоточился на своем портфолио. Вторая попытка поступить в студию была удачной. Так 11 лет назад началось мое путешествие вместе с Zaha Hadid Architects. После окончания обучения в Вене, в 2014 году, я переехал работать в Лондон.

Наверняка для вас как для архитектора Лондон особенно интересен. Ведь это город с самой невероятной смесью стилей и эпох. Что вас особенно восхищает здесь? И есть ли что-то, что не нравится?

— У меня была возможность пожить немного в Бухаресте, а затем шесть лет в Вене. Все европейские города не сильно отличаются друг от друга. Конечно, у каждого есть свой оригинальный стиль, но, в конце концов, все они очень похожи. Я впервые увидел Лондон в 2010 году, и этот город меня сразу очаровал. Меня восхищает смешение и разнообразие, которое здесь есть. Одни улицы выполнены в неоклассическом стиле, другие отражают в своей архитектуре имперский период Великобритании. Я думаю, это здорово. За исключением таких районов, как Вестминстер, Челси и Кенсингтон, где преобладают определенные стили, Лондон довольно неоднозначен. Как архитектору мне работать в этом городе действительно здорово, потому что здесь можно делать почти все. Конечно, существуют ограничения на объемы строительства. К тому же некоторые местные советы и комитеты по планированию могут быть чересчур консервативными с точки зрения того, что можно строить, а что нет. Это объясняет, почему Zaha Hadid построила здесь так мало зданий. Дизайн зданий в Лондоне очень консервативен. И это довольно странно для города, в котором жили и живут блестящие представители авангардной и современной архитектуры. Здесь так много идейных лидеров, которые просто не могут проявить себя в этой среде.

Возможно, это объясняется тем, что не все авангардные здания вызывают однозначную реакцию горожан и туристов. Например, не все любят и понимают Барбикан.

— Барбикан — совершенно очаровательное место. Одно из многих в Лондоне, которое может по-настоящему заворожить. Это очень интересное и классное пространство, где очень хорошо жить. Во-первых, оно находится в самом центре города. Во-вторых, оно наполнено содержанием и культурой, и при этом это очень тихое и приятное место. В его огромном внутреннем дворе есть множество садов с фонтанами и водными каскадами. Бродя по всем этим тропам, ты чувствуешь себя свободным, и в то же время это очень приватное пространство. Не понимаю, почему люди находят Барбикан ужасным. Конечно, он немного более жесткий, острый, бетонный, возможно, в этом смысле для кого-то он может быть отталкивающим. Это не классическая архитектура, и это нормально, что она воспринимается по-разному.

Какие места в Лондоне вам, как архитектору, особенно нравятся?

— Я стараюсь получать от всего удовольствие. Например, мне очень интересны лондонские музеи. Есть ощущение, что каждый из них помещен в контекст, который ему очень подходит. К примеру, Тейт Модерн находится в здании бывшей электростанции, что соответствует выставленному в ней современному искусству. К тому же галерея расположена на южном берегу Темзы — за пределами классического лондонского пейзажа. На Трафальгарской площади собраны классические музеи, которые представляют классическое искусство. Есть Музей дизайна, который разместился в постмодернистском здании почти на краю так называемого классического центра города. И таких культурных точек с подходящей им структурой и наполнением в Лондоне огромное множество. Также здесь очень много парков, которые приобрели особенную важность для нас во время пандемии. Предложений так много, что каждый раз, выходя на прогулку, можно исследовать разные вещи. Здесь никогда не бывает скучно. 

Как вы считаете, как Лондон будет развиваться дальше? Казалось бы, в городе уже нет места для новых застроек…

— Места нет, но новые здания строятся постоянно. С тех пор как я впервые приехал в Лондон в 2010 году, я наблюдаю, как он меняется. Например, совсем недавно я заехал в район станции Баттерси и поразился, как изменили его десятки новых строений. И здесь постоянно появляется что-то новое. Если, выходя из дома, я каждый день буду поворачивать налево, а через две недели поверну направо, то вполне вероятно, что я найду там новую стройку. А затем пройду триста метров, и там будет еще одна.

Этот город постоянно растет и перестраивается, и так было с момента его основания. Римляне построили свой город, затем на этом месте поселились новые люди, которые стали разбирать старые здания и строить новые. Так и создается городская ткань. Лондон имеет очень мощное средневековое наследие. Он не систематизирован, как многие другие европейские города. В его истории не было такой фигуры, которая бы сказала: «Давайте спланируем все с нуля». Кроме того, находясь на острове, город был защищен от войн и боевых действий, с чем не повезло другим городам Европы. Париж, Вена, Барселона — все эти города были перепланированы и полностью перестроены в свое время, чего здесь не произошло. Я думаю, что отношения между властью, коммерцией и людьми были и остаются в таком балансе, что власть просто не может делать то, что ей нравится. Таким образом Лондон навсегда сохранил свое средневековое устройство.

Как вы думаете, каким будет Лондон через 20, 30, 50 лет? Адаптируется ли он к будущей реальности или останется таким, какой он есть?

— Каждое место адаптируется, и я верю, что в Лондоне мы тоже увидим какую-то адаптацию. Я считаю, что ему удалось преодолеть кризис, возникший из-за Брекзита и пандемии. И сейчас мы пытаемся понять, как нам следует двигаться вперед. Я думаю, что у города огромный потенциал и что он не только адаптируется к новой реальности, но и останется трендсеттером для всего мира. 

Хотелось бы вам как архитектору оставить свой след на карте Лондона?

— Я являюсь частью команды, которая уже сделала это во многих отношениях. Мы сейчас работаем над проектами нескольких башен в районе Воксхолл. Но в Лондоне строить непросто, процесс здесь немного сложнее, поэтому мы больше работаем в других частях мира. Конечно, я могу только мечтать о том, что внесу личный вклад в архитектуру города. Но все возможно. Для архитектора здание — это самая главная память, которую он может оставить о себе миру. Остается только надеяться, что тебя запомнят. 

Благодарим наших партнеров – организаторов конференции EMERGE 2021 – за помощь в проведении интервью. Посмотреть панельную дискуссию с участием Богдана Заха можно по ссылке.

Ирина Евсюкова

Новые статьи

«Наше сокровище». О спектакле Жени Беркович, который сыграли в Лондоне

В спектакле Жени Беркович хорошо известное предстает в новом, почти парадоксальном свете. Гротескные образы соседствуют…

1 день ago

Странные друзья принца Эндрю и Фараджа. И кто выпил весь «Гиннесс»?

Принц Эндрю и шпионский скандал Эта история началась еще на прошлой неделе, но настоящая битва…

1 день ago

Знакомьтесь: мультимедийная художница Софья Малемина, выставка которой прошла в art’otel London Hoxton

В ноябре 2024 года Софья Малемина представила свою первую персональную выставку Abiogenesis в сотрудничестве с…

2 дня ago

Посиделки в «Зиме»: Слава Полунин рассказывает о том, почему дураком быть хорошо

Про «Снежное шоу»   «Снежное шоу» живет на сцене уже больше тридцати лет — с…

3 дня ago

Главные выставки, которые откроются в Лондоне в 2025 году

«Удивительные вещи»: рисунки Виктора Гюго, Astonishing Things: The Drawings of Victor Hugo Когда: 21 марта — 29 июня 2025Где: Royal Academy of Arts, Burlington House, Piccadilly,…

4 дня ago

«Искусство должно быть добрым». Интервью с художницей Анной Кипарис

В ваших интервью и выступлениях вы говорите о том, что для вас очень важна литература…

4 дня ago