Пока весь Лондон в октябре этого года с интересом следил за ярмаркой Frieze, британский художник Гленн Браун открыл в центре города свой частный музей. Вместе с независимым куратором Марком Сандерсом мы посмотрели на коллекцию одного из самых эксцентричных мастеров современности.
Работы Гленна Брауна нельзя перепутать с картинами других современных художников. Он — мастер заимствований и аналогий, знаменитый своими нередко пугающими полотнами.
Британский художник в профессиональной среде известен давно – Браун не одно десятилетие выставляется в знаковых галереях по всему миру. При этом, долгие годы он избегал общения с прессой и оставался человеком довольно закрытым. Однако теперь у поклонников творчества Брауна появилась возможность познакомиться с ним ближе: в новом музее, открытом всего месяц назад в районе Марилебон, представлена целая коллекция картин – своего рода его «энциклопедия жизни».
В музее Брауна необычно все, начиная от полотен и заканчивая самим зданием: коллекция занимает три этажа бывшего товарного склада столетней давности, не так давно отреставрированного. В каждом зале можно увидеть работы из разных периодов жизни художника – от ранних холстов до законченных буквально несколько месяцев назад; в качестве дополнения – работы других авторов, которые вдохновляли Брауна.
Знакомство с музеем начинается с первого этажа, где современные работы Брауна соседствуют с ранними полотнами художника. Несмотря на разный «возраст», их объединяет любовь автора к апроприации – прямому использованию в своем творчестве других произведений искусства. При этом, Браун делает это настолько тонко и в своем авторском стиле, что назвать работы «заимствованиями» точно нельзя.
Достаточно посмотреть на “Searched Hard for You and Your Special Ways” (1995) — самую раннюю из представленных в коллекции работ, на которой изображен белокурый мальчик вверх ногами в характерной матросской соломенной шляпе. Он кажется очень знакомым – так и есть на самом деле. Достаточно перевернуть картину, чтобы сразу узнать шедевр одного из знаменитых французских живописцев XVIII столетия Жана Оноре Фрагонара. Именно его картина «Мальчик в костюме Пьеро» и вдохновила Брауна на создание этой работы, по-своему уникальной.
Чем дольше находишься в музее, тем сильнее появляется желание разгадать, какая идея замаскирована под слоем компьютерной графики и репродукциями картин других художников. Если продолжить искать на холстах Брауна отсылки к старым мастерам (а они, как он сам признавался, оказали на него огромное влияние), то взгляд обязательно остановится еще на одной, казалось бы, уже знакомой картине «Репродукция». Само название частично объясняет сюжет работы: Браун трансформировал одну из картин голландского художника Говерта Флинка – ученика Рембрандта. Сохраняя изначальное изображение – старца с густой бородой – Браун делает картину поистине зловещей при помощи цвета и отдельных деталей. Так, вместо привычных человеческих глаз на зрителей смотрят «мертвые», словно сделанные из стекла; кожа старика обретает кислотно-желтый оттенок, а синяя борода как будто оживает и становится отдельным организмом.
Если первый зал музея может поставить неподготовленного зрителя в ступор и даже немного смутить, то по ходу знакомства с коллекцией художник раскрывается с противоположной стороны. Не стоит спешить сразу на второй этаж – спуститесь перед этим вниз: там, под сводами арочных потолков, можно увидеть относительно новую серию скульптур Брауна. Автор берет за основу бронзовые статуэтки, поверх которых наносит масляные краски толстыми мазками: в результате прочный металл соединяется в причудливой форме с мягким материалом, которому, казалось бы, есть место только на холсте.
Наконец, на втором этаже Браун предстает перед поклонниками своего искусства в еще одном, совершенно новом амплуа. В залах представлено множество картин более личного характера, отсылающих к тематике любви и красоты: Hot Love (2017), On the Way to the Leisure Centre(2017), International Velvet (2004), а также Bikini (2022). На последней из работ художник с помощью красок и компьютерной графики изобразил девушку с двумя лицами – два женских профиля, которые напоминают по форме коралловый риф Бикини в Тихом океане, где американцы проводили испытания ядерного оружия в середине XX века.
«Браун показывает нам другую, более чувственную сторону себя. При этом, он по-прежнему продолжает экспериментировать с формой, цветом и другими категориями, которые, казалось бы, находятся в статике и не подлежат изменению», – объясняет куратор Марк Сандерс. «Его картины всегда сложносочинённые и многослойные: под слоем компьютерной графики, апроприаций, постоянных гротесков вместе с блестящей техникой в его полотнах всегда есть скрытый смысл, который каждый раз приобретает новые трактовки», – добавляет Марк.
Как объясняют сотрудники музея, в будущем они планируют проводить выставки как старых мастеров, так и современных авторов, которые тем или иным образом повлияли на Гленна Брауна. А пока, пространство полностью отражает жизнь и творчество своего создателя, позволяя любителям искусства больше узнать об одном из самых противоречивых авторов нашего времени.