Here be dragons: Баркинг и Дагенхам (часть 2)

В кино
Продолжая изучать мое первое боро, я наткнулся на целых два фильма, полностью посвященных именно ему: “Made in Dagenham” и “All White in Barking”.

«Сделано в Дагенхаме» (ныне слащавый мюзикл на вест-энде) создан по мотивам истории женщин-рабочих автомобильных заводов Форда, которые в 1968 году вышли на забастовку, добиваясь равной зарплаты со своими мужьями (спойлер: они победили). Это вдохновляющий фильм о силе человеческого духа и жажде справедливости.

«Все спокойно в Баркинге» — это документальный фильм режиссера Марка Айзакса (Mark Isaacs), исследующий головоломку человеческих страстей, тяжелые судьбы и иррациональность нашего поведения против чужака. Социальные и расовые предрассудки усугубляются непростыми экономическими условиями и одиночеством нашего города. Например, как жить свою жизнь, если ты голосуешь за националистов, а твоя дочь была замужем за нигерийцем и теперь у тебя черный внук?

All White in Barking (c) Mark Isaacs

Второй фильм более содержательный, чем первый, но я вижу их оба как звенья одной цепи. Оба показывают социальные конфликты Лондона последних пятидесяти лет через разную призму: ободряющий настрой против непростых мыслей, созидание общества против его кажущейся деконструкции, малое и великое, дихотомия и человечность — все переплетено, все происходит одновременно, рождаясь друг из друга.

Конфликт «построивших эту страну» после войны, которые бились на фронте и дома за право быть людьми, и тех, кто будто бы явился лишь пожинать плоды. Мигранты, покинувшие свой дом и любимых, чтобы искать счастья среди чужаков, встречаются со злостью, недоверием и неприятием.

Как изменилась борьба за социальный прогресс? Ведь некоторые из тех самых людей, которые в 68-ом боролись за права женщин, позже не могли принять равные права других рас и культур. Разве это не великолепная тема? И разве не было бы круто, если бы этот актуальный конфликт был показан нам в местном музее, чтобы задуматься и спросить себя – а какова наша позиция? И так ли много мы знаем о мире вокруг нас, за пределами заголовков площадных газет? Что ценно для нас? Что требуется сделать?

Единственная проблема в том, что такого музея здесь нет.

Роль краеведческого центра играет Valence House, обновленный, красивый музейчик, который почему-то находится «посреди нигде»: бескрайних просторов безликих улиц, уставленных двухэтажными домами, в 20 (!) минутах ходьбы от ближайшей станции электричек (Chadwell Heath) по шумному шоссе. Он очень милый и увлекательный, я рекомендую его любителям краеведения, но как можно быть так феерически далеко от всех остальных развлечений? Мало кто из людей, не связанных с боро, пойдет за тридевять земель посмотреть на экспозицию, которая занимает всего минут сорок при самом пристальном изучении. В программе центра значилась выставка, посвященная женщинам-рабочим, но когда я пришел, оказалось, что она перенесена и вообще является частью совсем другого мероприятия. Для кого существует этот музей? Мне показалось все это таким странным. Почему нельзя было сделать музей в центре Баркинга, проводить там интересные события для всех лондонцев, а здание Valence House полностью оставить под местный общественный центр?

Valence House (справа) и общественный центр (слева)

Dagenham Corridor
В конце прошлого века была повальная мода называть все подряд «тысячелетним», тысячелетнее то, тысчелетнее это: «Мост Тысячелетия» и даже «Тысячелетний Сокол». Я не удивился, увидев на моей карте Лондона «Миллениум центр» посреди парковой зоны Дагенхама. Перед тем, как отправиться туда, я спросил в Valence House: мол, кто таков? Чем знаменит? Опросил человек пять – никто не знал.

Ну ладно, думаю, пойду все равно.

Прихожу уже к вечеру, здание внутри безлюдное, но внешне очень красивое – сооружено оно было по последнему на тот момент слову «устойчивого развития». К счастью, я нашел одинокого рейнджера – и он рассказал мне немного.

Оказывается, на самом востоке Дагенхама, уже на границе с Хейверингом есть «Дагенхамский коридор» — сеть соединенных парковых зон вдоль реки Beam. Частью этого коридора, между прочими, являются Дагенхамская пойма, небольшой природный заповедник, а также парк со странным названием «Центральный», рядом с которым ничего нет, и поэтому он не централен абсолютно ничему, кроме самого себя. К нему цепочкой примыкают еще десяток зеленых зон, заповедников, площадок для игр и спорта.
Там очень хорошо и спокойно: идиллические полянки, озерца, тропинки. Если вам легко достичь Dagenham East (единственная удобная станция) – то это место для вас.

Рейнджер рассказал мне, что у коридора большие планы: клуб друзей лоббирует расширение зоны, которая входит в этот конгломерат, за счет прилегающих зеленых зон, а также улучшение навигации. Обсуждая все это, мы возбудились, как восьмиклассницы перед школьной дискотекой: всегда приятно найти людей, которые разделяют твою страсть!

