Photograph by MARCO ANELLI © INSTAGRAM: @marco_anelli_studio
Попадая в огромное пространство студии Aviva, зритель «Балканского эротического эпоса» должен быть готов раствориться в интенсивном потоке смыслов и эмоций — четыре часа, никаких телефонов и полное опустошение под конец. В тринадцати сценах о жизни и смерти перформеры, музыканты и танцовщики ведут непрерывный рассказ о жизни и смерти. Всё — через тело. Обнажаемое и обнаженное. Из закутка в закуток возникают гротескные образы. Вот сцена похорон бессменного лидера коммунистической Югославии Тито, в ней, например, убитые горем вдовы целуются со скелетами. А вот пятиметровые фаллосы возвышаются над лужайкой, орошаемой мужчинами-перформерами, непрерывно и ритмично двигающими бедрами. Вот женщины в борьбе за будущий урожай обращаются к небу, задирая снова и снова юбки — и небо откликается, начинается дождь. Присутствует здесь и автор. Она то и дело возникает в пространстве кафе Kafana, пускаясь в какой-то момент в нежный и чувственный танец.
Сама Марина Абрамович, обращаясь к собравшимся на генеральной репетиции, заявляет: «Это — самое безумное, что я когда-либо делала». А делала она в течение своей внушительной карьеры немало: терпела уколы шипами, разорванную одежду и пистолет у собственной шеи во время «Ритма 0», проходила тысячи километров по Великой Китайской стене, чтобы в конце расстаться с возлюбленным, проводила долгие часы и дни без еды и слов, и даже резала бритвой собственное тело. Тело всегда было в фокусе художницы, как и границы допустимого и выдерживаемого этим телом. А вот столько тел одномоментно, сколько в премьерном «Эпосе», в работах Абрамович еще не было.
Балканы — тема, неизбежно возникающая на протяжении всего творческого пути художницы. Марина Абрамович родилась в сербском Белграде в 1946 году. Ее родители были коммунистами и воспитывали дочь в большой строгости. Их фигуры впервые появились в творчестве художницы в 1997 году — в разгар Югославской войны. Тогда она провела несколько дней в сыром подвале, оттирая от крови свежие коровьи кости. Была в этой работе и видеоинсталляция, где отец Марины размахивал пистолетом, а мать — стояла со скрещенными на груди руками. Этот перформанс, осмысляющий историю родины художницы и ужасы войны, принес ей «Золотого льва» Венецианской биеннале.
Абрамович вновь обратилась к корням, углубившись в свою культуру и присущие ей ритуалы, в 2005 году. Тогда она сняла несколько сцен, объединенных заглавием «Балканская эротика». Эти видеоэтюды исследовали, какую роль играли сексуальность и человеческое тело в балканских языческих традициях. И некоторые сюжеты, созданные тогда, теперь получили новую жизнь — в совершенно новом и поражающем масштабе — например, женщины, взывающие к плодородию и демонстрирующие гениталии земле, задирая юбки.
В «Балканском эротическом эпосе» все те же мотивы: сила телесного, которая возрастает в тысячи раз, когда становится коллективной, мистические и фольклорные нити, связывающие нас с местами, откуда пришли наши предки, и влияющие на нашу идентичность сегодня, а еще, конечно, ценность свободы — общественной в том числе.
Есть здесь вновь и образ матери Марины Абрамович. На этот раз она, исполняемая Марией Стаменкович-Херранц, проходит путь от отрицания и возмущения до освобождения — как телесного (если в начале этот персонаж скован, то со временем она раскрывается и позволяет себе раздеться), так и духовного (кровавые в военном и политическом смысле истории некоторых стран — уж мы то знаем — влияют на целые поколения своих граждан).
«Она полностью теряет себя и начинает испытывать всё то желание, любовь и всё остальное, что она не позволяла себе испытывать в жизни», — объясняла Абрамович в интервью для Independant.
«Это — важная работа Абрамович, поскольку она суммирует и в некоторой степени обобщает ее художественный опыт и личную жизнь: воспоминания о маме и коммунистической Югославии, травматическую память детства и народные поверья», — делится с «Зимой» Федор Павлов-Андреевич, художник, куратор и перформанс-артист, много лет знающий Марину, учившийся у нее и обращающийся в своем творчестве к таким же радикальным и уязвимым формам высказывания.
«В этой гремучей смеси эротическая подоплека не отвлекает, а оказывается очень уместна в роли общего знаменателя. И даже на первый взгляд топорные декорации, напоминающие ночные клубы Москвы 90-х, тоже оказываются абсолютно уместны.
Это в лучшей, идеальной форме наивное искусство, которое напрямую транслирует подсознание художника, интересное зрителю настолько, что хочется забраться в самые тайные углы и самые глубокие дебри. Что, собственно, и происходит за четыре часа с человеком, готовым окружить себя по доброй воле бутафорскими фаллосами пятиметровой высоты или мужчинами, безостановочно и безуспешно оплодотворяющими мать-сыру землю. Для русского человека во всем этом будет много знакомого и даже до боли знакомого.
“Балканский эротический эпос” — настоящий вулкан, ураган и взрыв. И наконец-то Марина расставила всё по своим местам, не дав никакого шанса спастись тем, кто обвинял ее в сатанизме, эксгибиционизме и прочих смертных грехах — тут всё про это сказано, до зубного скрежета», — уверен Павлов-Андреевич.
После Манчестера новую работу Марины Абрамович ждет большое и долгое путешествие — Берлин, Барселона, Гонконг, Нью-Йорк. Это дикое, масштабное и в то же время трогательное произведение будет воспроизведено и перерождено на самых разных площадках: от монструозных промышленных помещений до самых обычных театральных сцен. Когда проект доберется до Нью-Йорка, художнице исполнится 80 лет. И она планирует закатить по этому поводу большую вечеринку. Разумеется, среди обнаженных тел. А пока — у жителей Великобритании есть шанс увидеть это своими глазами.
Показы «Балканского эротического эпоса» пройдут в студии Aviva в Манчестере с 9 по 19 октября. Билеты и дополнительная информация здесь.
Машина Времени — 12 февраля — Indigo at The O₂ Фото: сайт «Машины времени» В…
Мы прилетели в Париж на премьеру «Гамлет: Фантомы» Кирилла Серебренникова в Театре Шатле. В историческом брассери Le Zimmer,…
«Фаворитка», 2019 Изысканный исторический триллер от авангардиста Йоргоса Лантимоса. Действие разворачивается в Великобритании начала XVIII века —…
Художник Wu Tsang и куратор Enrique Fuenteblanca представляют Пикассо как исполнителя, который был очарован другими…
Какие были главные изменения и вызовы в мировой экономике в 2024–25 годы. И как они…
Теперь он парижанин. А Париж приучает к строгости и четкости. Кирилл это почувствовал на себе и…