ZIMA CLUB

Об антивоенном кино, контексте времени и современных героях: разговор Александра Роднянского и Веры Кричевской

Кино, считает Роднянский, отражает смену настроений в обществе лучше любых соцопросов. В этой книге он вспоминает свой профессиональный путь — от «9 роты», снятой Федором Бондарчуком, к картине Владимира Битокова «Мама, я дома», — чтобы понять, как в России на фоне вроде бы мирной и сытой жизни складывались тоталитарные тенденции, замешанные на глубоком ресентименте, кичливом милитаризме и антизападной паранойе.

В честном и открытом разговоре с режиссером Верой Кричевской на презентации книги в Лондоне Роднянский подчеркнул, что не считает себя писателем, но использует письмо как способ разобраться с собой и осмыслить происходящее. Работу над книгой он начал после полномасштабного вторжения России в Украину, когда привычная жизнь миллионов людей была разрушена. «Россия уничтожает себя психологически, а Украину — физически, – поделился продюсер. – Это самая большая катастрофа для русского языка и культуры в истории. Даже в 1917 году не было ничего подобного». Теперь книгу «Нелюбовь. О путинской России в девяти фильмах» Роднянский рассматривает как диалог с двумя аудиториями: украинской, с которой он чувствует связь как с родным домом, и московской, с которой он много лет взаимодействовал профессионально.

Значительная часть беседы была посвящена кино о войне и тому, как контекст времени меняет его восприятие. Советское кино, по мнению Роднянского, включало гуманистические и антивоенные работы (например, «Иваново детство» или «20 дней без войны»), но современное российское кино часто стало милитаристским и пропагандистским: «Кино не сделало войну историей трусости, грязи, пота и крови, как это делает настоящая литература. Вместо этого оно романтизировало её, превратив в праздник и героический миф, что и стало частью современной идеологии». На вопрос о герое современной России автор книги назвал фигуры, символизирующие разные исторические архетипы: Пригожина как «красного комиссара» и Стрелкова как «белого офицера». Это сравнение подчеркивает цикличность российской истории.

Сейчас продюсер активно работает над разными проектами, включая личный документальный фильм, в котором объединяет материалы из разных периодов: кадры из 1980-1990-х, материалы Второй мировой войны и современные съемки в Украине, исследуя тему войны и её влияния на поколения. Подробнее об этом и многом другом – в новом видео на YouTube-канале «Зимы»:

Приобрести книгу «Нелюбовь. О путинской России в девяти фильмах» Александра Роднянского, можно в онлайн-магазин «Зимы».

Редактор сайта

Новые статьи

Конец Потсдамского мира, разлад в НАТО и война без Америки: о чем писала пресса на этой неделе

На этой неделе взвыла Европа (включая и Британию). До нее стало доходить, что в семействе…

3 дня ago

Икона английского брутализма: как устроен комплекс Барбикан? Рассказывают его жители

Барбикан устроен сложным образом — и такое же непростое впечатление он производит на тех, кто…

4 дня ago

9 выставок, которые откроются в Лондоне в марте

Siena: The Rise of Painting 1300–1350 Когда: 8 марта — 28 июня 2025Где: The National…

4 дня ago

«Елена». Встреча с режиссером. Ретроспектива фильмов Андрея Звягинцева

Когда: 26 марта, 2025, 19:15Где: Ciné Lumière, 17 Queensberry Place, London SW7 2DT «Елена» —…

6 дней ago

«Нелюбовь». Ретроспектива фильмов Андрея Звягинцева

Когда: 19 марта, 2025, 18:15Где: Ciné Lumière, 17 Queensberry Place, London SW7 2DT «Нелюбовь» —…

6 дней ago

«Левиафан». Ретроспектива фильмов Андрея Звягинцева

Когда: 10 марта, 2025, 20:15Где: Ciné Lumière, 17 Queensberry Place, London SW7 2DT «Левиафан» —…

6 дней ago