Как оказалось, по-настоящему познакомиться с Йоркширом просто невозможно, если не попробовать крабов на побережье, не посчитать овец перед сном, не узнать больше об индустриальном прошлом и настоящем региона, а ещё не посмотреть на работы известных художников, вдохновленных местной природой.
День 1. Лондон — Уэйкфилд — Нерсборо — Харрогейт
Путешествовать по Британии приятнее всего летом. Объяснение этому (по крайней мере, у меня) достаточно простое — июльские +10 градусов, дождь и ветер ощущаются гораздо приятнее, чем, например, ноябрьские. Кроме того, всегда есть вероятность, что к обеду на небе появится солнце, даже если об этом не предупреждали метеорологи. Но, отправляясь в роуд-трип по Йоркширу, мы на всякий случай захватили все непромокаемые вещи, что были у нас дома: зонты, дождевики, шапки и резиновые сапоги с теплыми флисовыми носками.
Выдвигаемся из Лондона утром — впереди насыщенный день. Первая остановка в путешествии — небольшой город Уэйкфилд (Wakefield), который находится в 180 милях от столицы. Три с половиной часа в пути до него проходят довольно быстро — за чтением любопытных указателей (направо пойдешь — один замок найдешь, налево свернешь — в другой попадешь).
Если честно, Уэйкфилд — не самый интересный и красивый город в Британии. Когда-то здесь активно производили шерсть и продавали скот, но после того, как в окрестностях были обнаружены месторождения угля, большинство жителей Уэйкфилда отправились работать на шахты. За очень короткое время они превратились в главных «работодателей» и функционировали до 1982 года.
Достопримечательностей в Уэйкфилде сохранилось немного. Однако заехать в него стоит, чтобы побывать в галерее имени Барбары Хепуорт, построенной в 2011 году на берегу реки Колдер. Здание в минималистичном стиле поражает своими масштабами: оно было спроектировано британским архитектором Дэвидом Чипперфилдом, который выиграл престижный конкурс RIBA Competitions. Согласно официальным данным, строительство галереи обошлось местному совету в 35 миллионов фунтов стерлингов, и уже через пять недель после открытия ее посетили сто тысяч человек.
Музей в Уэйкфилде с первого взгляда ломает все стереотипы об индустриальном Йоркшире.
Галерею построили в Уэйкфилде неслучайно: именно здесь родилась одна из самых известных британских женщин-скульпторов XX века. В юности Барбара поступила в Художественную школу Йоркшира, расположенную в Лидсе, а затем училась в Королевском колледже искусств в Лондоне. В полном воздуха и света пространстве галереи хранятся предметы искусства, созданные ею: рисунки, картины, абстрактные скульптуры из камня и дерева. Часть из них в фонд галереи передали коллекционеры, часть поступила от членов семьи Хепуорт. Здесь также можно увидеть воссозданную мастерскую художницы — оригинал находился в городке Сент-Айвс, где сейчас открыт мемориальный музей.
Второй пункт на карте — город Нерсборо (Knaresborough), который примечателен своим возрастом: говорят, что ему больше тысячи лет. На пути туда промышленный пейзаж постепенно сменяется на живописные деревни с антикварными магазинчиками: из Западного Йоркшира мы перемещаемся в Северный.
Нерсборо — место сказочное. И дело не только в красоте, хотя ей может позавидовать практически любой другой город в Йоркшире. Главной достопримечательностью этого места является большой виадук через реку Нидд, построенный в 1851 году, а самая лучшая панорама на него открывается от старинного замка, который возвели еще норманны. Сейчас от замка сохранились только башня, раньше служившая тюрьмой, и потайной ход. А вот виадук, напротив, полностью функционирует — если повезет, то можно увидеть поезд, проходящий по нему.
Пролеты моста расположены довольно высоко над водой, и в хорошую погоду особенно приятно прокатиться под ними на лодке, которую можно арендовать на набережной. Если же прогуляться вдоль нее, то на пути встретится множество старых домиков с памятными табличками — один, например, попал на картину Тернера, а в другом останавливался на ночь Оливер Кромвель.
