Люди

Как устроена жизнь в Лидсе: рассказывает преподаватель Университета Шеффилда Илья Яблоков

04.11.2021Юлия Карпова

В рамках проекта «Наши в Британии», подготовленного для нового спецвыпуска журнала ZIMA, доктор философии в области славистики, преподаватель Университета Шеффилда Илья Яблоков рассказывает о том, как устроена жизнь в Лидсе и почему город называют финансовой «полустолицей» страны.
.

Впервые я оказался в Лидсе в ноябре 2014 года, когда Университет Лидса пригласил меня на собеседование. Спустя некоторое время мне предложили позицию преподавателя на кафедре русского языка, и уже в январе 2015 я начал читать студентам лекции о культуре, истории и медиа на постсоветском пространстве — в общем, обо всем, что связано с современным российским обществом и постсоветскими странами. Я проработал шесть лет в Лидсе, а в июле этого года перешел в Университет Шеффилда, где теперь преподаю на факультете журналистики. 

Возможно, у меня есть комплекс человека из маленького города, но я чувствую себя некомфортно в больших столичных мегаполисах. В Британию я переехал из российского Томска, и по составу населения они с Лидсом очень похожи: много людей до тридцати, студентов, творческой молодежи. Наверное, поэтому мне и понравилось здесь жить. 

Промышленный центр Йоркшира

Лидс — это средневековый рыночный город. В период промышленной революции он стал одним из промышленных центров страны, где одним из главных направлений было производство текстиля и другой одежды. С тех пор в Лидсе образовались десятки фабрик и заводов, которые проработали практически до конца прошлого века. Даже местный университет образовался на базе бывшего текстильного колледжа. А недалеко от того места, где я живу, на базе монашеского производства муки построили завод по производству кожи.

Промышленная история Лидса тесно связана с двумя другими британскими городами, расположенными неподалеку, — Манчестером и Ливерпулем. Если посмотреть на карту, отчетливо видно, что их соединяет канал, который в прошлом активно использовался текстильщиками для перевозки сырья. Корабли с хлопком прибывали в Ливерпуль, затем материал отравляли в Манчестер, где его обрабатывали и превращали в ткань, а оттуда груз шел в Лидс. На городских заводах и фабриках производилась готовая продукция, откуда ее везли не только в Лондон, но и по всему миру.

Сейчас в городе не осталось действующих фабрик. Заводские помещения частично закрыты, частично превращены в офисы. А в здании одной из бывших фабрик, где когда-то производили лен, расположена популярная пивоварня Northern Monk. Но торгово-промышленное наследие так или иначе наложило значимый отпечаток на архитектуру города. Например, в центре Лидса сохранились прекрасные рыночные залы, галереи и аркады. В одной из них — квартале Виктория — можно и сегодня увидеть старинные мозаики, которые рассказывают, чем сто лет назад славилась эта местность. 

Как и в других городах Йоркшира, местные жители отличаются местным национализмом: они не очень любят столицу, зато обожают все свое, локальное. С одной стороны, это умиляет, потому что в России такое встречается редко. С другой — пугает. Особенно если учесть, что националистический флер у йоркширцев сохранился еще со времен войны Алой и Белой розы, в которой они проиграли. 

Финансовая «полустолица» страны

В начале 2000-х годов власти Лидса пытались превратить город в финансовую столицу Британии. Планировалось, что часть крупных лондонских компаний, в том числе банки, перевезут сюда свои офисы и сотрудников. В центре города для специалистов даже построили огромное количество жилых комплексов, но переезжать они отказались. В итоге полностью реализовать программу у правительства так и не получилось, а в центре Лидса до сих пор есть много относительно дешевой недвижимости. 

Что касается районов, то выбор жилья сильно зависит от того, чем вы занимаетесь, особенно сейчас. Так как я работал в университете, и мне было важно жить неподалеку, я выбрал для себя район Хедингли — очень приятное, довольно тихое и зеленое место. Если вы не против быть чуть ближе к студентам, но близко к центру, можно поселиться в районе Гайд-парк. А еще есть район, где живет достаточно много эмигрантов, в том числе из постсоветских стран — он называется Чапел-Аллертон. Когда я езжу в парк или в магазин, постоянно проезжаю мимо украинского культурного центра.

