«Ben Uri» сто лет был музеем еврейских художников-эмигрантов, но сейчас срочно переквалифицируется в музей художников-эмигрантов без привязки к национальности авторов. Переход проходит негладко и пока еще не найдено новое место, которое, по нынешним замыслам, должно быть исключительно в центре Лондона. В Великобритании вопрос о мигрантах и особенно беженцах вновь актуален, так что музей творцов-эмигрантов Лондону точно не помешает.
1 июля 1915 в лондонский Ист-Энд прибыл российско-еврейский художник Лазарь Берсон и постепенно начал создавать художественное общество для еврейских мигрантов, ремесленников и художников, которые из-за антисемитизма не могли стать членами художественных организаций. Музей был назван в честь Бецалеля бен Ури — ремесленника, помогавшего Моисею.
Выставка «Out of Chaos. Ben Uri: 100 Years in London» собрала лучшее, что создали за последний век эмигранты-художники. Здесь достаточно образов беженцев и 130-летней давности, и 80-летней. Нет нужды говорить, что они были евреями, к которым некоторые местные жители относились с ныне знакомым страхом или пренебрежением. Одну из самых известных картин написал Йозеф Херман, она так и называется — «Refugees». По словам сына художника, реальные мужчина и женщина, столь мучительно здесь изображенные, не выжили.
В первом же зале юбилейной выставки висит карта, демонстрирующая стрелочками, откуда явились все авторы: конечно, большую часть этой карты занимает «Russia». Кроме того, здесь есть удивительная карта миграций самого музея по Лондону. Сто лет он кочевал по обе стороны от Темзы, с востока на запад и обратно. Впечатляет.
Но черт с ней, с этой удручающей своевременностью. Выставка, по сути, обобщающая. У «Ben Uri» коллекция в 1300 картин, и они вполне заслуживают внимания даже с точки зрения вечности. «Лондонская группа» (London group) для английского современного искусства сделала не меньше, чем гораздо более знаменитая «Парижская школа» (Ecole de Paris), и обе они составляют основу коллекцию. А еще именно сотрудники музея первыми занялись «Whitechapel boys»: группой еврейских писателей и художников из Ист-Энда самого начала XX века, которые во многом ответственны за прививку жутковатого модернизма к добродушному и аляповатому английскому «импрессионизму».
Что касается непосредственно имен, то на выставке можно увидеть Хаима Сутина, Георга Гроша, Макса Либермана, Марка Гертлера, Якоба Эпштейна, Дэвида Бомберга и Исаака Розенберга. Тут даже Виталий Комар есть.
Кстати, занятно: Исаак Розенберг, художник и поэт, шестой из «мальчиков Уайтчепла», происходил из Прибалтики, в то время части Российской империи. Другой Розенберг, Альфред, был остзейским немцем из тех же мест. Он убежал не в Англию, а в Германию, где написал «Миф двадцатого века» о превосходстве «арийской расы» и стал главным идеологом нацизма.
Выставка будет идти в Somerset House до середины декабря.
Текст: Андрей Лазарев
Изображения: из онлайн архива Ben Uri Gallery