Места

Человек, который перестроил Лондон. Как Кристофер Рен изменил британскую столицу

В день, когда в Лондоне вспыхнул Великий пожар, английский чиновник Сэмюэль Пипс, наблюдая за тем, как пламя постепенно поглощает средневековый город, написал в своем «Дневнике»: «Над колокольнями и крышами домов рвутся в небо зловещие кровавые языки, ничего общего с покойной красотой пылающего в камине огня. Гигантская огневая дуга с милю длиной перекинулась с одного конца моста на другой, вбежала на холм и выгнулась, точно лук. Зрелище это повергло меня в глубочайшее уныние; я не мог сдержать слез, глядя на объятые пламенем церкви и дома, слыша неумолчный шум всепожирающего огня и жалобный треск рушащихся домов». 

Однако не все оплакивали утраченный облик средневекового города также, как Пипс. Когда пожар закончился, лондонская элита почти не сомневалась, что вскоре столица будет выглядеть совершенно иначе. Королевский двор мгновенно увидел в катастрофе долгожданную возможность преобразить город — очистить его от узких мощеных улиц и старых деревянных зданий. К тому же, пять шестых площади Лондона, обнесенного каменной стеной, уже были полностью уничтожены пламенем. 

Архитектор Кристофер Рен

Для того, чтобы преобразовать столицу после пожара, королю Карлу II было необходимо утвердить новый градостроительный план. Объявив начало работы, монарх собрал экспертный совет, куда вошли известные ученые, инженеры, физики и математики. Одним из членов совета по восстановлению Лондона стал сэр Кристофер Рен — оксфордский профессор математики, ученый и архитектор, который ранее уже принимал участие в реставрации деревянного Собора Святого Павла. 

Широкие бульвары вместо темных переулков

Всего через неделю после того, как пожар потушили, Карл II издал указ, в котором сообщил, что в будущем «столица станет гораздо красивее, чем в настоящее время». Тогда же архитектор Кристофер Рен представил монарху свое амбициозное видение нового Лондона, который мог бы соперничать по великолепию с Парижем — городом широких бульваров и величественных зданий.

По замыслу Рена, Лондон должен был состоять из нескольких больших площадей, геометрически связанных между собой длинными бульварами. Для этого ему требовалось полностью перестроить территорию вокруг Флит-стрит и Королевской биржи, а также облагородить землю вдоль Темзы, чтобы превратить ее в общественную набережную. Кроме того, Рен определил и распланировал пространство для некоторых важнейших учреждений того времени. Золотая кузница, Королевский монетный двор и Главное почтовое отделение были сосредоточены вокруг одной площади, а Таможенный дом располагался рядом с Тауэром, недалеко от того места, где его здание расположено сегодня.

План Кристофера Рена по преобразованию лондонского Сити. Источник: RIBA

Карл II восхищался идеями Рена и назначил его одним из шести комиссаров по надзору за восстановительными работами. Но несмотря на явное желание короля изменить Лондон, возможности предоставить архитектору полную свободу действий у него не было. Вскоре после пожара владельцы недвижимости вспомнили о своих правах и начали перестраивать дома на участках в соответствии с прежней средневековой схемой улиц. В надежде избежать судебных тяжб с купцами, Карл лишь настаивал на том, чтобы старые дороги были расширены, а строительные стандарты улучшены. Из-за этого многие идеи Рена сохранились лишь в виде проектов, тщательно проработанных на бумаге. 

Церковные площади и магистрали: каким мог стать Лондон

Другие проекты по преобразованию британской столицы были представлены картографом Ричардом Ньюкортом, писателем Джоном Ивлином, ученым Робертом Гуком, офицером Валентином Найтом и другими членами экспертного совета. Практически все эти планы были разными вариациями на тему устройства городской системы, которая позже стала использоваться при строительстве городов в США. Например, в плане Ньюкорта присутствовали строгие ряды церковных площадей на прямоугольных участках. Именно такая схема была взята за основу строительства Филадельфии в 1680-х годах.

