С 8 декабря по 14 января на сцене Королевского театра Ковент-Гарден (Royal Opera House) проходит постановка балета «Щелкунчик» (The Nutcracker). Отдавая дань литературному и музыкальному создателям произведения, Э. Т. А. Гофману и П. И. Чайковскому, режиссёр-постановщик, сценарист и хореограф Питер Райт (Peter Wright) заставляет сказку заиграть новыми оттенками. Завораживая зрителей красотой и грацией, «Щелкунчик» доставляет не только эстетическое удовольствие, но и поистине королевское наслаждение от просмотра.
Не дожидаясь начала первого акта, оркестр начинает играть, перенося зрителя в сказочный мир. Поднимается занавес, и мы проживаем происходящее глазами маленькой Клары, главной героини. В её доме идёт подготовка к Рождественскому балу. Сразу же возникает вопрос, как можно передать красоту прозаического момента примерки платья или хлопот служанки с помощью балета? Выясняется, что довольно легко. Хореография волнует с первых минут. Танцоры парят, а не двигаются. Глядя на легкость их движений, забываешь о тяжести танцевального труда.
Мы знакомимся с жизнью Клары. Узнаём по очереди персонажей: Фрица, вредного брата, счастливых родителей, а самое главное – волшебника Дроссельмейера и его племянника, которому девочка заметно симпатизирует. Последние особенно важны в дальнейшем повествовании.
Атмосфера на сцене праздничная, настоящий бал. Мы видим веселье, смех, волшебные фокусы. Дети получают подарки, и Кларе достаётся Щелкунчик. Танцоры улыбаются, и кажется, что участие в представлении доставляет актёрам настоящее удовольствие. Им весело, хорошо. Оттого и зрителю особенно приятно наблюдать за происходящим.
Бал заканчивается, гости отправляются домой, и начинается настоящая сказка.
Клара настолько очарована новой игрушкой, что хочет взять ее с собой в постель, но родители ей не разрешают. В этом и кроется интрига, разъясняющая все последующие действия. Мы оказываемся во сне девочки, навеянном праздником, усталым возбуждением, радостью от полученного подарка.
Начало ночного кошмара — на сцене появляется Мышиный король, выделывающий невероятные па. Он кружит у постели девочки, беспокоя её сон. Несмотря на то, что король должен быть пугающим, он необъяснимо харизматичен. Танцор, исполняющий роль, привносит свои личные уникальные черты поведения в танец, что делает его крайне интересным.
Главная героиня просыпается в стране Сладостей. Теперь она не Клара, а фея Драже. Она испугана, окружена армией мышей. На помощь приходит принц, он же Щелкунчик, он же племянник Дроссельмейера, который понравился Кларе. Он и появившаяся на сцене армия солдатиков, возглавляемая Фрицем, сражаются против мышей. В конце действия фея Драже и принц спасаются на воздушном шаре, подчеркивая детскую мечтательность и сущность сна.
Первый акт – одно большое пиршество, праздник, в котором все хореографические элементы дополняют друг друга. Сольных исполнений нет. Во время бала на сцене одновременно происходит столько всего, что разбегаются глаза, и зритель не знает, куда смотреть. Зато в конце акта раздаётся хоровое пение, что нехарактерно для балета! Обычно просто играет оркестр.
Когда начинается второй акт, понимаешь, что первый акт – только прелюдия. Теперь каждый танец уникален, а не просто дополнение к другим партиям. Череда испанской, арабской, китайской и русской хореографии. Время летит незаметно.
Традиционно, каждый танец является отсылкой к некоей сладости (марципан, шоколад), так как действие происходит в стране Сладостей. Интересно то, что у Райта этот элемент отсутствует. Получается нечто немного новое, интересное.
Апофеоз двух часов наступает, когда фея Драже и принц танцуют вместе. Оба выглядят не по-человечески, а как супер-люди, боги. Ощущение, что смотришь кино, даже отфотошопленную картинку. Думаешь, как же им все-таки удаётся парить? Закона гравитации для танцоров не существует.
Когда в конце второго акта Клара просыпается, действие ещё не закончено. Райт приготовил интригующий твист в конце, маленькую зарисовку на тему происхождения чудес в реальной жизни. Но не будем раскрывать всех карт.
Сценография известного кино- и театрального дизайнера Джулии Тревельян-Оман (Julia Trevelyan Oman), умершей в 2003 г., заслуживает отдельного упоминания. Её интерпретация Рождества 19 века не только отвечает канонам жанра, но и прекрасно справляется с обязанностью окунуть зрителя в волшебный мир. Визуальная составляющая спектакля, костюмы, красиво и точно представляет каждого персонажа.
Следует отметить, что актёрский состав каждый день разнится, что позволяет танцорам заниматься другими проектами. В их число входят Francesca Hayward (Великобритания), Akane Takada (Япония), Lana Salenko (Украина), Alexander Campbell (Великобритания), Nehemiah Kish (Америка) и т.д. Однако, независимо от того, кто играет главных героев, представление обязано пройти удачно.
«Щелкунчик» Райта – это визуально приятный балет, с чудесной хореографией и музыкальным сопровождением.
Несмотря на то, что это классический балет, который часто считается трудным для восприятия современному зрителю, каждый может следить за историей и сопереживать ей. Идеальный рождественский подарок для любого возраста.
Текст: Полина Крышина