Писатель Дмитрий Глуховский рассказывает, что идея написать «Белую фабрику» возникла у него после прочтения книги Ханны Арендт «Банальность зла. Эйхман в Иерусалиме». В центре пьесы – реальная история генерала СС, который возглавил массовое истребление евреев во время Второй мировой войны в польском городе Лодзь, а после краха нацистской Германии стал директором шоколадной фабрики. «Человек, который отобрал тысячи жизней, стал просто изготавливать шоколадные конфеты. Меня настолько поразила эта история, что я решил к ней обязательно вернуться», – рассказывает писатель.
Работа над пьесой шла долгие пять лет. Несколько раз проездом Глуховский посещал Лодзь, сохранившийся исторический центр и есть еврейское гетто. Он лично встречался с пережившими военные годы жителями города, чтобы тоньше и глубже прочувствовать то, что произошло с ними более 70 лет назад.
«История гетто в этом месте, в отличие от Варшавского, доказывает в очередной раз, что те, кто выбирают со злом не бороться, а сотрудничать с ним и пытаться под него подстроиться, все равно остаются в проигрыше, по пути теряя еще и самих себя», – считает Глуховский.
Не случайно выбрано и название пьесы. Как объясняет автор, белая фабрика – вполне конкретное, реально существующее место. Изначально на месте фабрки был католический собор, который во время войны немцы переоборудовали в складское помещение, где хранили перьевые подушки, принадлежавшие раньше сосланным в концлагеря евреям. «Пуховые подушки, которые уже никогда бы не понадобились евреям, на этой своеобразной «фабрике» заново набивали, чтобы затем их продать уже в Германии за весьма большие деньги. Пока подушки заново набивали, перья разлетались буквально по всему помещению – отчего «фабрика» и названа белой», – продолжает писатель.
Одним из главных поводов представить пьесу прямо сейчас стало, по признанию Глуховского, осознание цикличности истории: «События, которые происходили в военные годы, кошмарным образом повторяются и сейчас на примере войны, которую Россия развязала в Украине». Режиссер-постановщик спектакля Максим Диденко добавляет, что идея постановки появилась еще задолго до начала войны, но «вторжение России в Украину дало дополнительный толчок для постановки». «Мы поняли, что ставить пьесу нужно здесь и сейчас», – объясняет он.
«Крайне важно, чтобы мы не повторяли ошибки, которые были совершены несколько десятилетий назад, а могли о них вспомнить и сделать правильные выводы через призму театра», – говорит Дмитрий Глуховский.
Увидеть «Белую фабрику» можно в Marylebone Theatre до 4 ноября. Билеты на спектакль – по этой ссылке.