Культура

Культура и юмор: почему мы любим комика Михаила Шаца

Невежливый человек добавил бы тут: «и это несмотря на возраст». Но хороший стендап тем и отличается, что поднимает острые темы, и возраст часто становится ключевым предметом для шуток на выступлениях Шаца. Для российского стендапа, где большая часть артистов представляет возрастную категорию до 50 лет, это довольно необычно. Собственные годы, актуальная новостная повестка, экзистенциальные вопросы — запретного для Михаила нет, и уж точно он не боится смеяться над собой. На одном из концертов Михаил рассуждал о том, что хочет быть подтянутым и спортивным… И все это не для того, чтобы наращивать вес, который он может поднять, а для того, чтобы хорошо выглядеть, когда его пригласит на интервью какой-нибудь модный журналист.

Михаил Шац — важная фигура в российском стендапе. Творческий путь комика начинался с Клуба весёлых и находчивых (КВН) — игры, которая стала базой для многих сегодняшних представителей стендапа. Будущие юристы, медики, инженеры получили так возможность освоить новую профессию, которая позднее стала для них основной.  

Шутки Шаца всегда построены на контрасте, который балансирует на стыке высокого культурного контента и простых жизненных ситуаций. Такой подход к стендапу позволил юмористу сформировать свою аудиторию, которая готова приходить на его выступления в любой точке мира.

В его новой программе традиционно много импровизации и саркастического юмора, при этом он в свойственной себе манере затрагивает и глубинные философские темы. Конечно, Standup Tour отличается от безусловного хита «Чемодан, вокзал, и…», но и имеет нечто общее — темы возраста, эмиграции и взаимоотношений с уже выросшими детьми. Так, в одном из своих скетчей комик рассказывает о том, как именно он понял, что его дочь уже выросла. В основу для номера лег случай, когда Михаил стащил у дочери сигарету и понял, что теперь уже она имеет право отчитывать его на правах родителя.

Каждое выступление Шаца — аншлаг — и не в «петросяновом» смысле. Камерные залы забиты битком (минимум 300–400 человек), а билеты раскупаются задолго до даты концерта. Среди публики — недавние релоканты, эмигранты и русскоговорящие поклонники комика. Они стараются не пропускать его концерты, ведь для многих это отдушина, которая позволяет им забыть о насущных проблемах. 

Чего ожидают зрители на этих концертах? Увидеть знакомое лицо из прошлой жизни в России? Скорее узнать, как давно им известный артист растёт и меняется вместе с ними. Ведь самыми близкими становятся те, с кем взрослеешь рядом, проходишь сквозь все сложности, что приносит жизнь, и можешь над ними вместе и от души посмеяться.

Автор текста — Ирина Шихман — арт-критик, журналистка, в профессии с 2005 года.

Ирина Шихман

Новые статьи

Символ сопротивления грубой силе: каким получился спектакль The Unseen и зачем его смотреть

Попадая в зал, зритель видит двух главных персонажей пьесы — Вальдеса в исполнении Ваджа Али…

1 час ago

Честный разговор о лондонской недвижимости: опыт, ошибки и рекомендации

Когда я впервые столкнулся с лондонским рынком недвижимости, то подумал, что мой предыдущий опыт даст…

22 часа ago

Нет фермеров — нет будущего? Колонка Маши Слоним

Хотя налог на наследство, который наследники должны будут уплатить после смерти владельца фермы, вдвое меньше…

1 день ago

«Психические заболевания не способствуют творчеству». Интервью с художницей Алисой Аистовой

Алиса, давайте начнем c самого начала. Вы получили первое образование в computer science, а потом…

2 дня ago

«Создать ситуацию, в которой произойдет живопись». Большое интервью Кати Грановой

Кингстон – мой первый форпост неразделенной любви к Британии. В 2012 году я приехала сюда на…

3 дня ago

Как прошел показ документального фильма «Сергей Щукин. Роман коллекционера» в Лондоне

Импрессионизм, кубизм, фовизм — Сергей Щукин был одним из первооткрывателей модернизма для русского зрителя. Он…

4 дня ago