Комментарии

Можно ли купаться в Темзе? Разбирается Илья Гончаров

Вопрос 1. Про канализацию

Давайте начнем с самого неприятного. До сих пор приходится слышать, что искупаться в Темзе — это все равно что искупаться в ночном горшке, потому что стоки городской канализации выходят в Темзу. Насколько это достоверно?

Это правда: большая часть лондонской канализации выходит в реку на востоке Лондона. «Устья» двух крупнейших канализационных «притоков» Лондона впадают в Темзу на востоке: это Beckton Sewage Treatment Works на северном берегу и Crossness Sewage Treatment Works на южном. 

Хорошие новости в том, что весь wastewater тщательно очищается и на подходе к этим станциям, и непосредственно на них. 

О том, как именно производится очистка канализационных вод, можно почитать, например, на сайте Thames Water. Сначала фильтруется крупный мусор, затем оставшееся загоняется в танкеры, где отстаиваются экскременты и все прочее, что способно отстаиваться. Работники канализации называют этот осадок словом «sludge». Это, кстати, штука горючая, и из нее даже вырабатывают электроэнергию для собственных нужд. В 2019 году 23% собственного потребления энергии Thames Water было произведено из таких отходов. 

Остатки затем отправляются на бактериальную обработку: в воды запускаются полезные бактерии, которые уничтожают вредные. Эта классовая борьба генерирует новые твердые массы, поэтому после бактериальной стадии воды вновь перегоняются на очистку от sludge, и только потом чистейшая и нежнейшая жидкость сбрасывается в Темзу. Эти стоки, как правило, чище, чем вода в вашем умывальнике.

«Как правило?» — забеспокоитесь тут вы. И будете правы. Потому что лондонская канализация (как и все другое в Лондоне) прекрасна и замечательна до первого ЧП. А как только начинается что-нибудь чрезвычайное (в нашем случае — дождь), то все сразу ломается и выходит из строя.

Проблема лондонской канализации в том, что, во-первых, ее строили еще при королеве Виктории в расчете на 2,5 миллиона людей, а сейчас в Лондоне 9,5 миллиона людей, и кушают они больше и лучше, чем 150 лет назад. А во-вторых, в ней все стекает в одни и те же трубы: смыв туалета под землей объединяется с уличными стоками. А это значит, что, как только идет сильный дождь, викторианские трубы переполняются этим адским миксом, часть его выплескивается наружу и в итоге попадает в Темзу в неочищенном виде, причем не только в Бектоне. Это называется Combined Sewer Overflows (CSO), и в Лондоне они, увы, нередкое явление.

Волонтеры Rivers Trust разработали карту мест Англии, которые наиболее подвержены CSO, а также другим видам загрязнений (например, от деятельности промышленных и сельскохозяйственных предприятий). На ней хорошо видно, что загрязнения Темзы CSO часто случаются в Центральном и Восточном Лондоне, но уже в Западном Лондоне и выше по реке их практически не бывает.

И тем не менее они не исключены даже в маленьких идиллических городках от Кингстона и выше. Поэтому стоит помнить, что купаться в реке не стоит в течение нескольких дней после сильного дождя, так как именно дождь — причина CSO.

Вопрос 2. Про заразу

Еще часто говорят, что в Темзе полно всякой заразы. Так ли это?

Да, в любом водоеме можно подцепить заразу, и для этого даже не нужны CSO. Многие помнят случай, когда в октябре 2012 года в Лондоне состоялся массовый заплыв от Хэмптон-корта до Кингстонского моста: это был довольно чистый участок реки на западе, и ничто не предвещало проблем, но сразу же после заплыва 338 из 1000 участников поймали желудочно-кишечную инфекцию и пожаловались на тошноту, диарею, температуру и боли в животе.

Дело это, в принципе, нередкое: в реке всегда есть какое-то количество E. coli и других бактерий. В Лондоне даже бытует выражение «Thames tummy», означающее этот недуг.

