Борис Джонсон принял это решение, ознакомившись с результатами расследования, которое провел комитет по привилегиям Палаты общин. Члены комитета пришли к выводу, что Джонсон сознательно ввел парламент в заблуждение, заявив с парламентской трибуны, что он не знал о том, что вечеринки на Даунинг-стрит во время «локдауна» противозаконны. Ранее он признал, что ввел депутатов в заблуждение, но говорил, что сделал это непреднамеренно. Комитет решил, что это не так.
Борис не был бы Борисом, если бы, узнав о выводах комитета, который рекомендовал приостановить его депутатскую деятельность на 10 или более дней (поговаривают, что даже на 20 дней), тихо смирился и ждал бы решения своей судьбы. После публикации результатов расследования (а это ожидается со дня на день) Парламент должен рассмотреть «дело» бывшего премьера и решить его дальнейшую судьбу. Приостановка депутатской деятельности на 10 или более дней предполагает отзыв любого «провинившегося» и объявление в его округе дополнительных выборов.
Джонсон не стал дожидаться унизительной для него процедуры. Он решил опередить события и уйти, громко хлопнув дверью, обвинив комитет по привилегиям в предвзятости и назвав его расследование «охотой на ведьм» и судебным фарсом (kangaroo court). По его словам, целью комитета было признать его виновным «независимо от фактов».
Комитет по привилегиям состоит из 7 членов Парламента, 4 из которых – тори, 1 – депутат от Шотландской национальной партии и 2 – от лейбористов. В комитете представлены депутаты от партий, прошедших в Парламент в соответствии с их пропорциональным представительством. У тори – большинство в Парламенте, поэтому основу комитета составляют депутаты-консерваторы, а во главе его всегда назначается представитель крупнейшей оппозиционной партии, то есть лейбористов. Исходя из этого, обвинения Бориса Джонсона в предвзятости комиссии звучат странно, хотя, конечно, в парламентской фракции тори отношение к Борису Джонсону сложное и неоднозначное. Многие коллеги его давно недолюбливают, но, судя по угрозам, которые стали получать в последние дни члены комитета, есть, конечно, и недовольные тем, как в Парламенте обошлись с бывшим премьером. Из-за угроз к членам комитета по привилегиям даже приставили охрану.
Борис Джонсон называет проведенное расследование «не демократичным», но, что бы он и его союзники ни говорили, само существование комитета, обладающего полномочиями предотвращать нарушение закона со стороны любого, будь то депутат или премьер-министр, крайне важно для демократии.
Расследование комитета по привилегиям стало не единственной причиной гнева Бориса Джонсона. Почти одновременно с новостью о выводах разразился еще один скандал между бывшим премьером Джонсоном и нынешним Сунаком. В опубликованный наградной список рекомендованных Джонсоном деятелей, который обычно сопровождает отставку премьера (на этот раз представление списка затянулось), не попали несколько его союзников. Теперь Борис обвиняет Сунака в том, что он вычеркнул их из списка, однако премьер утверждает, что список корректировал специальный орган Палаты лордов Holac и что он подписал и направил королю уже готовый документ.
Депутаты, предложенные Джонсоном, не попали в список, потому что они отказались, став членами Палаты лордов, в течение 6 месяцев снять с себя депутатские полномочия, как того требуют правила. Борис Джонсон утверждает, что Сунак обещал сделать для них исключение, но премьер-министр это отрицает.
То ли в знак протеста, то ли, пытаясь инициировать раскол в партии, бывшая министр культуры в правительстве Джонсона Надин Доррис и другой его союзник Адамс демонстративно отказались от депутатских мандатов, узнав о том, что их имена исчезли из списка наград.
Наградные списки, которые представлял Борис Джонсон, и раньше вызывали скандалы. Достаточно вспомнить, как он, игнорировав предупреждения со стороны спецслужб Великобритании, настоял на том, чтобы в списке рекомендованных в члены Палаты лордов осталось имя его друга Евгения Лебедева, сына бывшего резидента КГБ в Лондоне Александра Лебедева. Тогда же он сделал пэром своего брата, однако в этом году Джонсон всё же воздержался от идеи включить в наградной список на рыцарское звание своего отца Стэнли Джонсона. Злые языки даже высказывали предположения, что Джонсон рассматривает возможность награждения своей жены Керри Джонсон и его сестры Рэйчел Джонсон, но то были лишь слухи. Хотя и на этот раз не обошлось без странностей. В списке на награждение Орденом британской империи (OBE) оказалась парикмахер Палаты Общин! Очевидно, Борис Джонсон решил таким образом выразить ей благодарность за популярность своей прически «творческий беспорядок».
Демонстративный уход двух союзников Джонсона из Парламента пока не привел к гражданской войне в партии тори, однако после этого, как и в результате ухода Джонсона, в округах, которые они представляли, должны быть объявлены дополнительные выборы, на которых победа консерваторов отнюдь не гарантирована. По результатам всех опросов, партия тори отстает от лейбористов на 17-20%, а недавние (майские) местные выборы стали для консерваторов разгромными.
Борис Джонсон в принципе мог бы снова выставить свою кандидатуру в округе, который он только что покинул, или же воспользоваться освободившимся местом и баллотироваться в округе, который представляла Надин Доррис, но он предпочел этого не делать. В заявлении, сопровождавшем его громкий уход, Джонсон выразил сожаление, что расстается с Парламентом, но добавил «по крайней мере, на данный момент». Что бы это значило? Собирается ли великий и ужасный Борис Джонсон вернуться в политику? Как можно толковать его прощальные слова?
Думаю, сейчас он и его команда взвешивают возможности и изучают опросы. А их результаты – отнюдь не в пользу Бориса Джонсона. Еще в марте, после того, как он дал свои показания комитету по привилегиям, 72% опрошенных считали, что Джонсон врал в Парламенте.
По последним опросам, 62% одобряют его решение отказаться от депутатского мандата, 65% — считают, что он сознательно вводил Парламент в заблуждение в связи с «пати-гейт», а 72% — что, возможно, он совершил и другие нарушения в период пандемии ковида. Все это результаты опроса среди всех избирателей.
Но и опросы среди тех, кто обычно голосует за тори, не утешительны. Почти половина опрошенных (46%) одобряют решение Бориса Джонсона покинуть Парламент.
Мнения политических комментаторов разделились. Одни считают, что Борису надоела парламентская деятельность, что он зарабатывает огромные деньги, читая лекции, другие – сомневаются в том, что он сможет расстаться с политической карьерой. И вполне возможно, что мы еще не раз вспомним его прощальные слова, которые он произнес, покидая пост премьер-министра почти год назад: «Hasta la vista, baby! Я еще вернусь!»
Что будет, если Израиль и Хамас договорятся? Выбирать темы уходящей недели в эту пятницу было…
Презентации Бориса Акунина — это всегда нечто большее, чем просто обсуждение книг, никогда не знаешь,…
Дом-музей Чарльстон, Восточный СассексCharleston В годы Первой мировой художники группы Блумсбери — Ванесса Белл и…
Мир, в котором мы жили последние 40 лет, было принято называть миром глобальным. В том…
Ах, если б у тетушки БеттиРождались нормальные дети,И не тысяча в год,А хотя бы пятьсот.То-то…
«Покуда я тебя не убью» (Until I Kill You) В основе этого увлекательного триллера лежит…