План Валентина Найта по преобразованию лондонского Сити. Источник: RIBA

Джон Ивлин предлагал превратить Лондон в столицу барочной архитектуры, но на реализацию его идей в казне не хватало средств. А Валентин Найт со своим проектом потерпел полное фиаско. Офицер предложил создать две главные магистрали и построить длинные ряды домов между ними, заявив, что в таком случае королю удастся собрать неплохую сумму за счет арендной платы и сборов за пользование каналом. Карла его идея очень оскорбила. Монарх мгновенно заявил, что не пытается «извлечь выгоду для себя из столь публичного бедствия своего народа», и приговорил Найта к тюремному заключению.

Ни один из планов, в том числе предоставленный Кристофером Реном, не был осуществлен полностью. Однако некоторые кардинальные изменения в строительных стандартах того времени все же произошли: в 1667 году суд принял закон, согласно которому в городе не разрешалось строить высотные жилые здания, а также запрещалось использовать в отделке деревянные материалы. Кроме того, некоторые улицы Лондона действительно стали шире, а открытые причалы и набережная у Темзы облегчили доступ к реке на случай возможных пожаров в будущем. 

Что Кристофер Рен оставил после себя

Со временем в руки Кристофера Рена был передан еще один важный проект, на этот раз — по восстановлению пятидесяти одной приходской церкви Лондона после пожара. По его чертежам были построены St Benet Paul’s Wharf, St Margaret Lothbury, St Mary Abchurch, St Bride’s Church, St Michael’s Church. В процессе работы над церквями Рен создал и свой главный шедевр — новый Собор Святого Павла, строительство которого было завершено в 1711 году. Собор сохранился на протяжении веков и смог пережить немецкие бомбежки времен Второй мировой войны.

Другим проектом Рена (в сотрудничестве с Робертом Гуком), который был успешно реализован, стал «Монумент» — 62-метровая дорическая колонна с золотыми языками пламени на вершине, установленная по приказу короля. Высота памятника была выбрана не случайно: расстояние между ним и домом пекаря на Пудинг-лейн, где начался Великий пожар, составляет ровно 62 метра. Сегодня на колонну можно подняться (правда, для этого нужно преодолеть больше трехсот ступеней). С нее открывается потрясающий вид на лондонский Сити, который, к слову, спустя 355 лет после пожара выглядит совершенно не таким, каким его когда-то задумывал сэр Кристофер Рен. 

Редактор сайта

Новые статьи

«Наше сокровище». О спектакле Жени Беркович, который сыграли в Лондоне

В спектакле Жени Беркович хорошо известное предстает в новом, почти парадоксальном свете. Гротескные образы соседствуют…

2 дня ago

Странные друзья принца Эндрю и Фараджа. И кто выпил весь «Гиннесс»?

Принц Эндрю и шпионский скандал Эта история началась еще на прошлой неделе, но настоящая битва…

2 дня ago

Знакомьтесь: мультимедийная художница Софья Малемина, выставка которой прошла в art’otel London Hoxton

В ноябре 2024 года Софья Малемина представила свою первую персональную выставку Abiogenesis в сотрудничестве с…

3 дня ago

Посиделки в «Зиме»: Слава Полунин рассказывает о том, почему дураком быть хорошо

Про «Снежное шоу»   «Снежное шоу» живет на сцене уже больше тридцати лет — с…

4 дня ago

Главные выставки, которые откроются в Лондоне в 2025 году

«Удивительные вещи»: рисунки Виктора Гюго, Astonishing Things: The Drawings of Victor Hugo Когда: 21 марта — 29 июня 2025Где: Royal Academy of Arts, Burlington House, Piccadilly,…

5 дней ago

«Искусство должно быть добрым». Интервью с художницей Анной Кипарис

В ваших интервью и выступлениях вы говорите о том, что для вас очень важна литература…

5 дней ago