— Будет как Green Chain walk к югу от Темзы? – оживился я, — я обожаю длинные прогулки и буду следить за вами!

— Ага, — обрадовался рейнджер моей осведомленности, — может, даже еще лучше сделаем!
Еще минута, и мы стали бы хихикать и хлопать в ладоши от радости, но надо было уходить – приближались сумерки.

Я вышел на улицу и присел на пару минут на стоящую поодаль деревянную скамеечку, чтобы выпить чаю.

Смеркается, уже почти весеннее солнце, с непривычки устав, нехотя освещает пожухлую траву, и тысячелетний центр, и ветряной энергогенератор, и поеживающуюся с термосом мою фигуру. Автомобильного шума почти вовсе не слышно. Как прекрасен Лондон, и как прекрасна жизнь, и как хорошо!

Итог
Мне кажется, Баркинг и Дагенхам — самый интересный внешний боро по потенциалу развития. Здесь – место самого напряженого и одновременно широкого, захватывающего социального контекста. Многое из драматической истории 20-го века отразилось здесь сильнее, чем в иных местах.

Однако почему-то району не удается как следует вербализировать и акцентировать этот контекст. То есть, например, гораздо интереснее прочитать про самый большой послевоенный проект социального жилья в мире в блоге, чем поехать и оценить все своими глазами.

Именно поэтому меня порадовало «Сделано в Дагенхаме» не столько как произведение искусства, но и как повод обратиться к этому контексту. Возможно, такие фильмы, наряду с новыми инфраструктурными решениями, помогут Баркингу повторить (в хорошем смысле) ньюхемский Стратфорд и быть “the next big thing”.

Можно ли тут провести выходной день:
Если вы живете в восточном Лондоне, то Дагенхамский коридор – прекрасное место для отдыха, а Дахенхамский рынок – для дешевых покупок. В целом, достопримечательности незначительны и довольно удалены друг от друга. Чтобы получить представление об образе жизни и социальном развитии места, лучше взглянуть на указанные выше фильмы, а сюда приехать для того, чтобы потом, через 20 лет, со своими детьми, кряхтя, вспоминать молодость: вот, мол, посмотрите, дети, какая тут красота. А в мое-то время было запущено.

Кому тут стоит жить: если по каким-то причинам вам не мил Ньюхем, а Хейверинг — это уж слишком далеко.

Читайте также:

  • Баркинг и Дагенхам. Часть 1
    Я долго размышлял, какое слово больше всего подойдет к Дагенхамскому рынку, и понял, что слово это – «четкий». Дагенхамский рынок – четкий. Если ты – не манерный шалопай из Шордича, а реальный пацан с раена, в натуре, на том рынке ты найдешь для себя все, что надо.
  • Here be Dragons. Никитина Немыгин — об исследованиях внешнего Лондона
    Я бы хотел рассмотреть следующий вопрос: может ли совершенно сторонний человек приехать в один из внешних боро и провести там классный выходной? Может быть, можно даже поехать жить туда? В таком случае, важно понять, почему платить свой бесценный муниципальный налог стоит именно здесь, а не в соседнем районе
Никита Немыгин

Я бухгалтер и писатель, живу в Лондоне с начала 2010 года и стараюсь узнать как можно больше о периферии - местах, о которых мало кто знает и где мало кто был. Меня интересуют послевоенная архитектура, железные дороги, история и краеведение. Прожив полтора года в Париже, по итогам пребывания, я написал роман "Под юбками Марианны", который вышел в 2013 году в издательстве "Амфора".

Новые статьи

Последнее интервью. Алексей Зимин — для журнала «Английский дом» о своей квартире

Комплекс Old Aeroworks спрятан в ряде жилых улиц района Эджвер-роуд — всего в паре минут…

19 часов ago

Ушел из жизни Алексей Зимин, главный редактор проекта и шеф-повар ресторана «Зима»

Алексей Зимин родился в подмосковной Дубне, учился водородной энергетике в МЭИ и на отделении русской…

2 дня ago

Что читают британцы: 10 самых громких книг 2024 года

Sally Rooney, Intermezzo  Каждая книга Салли Руни становится бестселлером, в каждой она исследует человеческие отношения…

4 дня ago

Презентация «Книги Слов»: Борис Гребенщиков в беседе с Демьяном Кудрявцевым

Когда: 3 декабря, 19.00Где: Franklin Wilkins Building, Kings College Waterloo Campus, 150 Stamford St, SE1…

7 дней ago

День памяти 2024: когда будет минута молчания, и что символизируют красные маки?

Когда "День памяти" в 2024 году Как и каждый год, «День памяти» выпадает на 11…

7 дней ago

«Экономические вызовы в 2025 году»: Сергей Гуриев и Аркадий Островский

Когда: 28 ноября, 19.00Где: Franklin Wilkins Building, Kings College Waterloo Campus, 150 Stamford St, SE1…

1 неделя ago