В защиту Темзы я скажу вот что: лето вообще дело антисанитарное. Особенно в городе. Такую же инфекцию легко поймать и в других местах: в море, озере, в кебабе, салате или просто плохо помыв руки или овощи. Я в Темзе ранее не купался, но летние желудочные инфекции, подобные тем, что свалили пловцов из Хэмптон-корта, подхватывал довольно регулярно — раз в 2–3 года. К счастью, все они выводили меня из строя не больше чем на 1–2 дня. 

О массовых случаях заражения опасными инфекциями в Темзе в последние годы не сообщалось.

Пожалуй, стоит принять на вооружение простое правило: если уж плаваешь в Темзе, не глотай воду. О том же стоит помнить, кстати, и любителям морских купаний.

Вопрос 3. Где купаться безопасно для жизни

Тут все просто — открываем инструкцию от Port of London Authority (PLA) и читаем: купаться разрешено только на участке от Патни до Теддингтона (выше Теддингтона на самом деле купаться тоже не запрещено, просто это уже не территория PLA). 

Главное — нельзя купаться в Темзе ниже Патни: там слишком высок риск для жизни из-за приливов и движения судов.

PLA напоминает, что даже в безопасной зоне любителям плавать в открытой воде рекомендуется:

— не отплывать дальше 10 метров от берега;

— быть максимально заметными (например, надеть кепку с ярким козырьком);

— не переплывать реку;

— оставаться в той зоне, где до дна можно достать ногами;

— сообщать близким о том, что вы идете купаться.

А еще любителям открытых купаний стоит подумать о том, чтобы отдыхать в специально предназначенных для этого местах: центрах водного спорта, lido, искусственных пляжах, где все оборудовано для купания и дежурят спасатели. Кстати, в этом году такой плавательный центр на открытом воздухе появился на востоке Лондона — в Королевских доках. Если вы живете где-нибудь на Канэри-Уорф, вам больше не нужно ехать на запад, чтобы искупаться в Темзе.

***

Я съездил искупаться в Темзе уже дважды: один раз на подступах к Марлоу, недалеко от аббатства Бишэм, второй раз – прямо в городе, под стенами дворца Хэмптон-корт (13 августа). Оба раза правил не нарушал и потому остался цел, и вроде даже ничем не заболел. Вода в реке теплее, чем в море. Если в следующие выходные будет хорошая погода – поеду в Royal Docks.

Илья Гончаров

Житель города Лондона, гуманитарий умственного труда, выпускник журфака МГУ, выпускающий редактор ZIMA и вообще доволен жизнью

Новые статьи

Посиделки в «Зиме»: Слава Полунин рассказывает о том, почему дураком быть хорошо

Про «Снежное шоу»   «Снежное шоу» живет на сцене уже больше тридцати лет — с…

5 часов ago

Главные выставки, которые откроются в Лондоне в 2025 году

«Удивительные вещи»: рисунки Виктора Гюго, Astonishing Things: The Drawings of Victor Hugo Когда: 21 марта — 29 июня 2025Где: Royal Academy of Arts, Burlington House, Piccadilly,…

1 день ago

«Искусство должно быть добрым». Интервью с художницей Анной Кипарис

В ваших интервью и выступлениях вы говорите о том, что для вас очень важна литература…

1 день ago

Путеводитель по рождественскому Эдинбургу: зачем ехать, куда идти, что делать

Поймать иллюминацию в Ботаническом саду С конца ноября Ботанический сад в Эдинбурге превращается в магическую…

2 дня ago

Баденок против бутерброда, мститель из Мэриленда и беженцы из Сирии: о чем спорят в британских СМИ на этой неделе

Асад и Британия Так. Мы не будем изучать весь массив того, что говорят в британских…

5 дней ago

КИНО х ТЕАТР: спектакль на большом экране. «Борис» Дмитрия Крымова

Когда: 29 января, 19:30Где: Courthouse Hotel, 19-21 Great Marlborough Street, London, W1F 7HL «Борис» Дмитрия…

5 дней ago