В преддверии недели русских торгов, которая пройдет в Лондоне с 27 ноября по 4 декабря, Russian Gap публикует материал из осеннего номера журнала, в котором собрано самое главное, что нужно знать о Russian Art Week.
Лондон является столицей рынка русского искусства, опережая Париж, Москву и Нью-Йорк. Частные продажи соревнуются по всему миру, но именно здесь дважды в год проходит Russian Art Week, на которой определяются основные тренды и предпочтения покупателей, оценивается состояние рынка и выстраиваются прогнозы его дальнейшего развития.
В мае-июне и ноябре-декабре аукционные дома Sotheby’s, Christie’s, Bonhams и MacDougall’s проводят русские торги, вокруг которых также разворачивается ряд образовательных и исследовательских программ. Рынок русского искусства в Лондоне переживал взлеты и падения и сегодня, отмечают специалисты, находится не в самом радужном состоянии. Экономические санкции, резкое падение курса рубля и в целом негативное настроение большинства богатых россиян стали вполне очевидными причинами спада. Но, как показывает история русских продаж, без сюрпризов, в том числе приятных, не обходится.
Традиционно, на Russian Art Week попадают предметы декоративно-прикладного искусства, «Фаберже», иконы и русская живопись. Рынок «Фаберже» всегда был достаточно интернациональным, но порядка 75% покупателей на русской неделе искусства все равно составляют россияне и граждане бывших советских республик. Настоящий бум на русское среди русских начался в 2004 году, и, как считают специалисты, своеобразным толчком этому послужила покупка Виктором Вексельбергом девяти императорских пасхальных яиц «Фаберже» на общую сумму, превышающую £59 миллионов.
Своего пика русские торги достигли в 2007, когда объем проданного четырьмя аукционными домами доходил чуть ли не до £100 миллионов за сезон. Однако такой быстрый подъем рынка был очень скоро подрезан мировым кризисом.
В 2009 году объемы продаж упали больше, чем на 50%, а цены были «перенастроены» в соответствии с новыми рыночными условиями. Но несмотря на общий спад торгов, как в 2009, так и сейчас работы музейного качества достигают ценовых высот и даже бьют рекорды. Например, в 2009 году на аукционе MacDougall’s была установлена рекордная цена за работу Ильи Репина «Портрет госпожи Алисы Ревуар с декоративной собачкой», проданную за £1,4 миллиона. Тогда же Sotheby’s продал «Деревенскую ярмарку» Бориса Кустодиева за £2,8 миллиона при максимальной предварительной оценке в £1,5 миллиона.
Одна выдающаяся работа может способствовать достижению небывалых результатов для аукционного дома в целом или сглаживать не самую благоприятную ситуацию со средними цифрами продаж на всем рынке. Так, например, работа «Труды Богоматери» Николая Рериха была продана летом 2013 на аукционе Bonhams за £8 миллионов, — при том, что общая сумма торгов русской живописью за 2007-2014 годы в этом аукционном доме достигла лишь £37,6 миллионов. А прошлогодняя неделя искусства запомнилась продажей картины Валентина Серова «Портрет Марии Цетлиной» на аукционе Christie’s за рекордные £9,3 миллиона. Это оказалась самая высокая цена, заплаченная когда-либо на лондонских аукционах за произведение русского искусства.
Вкусы русских ценителей значительно изменились за последние 10 лет. Если ранее главными лотами торгов неизменно становились произведения живописцев XIX века, то сегодня интерес сместился в сторону авангарда и конструктивизма 1910-1920-х годов. Стоит сказать, что самая дорогая работа художника русского происхождения, «Супрематическая композиция», созданная Казимиром Малевичем в 1916 году, была продана 3 ноября 2008 года на нью-йоркском аукционе Sotheby’s за $60 миллионов. В Лондоне же рекордная цена на произведение Малевича была достигнута в том же Sotheby’s в июне 2015, когда его «Супрематизм, 18 конструкция» ушла чуть больше, чем за £21 миллион. Однако обе работы были включены в торги импрессионизма и современного искусства, а не в русские торги. Комментируя, как принимается решение о том, какой отдел будет продавать работу, Марк Полтимор, глава европейского подразделения Sotheby’s, отметил, что в первую очередь это зависит от предпочтений продавца, но также немаловажен и характер работы. Например, не вызывало сомнений, что «Голова крестьянина» Малевича, проданная в июне 2014 за £2 миллиона, должна быть включена в русские торги благодаря своему истинно русскому, деревенскому сюжету. Супрематические же композиции вызывают намного больше интереса у покупателей из других стран, поэтому чаще всего продаются на международных торгах импрессионистов.
Если авангард и конструктивизм уже нашли своих почитателей в среде как русских, так и зарубежных коллекционеров, то послевоенное и современное русское искусство все еще остается по большей части незамеченным и составляет лишь 5% от всего рынка. Однако и здесь происходят значительные изменения. Неожиданностью для многих стал возросший интерес к советскому реализму, который все более и более обширно начинает представляться на аукционных торгах и выставках.
Особое место в продвижении современного русского искусства на лондонском рынке занимает аукционный дом Максима Боксера, также приурочивающий свои продажи к Russian Art Week. Первые его торги прошли летом 2014 года в Erarta Galleries London. Впрочем, это не совсем обычный аукцион: он обязательно содержит кураторскую составляющую, и все произведения подбираются по определенным темам: «космизм», «метафизика», «комиксы». Цены на работы, по сравнению с другими аукционными домами, невысокие. Они начинаются с нескольких сот фунтов, а самой дорогой работой на последних торгах стала работа Гоши Острецова «Рыжая Соня», проданная за £5000.
Предсказать, как пройдут приближающиеся торги, практически невозможно. Сложившаяся международная ситуация, безусловно, сыграет свою роль. Но, как считают многие эксперты, одно из главных достоинств русских покупателей заключается в том, что они быстро адаптируются к любым ситуациям. По мнению Теодоры Кларк, создательницы объединенного гида по неделям русского искусства в Лондоне, нельзя игнорировать 300-процентное падение рынка за последний год (c £64 миллионов в июне 2014 до £21 миллиона в июне 2015), однако Лондон все равно останется центром, притягивающим любителей русского искусства. Редкие работы главных русских художников будут по-прежнему хорошо продаваться, считает Кларк, и среди них топ-места должны достаться Кандинскому, Шагалу, Гончаровой, художникам дягилевского кружка.
Текст: Марина Максимова