Другое, довольно необычное место, — район Минвуд. Буквально пару десятков лет назад он считался упадочным, поскольку там работал кожевенный завод, от которого шел ужасный аромат. Понятно, что и жилье там было дешевым. Однако после того как завод закрылся, а местный парк облагородили, цены на недвижимость в Минвуде выросли в десятки раз, и те, кто когда-то рискнул купить там дома, резко увеличили свои доходы.

Еще хороший район для жизни находится неподалеку от Раундхей-парка. Это историческое место: здесь в 1888 году Луи Ле Принс — один из пионеров кинематографа — снял знаменитую теперь уже «Сцену в саду Раундхей». Она считается самой старой из уцелевших кинопленок в истории человечества. Дома, правда, уже нет, поэтому сада вы не увидите, зато, гуляя здесь, можно представить, что в этих местах создавалась история кино.  

От ратуши до набережной реки Эйр и первой лавки Marks & Spencer 

Йоркшир — это не только промышленное наследие, но и прекрасная природа. Примерно в 20–30 минутах от Лидса расположен огромный национальный парк — Йоркшир-Дейлс. Если весной или летом ко мне приезжают друзья, мы обязательно отправляемся туда, чтобы погулять и отдохнуть от города.

Когда мы остаемся в Лидсе — обычно ходим в центр. Маршрут довольно простой: начинается он от городской ратуши — это характерное здание для Северной Англии, похожее по своему стилю на Ливерпуль и Манчестер. Затем идем на Парк-сквер — эта небольшая площадь очень напоминает Лондон, особенно вблизи районов Кингс-Кросс или Паддингтон. После — прогуливаемся через торговые аркады квартала Виктория, смотрим мозаику и спускаемся по мосту к реке Эйр. Через нее идет старинный мост Лидс-бридж — на нем хронофотографическая камера изобретателя Луи Лепренса впервые записала на кинопленку движущийся объект. 

Пересекаем мост и оказываемся на другом берегу реки. Оттуда можем сходить в музей военной истории — Королевский оружейный музей, а затем снова возвращаемся в центр к современному и довольно хипстерскому Corn Exchange, который открылся в здании викторианской эпохи — там есть кафе, магазины, мастерские. Заканчиваем прогулку на рынке Лидс Киркгейт, где можно найти вкусный и дешевый стрит-фуд из любой страны мира, а еще побывать в первой лавке Marks & Spencer. 

Русский архив Университета Лидса

Самое русское место Лидса — это университет, в котором хранится одно из крупнейших собраний архивных документов времен русской эмиграции. Его начали собирать сразу после революции 1917 года — тогда же, когда и появилась кафедра русского языка — и официально открыли около сорока лет назад. Сегодня архив курирует Ричард Дэвис — бессменный хранитель всех рукописей, фотографий и других материалов, а также печатных изданий о русской истории, литературе и культуре, благодаря которому они и оказались в Лидсе. Кроме того, в архив входят личные документы Ивана Бунина и других известных русских писателей. 

На этом, пожалуй, все. Хотя есть еще одно интересное наблюдение: в Йоркшире, и в частности в Лидсе, живет много украинцев, которые перебрались сюда после Второй мировой войны, не желая оставаться под контролем Советского Союза. Этим объясняется существование украинского культурного центра в районе Чапел-Аллертон. Но больше всего русскоязычных жителей Лидса переехало в Йоркшир из стран Прибалтики. Поэтому крупнейший продуктовый магазин в Лидсе, где можно найти более-менее привычные нам продукты, называется «Вильнюс». А в районах, где живут эмигранты, есть и восточноевропейские рестораны, и магазины, и даже сауны. 

Этот материал является частью проекта, подготовленного в рамках нового спецвыпуска журнала ZIMA «Наша Британия»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: