Хотя Сунак и изъявил желание, чтобы процесс изъятия замороженных российских активов, шел энергичнее, он всё же предложил начать не с конфискации собственно активов, а с начисленных на них многомиллиардных процентов, пока они хранятся в депозитариях.
Призвав Соединенные Штаты поддержать истерзанную войной Украину, а там, как мы знаем, республиканцы заблокировали предложенный президентом Байденом пакет экстренного финансирования в размере 60 миллиардов долларов, британский премьер предупредил:
«Мы знаем, что победа Путина в Украине будет означать подрыв самих основ правопорядка, на котором зиждется мир… Путинская Россия представляет собой величайшую угрозу глобальной безопасности сегодня».
Сунак, однако, не хочет ограничиваться лишь процентами с замороженных активов. Он надеется, что в последствии Великобритании, вместе со странами G7, удастся найти законные способы конфискации самих активов, чтобы направить эти средства в Украину.
Справка: Всемирный банк, ЕС, ООН и украинское правительство в обнародованном ранее совместном докладе заявили, что Украине необходимо почти полтриллиона долларов, чтобы покрыть расходы на восстановление после российского вторжения. Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль заявил, что большую часть расходов должны покрыть конфискованные российские активы. А Киев хотел бы, чтобы Запад разблокировал около 300 миллиардов долларов замороженных российских активов для финансирования восстановления Украины.
Премьер-министр Великобритании сделал свое заявление на следующий день после того, как лидеры стран G7 обещали изучить «все возможные пути использования замороженных российских суверенных активов для поддержки Украины». Но, как напомнили лидеры стран G7, да и юристы, следящие за ситуацией, любые действия должны соответствовать законам стран-членов «семерки» и международному праву.
Министр иностранных дел Великобритании Дэвид Кэмерон, выступая на Всемирном экономическом форуме в прошлом месяце, заявил, что для подобных действий есть юридическое, моральное и политическое обоснование. Никто из западных лидеров не оспаривает моральные и политические мотивы, но многих смущает отсутствие юридического подкрепления подобных действий.
Именно об этом напоминает в другой своей статье газета The Times,которая пишет, что Сунаку и Кэмерону придется применить все свои дипломатические способности, чтобы убедить европейцев в юридической правомочности конфискации замороженных активов.
«Многие банкиры, юристы и компании, имеющие связи с Россией, утверждают, что это создаст нехороший прецедент и лишит Запад морального превосходства. Нарушив международные законы, защищающие суверенные государства. Европа и Америка опустится до уровня Москвы», —
The Times
Однако Билл Браудер, англо-американский бизнесмен, у которого в путинской России в начале нулевых был украден бизнес, считает, что такие опасения смехотворны. «Путин нанес Украине ущерб на сумму до 1 триллиона долларов. Он и российское государство должны заплатить за причиненный ущерб. Единственные, кто против этого, — те, кто преследует свои узкие корыстные интересы», — прокомментировал Браудер.
The Times пишет, что установку на изъятие российских активов возглавляют Америка и Великобритания, а сопротивляются этому (в основном) Германия, Франция и Италия.
«В планы Лондона и Вашингтона не входит экспроприация яхт, особняков и автомобилей «Ламборгини» российских олигархов за рубежом. Это потребовало бы длительных тяжб в судах — доказательства того, что каждый из них несет личную ответственность за нарушение закона в связи с российским вторжением в Украину, не говоря уже о законах, защищающих частную собственность. Вместо этого они хотели бы ограничиться суверенными зарубежными активами России — около 300 миллиардов долларов госрезервов, находившихся за рубежом до вторжения 2022 года», —
The Times
Financial Timesв связи с разговорами об изъятии российских замороженных активов напоминает о том, что примерно две трети всех зарубежных суверенных активов России с тех пор, как они были заморожены в 2022 году, хранятся в Брюсселе — в главном европейском депозитарии международных облигаций, акций и других финансовых активов, Euroclear, а он — решительно против идеи присвоения российских активов, и это — самый большой камень преткновения для плана Сунака и Камэрона.
The Timesнапоминает, что противодействие возможно связано с тем, что в прошлом году Euroclear заработала около 4,4 миллиарда евро на процентах по замороженным облигациям, принадлежащим России. Из этой прибыли 1,1 миллиарда евро отчисляется бельгийскому государству в виде налогов.
Как бы то ни было, но Бельгия выступает против прямого ареста активов, хотя правительство предложило компромиссный вариант: использовать активы в качестве залога, под который Украина сможет брать кредиты для финансирования восстановления страны. Однако, для уходящего вскоре в отставку исполнительного директора Euroclear — Ливе Мострей это все равно представляется неприемлемым, поскольку создает риск судебных исков со стороны России и угрожает стабильности Euroclear и всей европейской финансовой системы. «Использование не принадлежащих вам активов в качестве залога… может иметь точно такие же последствия для рынков, как и прямой арест», — сказала она в интервью Financial Times.
У Euroclear есть в этом сильные союзники. Европейский центральный банк и Центральный банк Италии заявили, что такой шаг подорвет евро. В правительстве Германии считают, что отмена международных законов о суверенном иммунитете, может создать порочный юридический прецедент.
Юристы, специализирующиеся на вопросах соблюдения санкций, опасаются, что западные фирмы, работающие в России на законных основаниях, в таком случае окажутся под угрозой экспроприации со стороны Москвы. Такие прецеденты уже имеются.
Финансисты утверждают, что захват активов может отпугнуть другие страны и центральные банки: они откажутся от кредитования западных государств, если выяснится, что эти страны готовы экспроприировать средства по собственному усмотрению.
Фабио Панетта (глава центрального банка Италии) в прошлом месяце предупредил, что арест российских активов, деноминированных в евро, может нанести ущерб единой валюте и заставить международных инвесторов обратиться к другим валютам, таким как китайский юань.
Европейские чиновники рассматривают возможность использования доходов, полученных Euroclear, за счет реинвестирования средств для поддержки Украины.
На прошлой неделе страны ЕС единогласно одобрили новые правила, которые помогут это сделать. Однако эти правила не будут иметь обратной силы, они позволят эксплуатировать доходы, полученные лишь после вступления в силу новых правил. Это означает, что поступления Euroclear за 2023 год в размере 4,4 млрд евро, скорей всего, не будут направлены на нужды Украины.
Financial Times подчеркивает, что между партнерами по G7 существуют разногласия и по вопросу о том, какую часть активов следует направить в помощь Украине.
США настаивают на полном аресте суверенных активов России, а не только прибыли, полученной в Euroclear, к чему некоторые партнеры по G7 относятся скептически. Такие страны, как Германия и Франция, а также Европейский центральный банк предупредили о потенциальных рисках для финансовой системы, опасаясь, что такой шаг может привести к тому, что другие центральные банки начнут выводить свои активы в евро.
Euroclear уже столкнулась со «значительным количеством судебных разбирательств по поводу иммобилизованных активов, ведущихся почти исключительно в российских судах». Вероятность «неблагоприятных решений» — весьма высока, добавили представители депозитария.
Когда я впервые столкнулся с лондонским рынком недвижимости, то подумал, что мой предыдущий опыт даст…
Хотя налог на наследство, который наследники должны будут уплатить после смерти владельца фермы, вдвое меньше…
Алиса, давайте начнем c самого начала. Вы получили первое образование в computer science, а потом…
Кингстон – мой первый форпост неразделенной любви к Британии. В 2012 году я приехала сюда на…
Импрессионизм, кубизм, фовизм — Сергей Щукин был одним из первооткрывателей модернизма для русского зрителя. Он…
В своем заявлении об отставке Джастин Уэлби сказал, что он «должен взять на себя личную…