– Вы уже не в первый раз приезжаете в Лондон на конкурс Alternative Miss World (AMW). С чего началась эта история?
Впервые я приехал на «Альтернативную мисс мира» в 1995 году. Получается, что 27 лет назад. Она тогда была посвящена тематике огня. В жюри сидели Дэвид Хокни, Зандра Роудс, Брайан Ино, художница и предприниматель Лила Брайан, а также Ник Роудс – основатель группы Duran Duran. Мой костюм тогда назывался «Miss Help Russia» – тогда еще так можно было называться (смеется). Помню, как мы вместе с большой командой привезли в Лондон 6 разных костюмов на конкурс, 2 огромных флага – тоже часть образа, и несколько объектов из моего проекта.
– Поменялся ли Лондон и его жители за эти годы?
Лондон сейчас и в 1995 году – это два разных города. Когда мы приехали в первый раз, была зима: поселились в районе Олд-стрит, в студии Camden Logan одного известного диджея – пили водку, чтобы согреться. Этот ночной лондонский холод я помню до сих пор.
В первый раз я оказался здесь в 30 лет; чувствовал себя – на 15. Я был в полном восторге от города: мы почти не спали, вечеринки сменяли вечеринки, а мы все не уставали.
Помню, мы пришли как-то в гости к Эндрю Логану (британский скульптор и художник, основатель Alternative Miss World) – он тогда жил в районе Лондон-бридж. В гараже у него хранилось огромное количество винтажной одежды 70-х годов. Эндрю сказал, что я могу выбрать все, что захочу: я остановился на штанах-клеш с жирафовым принтом и в них же пошел дальше покорять Лондон.
Сейчас все уже не так. Буквально вчера мы пошли на тот же Лондонский мост: посидели в ресторане с друзьями, обсудили их детей, которые за это время успели превратиться из малышей в студентов арт-колледжей. Потом зашли на чай, ну и на вино к известному модельеру Зандре Роудс и пошли гулять по ночному городу.
— Получается, люди все те же, просто время изменилось?
Лондонцы, конечно, изменились – и безусловно, в лучшую сторону. Сейчас в Лондоне сосуществуют огромное количество культур, которые находятся в постоянном взаимодействии: стремительно растет художественный рынок, развивается фэшн-индустрия, появляются новейшие архитектурные решения. Лондон – главный город мира!
Но вместе с Лондоном поменялся и я (улыбается). Конечно, окружают меня все те же, просто все со временем и в силу возраста стали спокойнее. Хотя, наверное, если даже сейчас их всех загнать в какой-нибудь клуб, то они будут веселиться в точности, как 20 лет назад. Просто время этого всего для нас уже прошло.
— В прошлый раз (в 2018 году) вы получили корону победителя Alternative Miss World, выйдя на сцену в уникальном костюме НЛО. Откуда вы берете вдохновение для создания образов?
Каждый костюм рождается из миллиона совпадений и моментов из жизни, которые потом преломляются через мозг и уже трансформируются во что-то материальное. Иногда источником вдохновения может стать даже случайно пойманный на улице обрывок фразы или просто прохожий. Все эти случайности бессознательно запоминаются, и уже потом, когда я начинаю работать с материалами и тканями, волшебным образом эти символы начинают обретать смысл. Именно по такому принципу был создан и костюм на прошлую AMW, и все остальное.
— Кстати, в этом году билеты на Alternative Miss World были распроданы буквально в первые несколько дней. Почему AMW, несмотря на всю свою необычность, по-прежнему так популярна?
В первую очередь, этот конкурс – огромный источник адреналина и эмоционального обновления. Это далеко не бьюти-шоу и уж точно у AMW нет никакого практического применения. Участники из года в год собираются для того, чтобы просто получить гигантское удовольствие от происходящего и в очередной раз суметь перебороть свои собственные страхи, расширить границы сознания. Ты просто разрушаешь все те препятствия, которые построил себе сам.
— Само участие ломает все ограничения и запреты, делая тебя полностью свободным?
Безусловно! Представь, что ты находишься в каком-то сюрреалистическом вагоне – именно так выглядят гримерки лондонского театра «Глобус», где уже в третий раз проводится Alternative Miss World. Огромное количество художников из разных стран в огромных, самых невероятных костюмах занимают все здание и выходят на сцену так, как хотят лично они.