Вечер и ночь проводим в курортном городе Харрогейт (Harrogate), известном в округе своими лечебными водами — это одно из самых престижных мест для жизни в Англии. Здешняя архитектура немного напоминает другой британский курорт — Бат, и это разительно отличает ее от архитектуры окрестных городов. Кстати, в Харрогейте располагаются старейшие в Британии турецкие бани, которые недавно были отреставрированы и вновь начали принимать посетителей. Если планируете попасть внутрь — бронируйте билеты заранее.
День 2. Харрогейт — Солтейр
Часть обязательной программы в Харрогейте — это швейцарские решти (они же хорошо знакомые многим драники) на завтрак в кафе Bettys, расположенном на Парламент-стрит — центральной улице города. Первое заведение сети открылось в 1919 году именно здесь, и со временем его популярность так выросла, что кафе появились в Йорке, Илкли и других городах. Кстати, в Bettys, как и в большинстве ресторанов Йоркшира, подают крепкий местный чай. К нему обязательно приносят один графин с горячей водой (по всей видимости, для тех, кому заварки оказалось много), а другой — с молоком. На тех, кто пьет чай без молока, йоркширцы смотрят с некоторой долей скептицизма и недоверия. Одна дама, которая работала в деревенской пекарне, даже немного оскорбилась, когда я попросила ее не добавлять молоко в чай.
После короткой прогулки по кварталу Монпелье и визита на антикварный рынок отправляемся по живописной дороге B6161 в фабричный поселок Солтейр (Saltaire), который входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Солтейр был основан в 1851 году английским шерстяным магнатом Титусом Солтом, который перевез туда из Брэдфорда все принадлежавшее ему производство (пять отдельных заводов) и основал крупную текстильную фабрику. Для рабочих Солт построил прекрасный, даже по сегодняшним меркам, поселок: с оснащенными водопроводом каменными домами, парком, больницей, школой, библиотекой и впечатляющей городской ратушей. Подобный уровень жизни в середине XIX века встречался довольно редко.
Интересно, что и сама фабрика стала шедевром промышленного искусства. На ней было установлено более тысячи станков, за которыми трудились около трех тысяч человек. В 1986 году завод закрылся, но его выкупил местный предприниматель, который вдохнул в него новую жизнь и открыл внутри офисы, потрясающий книжный магазин, кафе, рестораны, а еще центр современного искусства — галерею с крупнейшим собранием работ британского художника Дэвида Хокни.
Как можно догадаться, Хокни тоже родился в Йоркшире. Его семья жила в ближайшем индустриальном городе Брэдфорд (Bradford) — «шерстяной столице мира», где раньше располагались фабрики Солта. Сейчас в галерее, основанной на месте бывшей фабрики, выставлены десятки современных работ художника, большинство из которых были навеяны йоркширскими пейзажами, а также более ранние наброски и рисунки. Здесь же продаются постеры с картинами Хокни и книги об искусстве.
Прогулка по территории фабрики — это путешествие во времени, которое вызывает восторг. Но впереди еще больше приключений — отправляемся в национальный парк «Йоркширские долины».
Вторую часть маршрута по Йоркширу можно найти здесь.
Попадая в зал, зритель видит двух главных персонажей пьесы — Вальдеса в исполнении Ваджа Али…
Когда я впервые столкнулся с лондонским рынком недвижимости, то подумал, что мой предыдущий опыт даст…
Хотя налог на наследство, который наследники должны будут уплатить после смерти владельца фермы, вдвое меньше…
Алиса, давайте начнем c самого начала. Вы получили первое образование в computer science, а потом…
Кингстон – мой первый форпост неразделенной любви к Британии. В 2012 году я приехала сюда на…
Импрессионизм, кубизм, фовизм — Сергей Щукин был одним из первооткрывателей модернизма для русского зрителя. Он…