Как устроен «медицинский туризм»? В чем плюсы и минусы моды на здоровье? Об этом мы поговорили с основательницей медицинской консьерж-компании «Англомедикал» Кариной Солловэй.
По сути, ничего нового нет в том, что западные клиники оказывают медицинские услуги иностранцам. Достаточно вспомнить австрийскую принцессу Сисси, которая лечилась в маленьком итальянском городке Мерано и тем самым сделала ему имя одного из лучших лечебных курортов мира. В чем секрет феномена «медицинского туризма»? И чем его вчерашний день отличается от сегодняшнего?
Помимо принцессы Элизабет Австрийской, за границей предпочитали лечиться многие другие знатные особы. Известно, что супруга российского императора Николая I, Александра Федоровна, длительное время поправляла здоровье в Швейцарии, Италии и во Франции. Разумеется, в те времена лечиться за рубежом могли лишь единицы. Но за двести лет мир изменился, а с ростом возможностей выросли и запросы. Для людей открылся «мир без границ». Поэтому стал актуален термин «медицинский туризм», который лично я не приветствую — выражение какое-то несерьезное. Процесс организации лечения человека за пределами его страны — ответственный шаг, требующий большой подготовки. У каждого пациента своя история, свои требования, свое видение того, как лечение должно проходить, свой набор бытовых, социальных и культурных трудностей. Нас бывшие подопечные часто называют «своей лондонской семьей».
К каждому клиенту свой подход?
Да, за тот период времени, который они проводят здесь с нами, мы успеваем сродниться. Мне кажется, к этому все и идет — к индивидуализации деловых отношений. Чем больше выбор, чем больше предложения, тем более личным, чуть ли не интимным, становится общение между заказчиком и исполнителем. Такая тонкая подстройка под клиента раньше была необязательна — а сейчас, как мне кажется, это основной закон медицинского бизнеса. Тем более, в Великобритании.
Врачей здесь не волнует прибыль клиники, они от нее не зависят. Для них важны история пациента, его нужды, тревоги.
Это разделение коммерческого и личного — очень важно, именно тут заложен краеугольный камень медицины в Великобритании.
Недавно прочитала статью в известном издании о том, что вы можете быстро организовать прием у самых именитых врачей Лондона. Это люди, которые знают цену своей востребованности. Как вам это удается? Неужели для них тоже коммерческая сторона неважна?
Моя заслуга — личные контакты, упорство, умение понимать и слышать всех участников процесса. Со всеми врачами, с которыми я работаю, мы на одной волне, заняты общим делом — помогаем людям.
Что касается коммерческой стороны вопроса, врач сам определяет величину своего гонорара. Но ошибочно думать, что можно заполучить любого высококлассного специалиста лишь за хорошее материальное вознаграждение. Все намного сложнее. Для врачей с мировым именем, чья репутация зарабатывалась сотнями успешных операций, многолетней практической и научной деятельностью, общечеловеческие ценности, профессионально-этические нормы превыше всего. И в моей практике были случаи, когда врач отказывался от гонорара, видя, что у семьи больного раком ребенка заканчиваются деньги. И ставил ультиматум клинике — мол, продолжаем лечение бесплатно или я отказываюсь с вами сотрудничать. И руководство шло навстречу. Нам удалось отстоять пациента — э то главное, и благодарность родителей была и для меня, и для доктора самым высоким гонораром.
Врачи во всем мире дают клятву помогать людям. Такую же клятву — пусть и не публично — приношу я и мои коллеги. Видя нашу заботу о пациенте, врачи сами стремятся с нами работать. Всегда надо помнить, что за каждой болезнью, за каждым «белым халатом» — человек, который услышит тебя, если ты вовремя сумеешь найти нужные слова.
Не могу не спросить вас про рынок медицинских услуг в целом. Сегодня желание быть здоровым стало неким фетишем. Как вы к этому относитесь, в чем положительная и отрицательная его сторона?