На фоне непрекращающихся танцев и музыки происходит праздник тотальной свободы, сопряженный еще и с красотой в ее неклассическом понимании – красотой смыслов. И этот конкурс совсем не про славу и известность: с возрастом желание быть знаменитым проходит – гораздо важнее становится сам процесс. Быть сопричастным к такой феерии – это самое большое удовольствие; поэтому обиднее всего, когда ты побеждаешь и больше не можешь быть на AMW как участник, только в жюри.
— Кстати о судействе. В этому году вы как раз будете сидеть в жюри. По каким критериям обычно оцениваются костюмы конкурсантов?
Не знаю, как выставляют оценки другие судьи, но я буду всем ставить высший балл уже за то, что они просто решили поучаствовать в AMW (смеется).
— Насколько мне известно, когда Эндрю Логан создавал Alternative Miss World в 1972 году, тремя основными критериями судейства были оригинальность, индивидуальность и умение себя правильно подать на публике. Все тогда еще смеялись, что якобы это напоминало критерии оценивания на выставке собак. Что нужно сделать сейчас, чтобы победить в AMW?
Практически все то же самое. Быть максимально необычным, таким, каким тебя даже не могут представить. Нужно реализовать свои самые фантастические идеи и быть крайне непохожим на всех. Ведь именно в этом и заключалась основная идея Эндрю Логана: он хотел создать такое мероприятие, где все бы могли забыть о рамках и границах, быть не только собой, но и тем, кем хотят здесь и сейчас.
И знаете, Эндрю это удалось. Он сумел объединить под крышей своего сквота на Лондон-бридж (первая Alternative Miss World прошла в здании заброшенного завода, выкупленного Логаном и переделанного в студию) интеллектуальную и творческую богему того времени. В AMW участвовали Вивьен Вествуд, Дэмиен Херст, Дерек Джармен, Дивайн, Марк Алмонд, Бенел Пенел, Петлюра и Пани Броня, Ирена Куксенайте – список культовых личностей можно долго продолжать. То, что было в 70-десятые, больше не повторится никогда. Это уже уходящее поколение сделало революцию в мире искусства: у них был огонь в глазах и в душе – такое не передается по наследству.
– Что должно произойти в России, чтобы однажды AMW прошла именно там?
А знаете, мы же вместе с Эндрю делали в Москве перформанс в начале 2000-ых. Мы тогда постарались как раз провести нечто похожее на Alternative Miss World, вернее маленький ее «осколок». Публика восприняла с восторгом, но это был другой масштаб мероприятия, с лондонским не сравнится.
В современной России провести мероприятие наподобие AMW – что-то из ряда фантастики. А до той России, где организовать такой конкурс действительно будет реально, скорее всего не доживем ни я, ни ты (улыбается).
– Какие у вас планы на ближайшее будущее?
После Alternative Miss World я возвращаюсь в Испанию, где сейчас совместно с Александром Хромовым мы открываем две новые галереи современного искусства под названием Dr. Robot Gallery в Валенсии. На данный момент я выступаю больше как куратор, нежели чем художник: в этом проекте будут представлены работы многих авторов в основном русского происхождения. Есть и молодые художники, и те, кто уже состоялись в мире искусства.
– А какова главная цель искусства, по вашему мнению?
Привнести добро и сделать этот мир лучше – в первую очередь, ради детей.
Что будет, если Израиль и Хамас договорятся? Выбирать темы уходящей недели в эту пятницу было…
Презентации Бориса Акунина — это всегда нечто большее, чем просто обсуждение книг, никогда не знаешь,…
Дом-музей Чарльстон, Восточный СассексCharleston В годы Первой мировой художники группы Блумсбери — Ванесса Белл и…
Мир, в котором мы жили последние 40 лет, было принято называть миром глобальным. В том…
Ах, если б у тетушки БеттиРождались нормальные дети,И не тысяча в год,А хотя бы пятьсот.То-то…
«Покуда я тебя не убью» (Until I Kill You) В основе этого увлекательного триллера лежит…