Президент Владимир Зеленский уже поблагодарил премьер-министра Великобритании за организацию конференции. Украинский премьер привез на нее план реформирования и восстановления экономики страны после войны, а британское правительство со своей стороны пообещало выступить гарантом кредита Украине от Всемирного банка в 3 миллиарда фунтов стерлингов.
Интересно, что сумма кредита от Всемирного банка лишь ненамного превышает ту, что уже больше года лежит мертвым грузом в английском банке. Организаторы конференции надеялись приурочить к конференции долгожданный перевод в Украину «денег Абрамовича» – 2,34 млрд фунтов стерлингов, вырученных от продажи футбольного клуба Челси. Сейчас эти деньги заморожены и уже больше года лежат на банковском счету принадлежащей Абрамовичу компании Fordstam.
Такая крупная сумма наверняка пригодилась бы сейчас Украине. Страна разрушена полуторагодовалой войной, бомбежками и обстрелами, а недавно к этому добавились и трагические последствия подрыва плотины на Каховской ГЭС. В этом году только на текущие нужды Украине требуется собрать 14 млрд долларов, а для полного восстановления экономики (по подсчетам на сегодняшний день) нужно 411 млрд. Однако разрушений с каждым днем всё больше, и расходы, конечно, будут расти. Как отметил премьер-министр Риши Сунак: «На примере Бахмута и Мариуполя мы видим, что Россия, в попытке отбить украинские населенные пункты, разрушает их до основания».
Есть ли у Украины шансы получить «деньги Абрамовича»?
Роман Абрамович попал под санкции Великобритании и ЕС как лицо близкое к президенту Путину вскоре после российского вторжения в Украину. Тогда стало ясно, что оставаться владельцем знаменитого футбольного клуба он уже не сможет. Британское правительство выдало разрешение на продажу клуба лишь при условии, что Абрамович передаст эти деньги в помощь жертвам войны в Украине. Тогда же бизнесмен вместе с председателем клуба Брусом Баком решили отправить вырученные средства в независимый фонд, возглавить который они попросили Майка Пенроуза, бывшего директора UNICEF UK.
Уже год в прессе постоянно появляются сообщения о том, что деньги вот-вот окажутся в Украине, однако фонд ждет перевода по сей день. На этой неделе сразу несколько британских газет снова подняли тему замороженных миллиардов Абрамовича, после чего выяснилось, что все зависит от самого Романа Абрамовича, а точнее, от его подписи. Он как законный владелец банковского счета должен отдать распоряжение банку, чтобы тот сделал денежный перевод в фонд.
«Мы получим эти деньги, как только банк одобрит перевод, но он не может этого сделать, пока владелец счета не даст на то разрешение», – объясняет Майк Пенроуз. Он напоминает, что деньги на счету не конфискованы, а лишь заморожены, так что Абрамович до сих пор формально является владельцем капитала.
Судя по последним публикациям, Абрамович готов отдать распоряжение банку при одном условии: деньги должны быть распределены между жертвами войны и в Украине, и в России. Однако проблема в том, что и британское правительство, и ЕС (а Роман Абрамович с некоторых пор является гражданином Португалии, то есть одной из стран, входящих в Европейский союз) накладывают вето на отправку денег для помощи жертвам войны за пределами Украины. Таковы, по словам представителей правительств, были условия сделки. «Деньги фонда могут быть потрачены только внутри Украины».
Жертвы войны есть и за пределами Украины
Это ограничение не устраивает не только Абрамовича (или его кремлевских хозяев). Неправительственные организации, которые занимаются проблемами украинских беженцев, оказавшихся из-за войны за пределами Украины, тоже требуют, чтобы ЕС снял это условие.
Например, британская организация Sunflower Sisters, которая обеспечила жильем 14.000 женщин и детей, бежавших из Украины, хочет, чтобы правительство позволило тратить эти деньги за пределами Украины, в частности, в Великобритании. Другие волонтерские организации напоминают, что жертвами войны в Украине стали и те, кто голодает из-за срыва зерновых сделок. Протестуют и такие известные благотворительные фонды, как Save the Children, Oxfam и другие. В общем, жертв этой войны очень много как в самой Украине, так и за ее пределами. И все они нуждаются в помощи.
Сколько нужно денег для восстановления Украины
Чтобы представить, что такое на самом деле два с лишним миллиарда фунтов стерлингов, которые могли бы сейчас помочь жертвам войны, стоит лишь сравнить эту сумму с государственной помощью Великобритании, которая в этом году предоставила Украине военную помощь именно на те же 2,3 миллиарда фунтов.
Послевоенное восстановление Украины, по последним подсчетам, может стоить между 750 миллиардами и 1 триллионом долларов. Российские активы, замороженные по всему миру, могли бы стать важным вкладом в дело восстановления экономики пострадавшей стороны. Только в одной Великобритании заморожены российские активы на миллиарды фунтов стерлингов. Офис финансовых санкций называет цифру в 18 млрд фунтов, но по другим подсчетам, сумма приближается к 40 млрд. А сколько миллиардов спрятано по разным офшорным счетам, никто не знает.
Известно лишь, что за несколько дней до объявления санкций против российских олигархов, Абрамович вполне легально при помощи британских юридических фирм вывел в Саудовскую Аравию активов на 7 млрд фунтов стерлингов.
Можно ли конфисковать замороженные деньги?
В марте этого года в британском Парламенте состоялись дебаты на тему того, как ускорить поступление денег олигархов на восстановление Украины. Депутаты вспомнили, что в Канаде, например, правительство получило право требовать через суд конфискации замороженных активов, и в конце прошлого года министр иностранных дел Канады объявила, что ее правительство будет через суд запрашивать конфискацию замороженных 26 млн американских долларов, принадлежащих компании Абрамовича Granite Capital Holdings. Роман Абрамович внесен в канадский санкционный список. Если правительству страны удастся добиться конфискации этих активов, то деньги будут отправлены на восстановление Украины и помощь жертвам войны.
Пока что ничего не известно об исходе этого иска, но, если таким образом удастся решить проблему денег российских олигархов, это может стать важным прецедентом. Английские парламентарии хотели бы, чтобы британское правительство взяло пример с канадского, но, как мне сказал один знакомый британский юрист, «конфискация замороженных активов – это драконовская мера и идет вразрез со здешним менталитетом и традициями. Это ведь только стоит начать отнимать, против кого потом это будет использоваться – не предугадаешь. Так что мой прогноз – здесь этого не случится, просто спустят на тормозах. Но, как знать …».
Даже, если и британское правительство получит право через суд конфисковать замороженные активы российских миллиардеров, это займет уйму времени, которого, увы, у Украины нет!