Я поддерживаю часто цитируемый лозунг: «Быть успешным — значит быть здоровым». Несмотря на то, что сегодня много говорится о спорте, правильном питании и образе жизни, число людей, больных ожирением, сахарным диабетом и нарушениями функционирования сердечно-сосудистой системы организма, к сожалению, не уменьшается. Поэтому мы предлагаем нашим клиентам разнообразные программы диспансеризации — от простейших пакетов до проверок, включающих в себя полное обследование со всеми возможными тестами за фиксированную сумму. И дело здесь не только в том, чтобы определить многие заболевания в зародыше. Нам важно вернуть пациенту веру в себя, доказать ему, что он может справиться с любой болезнью, что он не просто может — он обязан наслаждаться жизнью во всей ее полноте. И человек в возрасте, и человек с хроническим заболеванием имеет такое право, и наша задача — улучшить качество его жизни в любом состоянии.
С другой стороны, медицинские услуги для меня — это не просто организация лечения в хорошей клинике у квалифицированного врача. Важно наладить жизнь пациента так, чтобы лечение ничем не мешало его повседневной жизни.
И тут на помощь приходят наши медицинские координаторы, которые берут на себя решение всех вопросов: от оплаты счетов до координации графика, от перевода медицинского отчета на русский язык до объяснения самых сложных технологий, чтобы пациенту было понятно и нестрашно.
Но согласитесь, что высокоинтеллектуальными технологиями никого уже не удивить, — к счастью, в развивающихся странах с каждым годом они становятся все доступнее. Привлечь клиента высококлассными специалистами тоже удается не с первого раза. Что еще можно предложить человеку, чтобы он почувствовал, что это то место, где ему смогут помочь?
Умение слушать пациента и желание узнать о нем больше. Любая профессиональная деятельность: журналиста, предпринимателя или врача связана в первую очередь с людьми и постоянным познанием того дела, которым ты занимаешься, которому отдаешь себя. В нашей профессии принципиально важно уметь слушать человека и сострадать ему. Лечить человека, а не болезнь — этот принцип мне наиболее близок.
Вы производите впечатление не только прогрессивно мыслящего, но и очень душевного человека. Отражается ли это на развитии вашего бизнеса?
Дело, которым я занимаюсь, — это часть меня. Наверное, в какой-то степени оно отражает мой характер, со всеми достоинствами и недостатками. Хочется верить, что у нас сложился сильный коллектив, работающий в ритме единого механизма. Конечно, с нами бывает непросто работать — особенно, если кто-то не хочет идти навстречу нашим пациентам!
Вместе с тем мы держим руку на пульсе всех новостей медицины. Иногда мне просто хочется затаить дыхание — в какое интересное время мы живем! Сколько всего нового и удивительного происходит каждый день. Лечение рассеянного склероза стволовыми клетками — еще вчера это была неподтвержденная гипотеза, а сегодня — вполне обыденный факт из ежедневной жизни. Как только протокол лечения был принят, наши партнеры сразу же (и хочется сказать, не без моего участия!) открыли специализированный центр. Меня даже пригласили на их первые два консилиума. А геномное секвенирование и иммунотерапия в онкологии! Какой прорыв, как же это здорово, что мы можем не подвергать пациента ненужной интоксикации!
А какой интересной стала диагностика! Во многих наших партнерских центрах теперь не только снимки стали более информативными, но и 3D визуализация применяется. Теперь можно в прямом смысле слова пощупать свои внутренние органы, в реальном объеме посмотреть, где расположена опухоль и как ее будут удалять. Вообще 3D принтеры — это магия какая-то. Один из наших специалистов что только не выращивает: и уши, и трахеи, и сердечные клапаны, и нос! Как приятно думать о том, что многое из того, что было невозможно семь лет назад, когда я начинала свой бизнес, сейчас мы можем предложить нашим подопечным по первому их запросу.
Подробнее: anglomediacal.com
Текст: Нина Кароль
Фото: Катерина Никитина