Люди

Земфире — 45. «Мне приснилось небо Лондона» или Жить в культурном коде

26.08.2021Матвей Котов

Одной из самых популярных российских певиц и авторов песен Земфире сегодня исполняется 45 лет. В этом материале, специально ко дню рождения рок-иконы, мы решили отследить творческий путь певицы и найти ответ на вопрос, что именно сделало ее голосом целого поколения.

Земфира Рамазанова родилась в 1976 году в Уфе, столице Башкортостана, окончила музыкальную школу по классу фортепиано, а затем поступила на отделение эстрадного вокала Уфимского училища искусств. Работая звукооператором на местной радиостанции «Европа плюс», она освоила несколько музыкальных компьютерных программ и по ночам в студии записывала песни, которые вскоре стали ее первыми синглами. Тогда молодая певица собрала собственную группу и стала давать концерты. На одном из них — в рамках музыкального рок-фестиваля «Максидром» в Москве — кассета с демо-записями попала в руки продюсера «Мумий Тролля» Леонида Бурлакова, который предложил записать ее первый альбом. 

Уже в 1999 году вышла дебютная пластинка исполнительницы «Земфира», сведением которой она занималась в Лондоне вместе с Ильей Лагутенко (лидером группы «Мумий Тролль». — Прим. ред.). С тех самых пор Земфира занимает центральное место на российской музыкальной сцене.

Уникальный исполнитель и отдельное явление в инди-роке

Земфира радикально изменила традиционный образ женщины в русской музыке. Вокалистка группы «Браво» Жанна Агузарова, советские рок-певицы Янка Дягилева и Настя Полева — ни на кого из своих предшественниц она была и остается не похожа. В своем творчестве певица продолжила традиции, заложенные андеграундными советскими рок-группами «Кино» и «Аквариум», при этом с удивительной легкостью, как будто играючи, обращаясь к необычайно сложным вопросам и трудным жизненным ситуациям. Она использует табу и стигму, чтобы препарировать социальное отчуждение и чувство изоляции, ментальное здоровье и депрессию, сексуальность и мироощущение. Провокационные и даже скандальные тексты в сочетании с широким диапазоном голоса, а также весьма изобретательными аранжировками сделали вызов эстетике студийного рока 1990-х годов. 

Исполнительница уверенно прокладывала собственный творческий путь. Вместо того чтобы ориентироваться на мир вокруг, она руководствовалась тем, какие мысли и чувства он в ней вызывает. Работа над ее вторым альбомом «Прости меня, моя любовь» началась во время тура в поддержку дебютника, хиты с которого сменяли друг друга на всех музыкальных радиостанциях. Энергия и искренность Земфиры продолжали покорять сердца людей из разных уголков постсоветского пространства. Может быть, и не все были готовы увидеть юную девушку в качестве одного из ведущих рок-музыкантов страны, но каждый знал ее имя.

Поклонники упивались странно притягательным образом Земфиры, а ее музыка стала настоящей отдушиной для тех, кто не вписывался в социальные нормы. Запись альбом «Четырнадцать недель тишины» пришлась на период, когда исполнительница была истощена непрекращающимися гастролями, и она взяла перерыв. Сложносочиненная «Вендетта», вышедшая через несколько лет, отличалась от предыдущих работ и, казалось, специально была написана так, чтобы песни не крутили по радио. По словам Земфиры, выпущенный в октябре 2007 года альбом «Спасибо» — это положительный результат поиска и периода непонимания, что певица обозначила заглавными темами в откровенной «Вендетте».

Ошеломительный успех Земфиры сопровождался растущим интересом к ее персоне, в частности к ее личной жизни. Таблоиды давно поженили певицу с актрисой и режиссером Ренатой Литвиновой, чьи отношения за годы дружбы превратились в творческий союз, где Земфира выступает неизменным композитором фильмов Литвиновой, начиная с ее полнометражного дебюта «Богиня: как я полюбила» и заканчивая совсем недавно вышедшей картиной «Северный ветер». В любом случае делать выводы, исходя из текстов Земфиры, — пустое занятие (ведь ее песни не раз носили конъюнктурный характер), а на вопрос об отношении к ЛГБТ она ответила просто и лаконично: «Все мы люди».

Нынешний 2021 год оказался богатым на новые релизы Земфиры. За саундтреком к «Северному ветру» в конце февраля неожиданно для всех — без каких-либо намеков и промокампании — выходит седьмая студийная работа певицы под названием «Бордерлайн». К слову, сценарий кажется до боли знакомым: точно так же в далеком 2013 году свет увидел первый за шесть лет полноформатный альбом «Жить в твоей голове», с большой любовью принятый поклонниками и высоко оцененный музыкальными критиками. Обоим последним альбомам разве что предшествовали синглы — «Без шансов» и «Крым», соответственно, выпущенные задолго до самих релизов и как таковые не заявленные.

Меньше месяца назад, 28 июля, Земфира выпускает свой первый EP «Ах» — результат тесного сотрудничества с ее гитаристом и клавишником Дмитрием Емельяновым. Мини-альбом состоит всего из четырех песен и звучит диаметрально противоположно мрачному и довольно тяжелому «Бордерлайну». Получился идеальный летний релиз: именно такой хочется включить на закате теплого августовского дня, когда легкая прохлада воздуха напоминает о приближении осени.

На протяжении многих лет Земфира остается преданной своему звучанию (хоть за это порой и подвергается критике) и продолжает наполнять трогательные любовные баллады экзистенциальными текстами. Без преувеличения будет сказано, что строки песен Земфиры стали неотъемлемой частью русского культурного кода, а сама певица — ключевой фигурой своего времени.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: