Искусство

Замок Говард: новая выставка современной скульптуры в старинном поместье

31.05.2024Ксения Батышкина

Замок Говард — это родовое поместье аристократической йоркширской семьи и один из самых впечатляющих барочных дворцов Британии. Построенное в конце XVII века, поместье является еще и сокровищницей произведений искусства мирового значения — например, там можно увидеть работы Микеланджело и Гейнсборо, а также удивительные фрески венецианского художника Антонио Пеллегрини. Основная часть коллекции была собрана тремя поколениями семьи Говард менее чем за столетие — 3-й, 4-й и 5-й графы приобретали картины в своих путешествиях по Европе и не только. С 3 мая 2024 года на территории замка Говард, а также в его величественных залах разместились работы известного британского скульптора Тони Крэгга. Рассказываем подробнее зачем стоит посетить новую выставку.

Поместье

Говарды — привлекли к проектированию здания главные английские умы и таланты. Архитектором замка стал небезызвестный Джон Ванбру — тот, что отвечал за строительство дворца Бленхейм, имения герцогов Мальборо. Он возвел над домом купол высотой семьдесят футов, который венецианский художник Пеллегрини расписал фресками на мифические сюжеты.

Не все великолепие дворца сохранилось до наших дней: в 1940 году замок пострадал от сильнейшего пожара, и великолепный купол, спроектированный Ванбру, обрушился в Большой зал. Катастрофа могла нанести еще больший ущерб, если бы пожарная служба не остановила возгорание. 

Масштабные работы по реставрации замка семья Говардов начала спустя двадцать лет и, к счастью, коллекцию живописи, включающую работы Микеланджело и Гейнсборо, а также удивительные фрески Пеллегрини удалось восстановить. Сейчас эти предметы искусства, а еще цветущие розовые сады, дендрарий, густые леса, фонтаны и многое другое могут увидеть все желающие. 

Новая выставка Тони Крэгга

С 3 мая на территории (и внутри) поместья проходит большая выставка знаменитого британского скульптора, обладателя престижной премии Тернера и одного из признанных классиков современного искусства— сэра Тони Крэгга.

С самого начала своей карьеры Крэгг зарекомендовал себя как минималист и концептуалист — он много экспериментировал с техниками – складывание, разделение, дробление — формами и материалами — художник использовал буквально все, что попадалось ему под руку — найденные кусочки пластика, утилизированные куски дерева, выброшенные детские игрушки, ткани и многое другое. Спустя время и многократное переосмысление роли традиционных материалов, Крэгг нашел свой неповторимый стиль. Его поздние работы, выполненные из металла, камня, муранского стекла и стекловолокна обрели пластичные первородные формы, которые иной раз напоминают наслоившиеся друг на друга горные породы, геологические пласты или причудливые археологические находки.

Новая выставка была организована Николасом Говардом — правнуком в шестом поколении Чарльза Говарда (3-го графа Карлайла) — и его женой Викторией Барнсли — бизнесвумен и попечительницей Национальной галереи и галереи Тейт. 

Экспозиция снабжена отличной навигацией и достойными очерками, но посетители не найдут на ней аудиогидов — ведь, по личному убеждению Крэгга, они портят «опыт общения» зрителя и искусства. Однако, по специальному QR-коду можно перейти на плейлист с видеороликами на YouTube, где Николас Говард дает краткий комментарий к каждому произведению скульптора.

Что смотреть

Всего в рамках экспозиции представлено 28 работ Крэгга. 10 больших скульптур расположились в великолепных садах и на прилегающей к дворцу территории, и еще 18 заняли четыре отдельных помещениях замка. 

Под открытым небом посетители смогут найти, например, «Точку зрения» (Point of view, 2018) — волнистые, искаженные колонны, выполненные из нержавеющей стали, они будто застыли в момент движения по спирали. В отличие от классических скульптур, где есть «правильный» угол обзора, с которого нужно созерцать произведение, «Точка зрения» может быть оценена одинаково под любым углом.

Недалеко от Мавзолея, где похоронены члены семьи Говар, расположилась бронзовая фигура «Бегун» (Runner, 2015) — сложенная из штабелей, она напоминает двойную спираль со множеством лиц, выступающих и извивающихся из сердцевины. Ее расположение на пути к фамильному захоронению было выбрано кураторами выставки не случайно.

«Разрушенные пейзажи» (Eroded Landscapes,1999) — в центре небольшого кубического здания Храма Четырех Ветров находится необычный объект из обработанных пескоструйным методом стеклянных бутылок разного размера, винных бокалов, столовых стаканов, лабораторного оборудования, ваз и другой утвари — композициязаставляет задуматься зрителя о культуре потребления. 

В Большом зале художник и кураторы разместили три ярко окрашенные работы из серии «Ранние формы»: «МакКормак» (McCormack, 2007), «Красная площадь» (Red Square, 2015) и Outspan, 2008. Это лишь малая часть того, что достойно внимания в рамках экспозиции, а на стандартную экскурсию организаторы рекомендуют закладывать не меньше двух часов. 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: