О Мейфэре знают все, кто знает о существовании Лондона. Даже самый ленивый слышал, что здесь дорого, богато и красиво. В Мейфэре находится самая дорогая улица города New Bond Street, где любят тратить деньги русские и арабские жены; старейший чайный магазин Fortnum & Mason, где можно встретить членов королевской семьи; отель Ritz, в котором провела свои последние месяцы Маргарет Тэтчер; и Burlington Arcade, где столетиями продается антиквариат, кожа и украшения. Именно здесь сконцентрированы самые недемократичные рестораны и галереи, отели для богатых и знаменитых, а также известные на весь мир бутики. В общем, если тянет к роскоши — надо в Мейфэр.
Интересно, что на фоне двухтысячелетней истории Лондона, Мейфэр — молодой район. В 2014 году ему исполнилось «всего» 350 лет.
Мейфэр начался после Великой чумы и пожара, когда в хаотичном Сити жить стало немодно и небезопасно. В то время никакого Вест-Энда не существовало — на месте сегодняшних престижных районов находились единичные поместья зажиточных землевладельцев. Когда сюда начали переселяться уважаемые люди, район стал первым примером городского планирования.
Все понимали, что здесь живут и будут жить самые богатые граждане города, поэтому улицы изначально делали шире, а площади — зеленее.
Здешняя земля уже несколько столетий принадлежит трем крупным землевладельцам. Южная часть еще с XI века принадлежит семье Беркли. Северная — семье Гровеноров (в русских публикациях встречается написание «Гросвенор»). На востоке сегодня находятся владения компании Crown Estate, которой принадлежит все лучшее в Лондоне, так как она представляет интересы королевской семьи. Справедливо будет отметить, что монарху идет лишь около 15% дохода от ренты, остальное поступает в бюджет города. Названия трех главных площадей района: Беркли, Гровенор и Ганновер — имеют, таким образом, прямое отношение к владельцам земли. Первые два прямо повторяют их имена, а третья площадь была создана в честь короля Георга I, первого представителя Ганноверской династии.
Название всего района происходит от ярмарки, которая устраивалась здесь в начале мая (May Fair). Первое упоминание о ней относится к 1686 году. На ярмарку стягивались все: от уличных музыкантов до проституток. Это стало раздражать местную знать, и в 1764 году ярмарку закрыли по решению суда. На ее месте был построен Shepherd Market – аномалия на карте приличного и «причесанного» района, напоминающая своим духом Сохо.
Рассказываем истории о районе Мэйфэр и его знаменитых обитателях.
История первая. Как британский мужчина стал человеком
В Мэйфэре жил первый лондонский денди — Красавчик (или, как его называли, Бо, от французского beau) Браммел, настоящее имя которого было Джордж. Он преобразил мужскую моду: придумал удлинить штаны, носить белые рубашки, придал мужскому костюму современную форму, ввел в моду ежедневные ванны, мытье головы, чистку зубов — словом, превратил мужчину из заросшего существа в современного человека. Он жил (1778–1840) в эпоху Регентства и оказал большое влияние не только на образ жизни, но и на стиль правления будущего короля Георга IV. Однако в те времена связь «влияние — деньги» еще не была столь прочной, и Красавчик довольно быстро растратил наследство, влез в долги и умер в сумасшедшем доме от последствий сифилиса. Но англичане все равно им очень гордятся. Напротив Piccadilly Arcade ему поставили памятник (скульптор — Ирена Седлецка).
История вторая. Местное привидение
Дом по адресу 50 Berkeley Square известен своим привидением. По легенде, на чердаке покончила с собой некая девушка. После этого там погибло множество людей, которых находили с искаженными лицами. В этом доме жил премьер-министр Великобритании Джордж Каннинг (1770–1827). Он тоже упоминал в мемуарах странные звуки, доносившиеся с чердака.
История третья. Очень богатый потомок Пушкина
Одна из самых красивых улиц района Маунт-стрит относится к владениям семьи Гровеноров. В XIX веке они считались самой богатой некоронованной семьей в Европе. Год назад скоропостижно скончался глава дома сэр Джеральд Гровенор, 6-й герцог Вестминстерский. И поехало: «Герцог умер, да здравствует герцог!» Все сразу заговорили о наследнике — Хью Гровеноре, который оказался потомком Александра Пушкина по линии матери. А еще он крестный отец наследника престола — принца Джорджа. А также самый молодой миллиардер и самый завидный жених Великобритании!
История четвертая. Место для драм
Ресторан Scott’s на 20 Mount-street — место драматическое. Здесь находился любимый столик создателя Джеймса Бонда Яна Флеминга и его героя — агента 007. В 1975 году ресторан взрывали ирландские террористы. А в 2014-м миллионер Чарльз Саатчи во время ссоры едва не придушил здесь свою жену, известную телеведущую Найджелу Лоусон, попав таким образом на страницы всех желтых британских газет. Через год он привел новую подружку за тот же столик, где она принялась плакать в три ручья. И это снова попало в прессу — всем было интересно узнать, из-за чего пара поругалась «всего лишь на седьмом месяце отношений». Сам Саатчи на это ответил: «Ничего мы не ругались, а вы, если хотите сенсаций, присылайте фотографа завтра на ланч, и я устрою отличное дросселирование своей подруге прямо перед вашим дедлайном».
История пятая. Эпицентр финансового кризиса
В XX веке особняки в Мейфэре нещадно сносились, и район перепрофилировался из жилого в офисный. На One Curzon Street находится известное офисное здание, ставшее эпицентром финансово-экономического кризиса 2008 года. Именно там находилось лондонское отделение страховой компании AIG, где работал Джозеф Кассано — человек, который изобрел такую финансовую операцию, как своп (торговлю долгами). Их компания продала на £310 млрд, что стало первой финансовой дырой 2008 года. Ее тогда пыталось заткнуть американское правительство, однако остановить процесс не удалось, и финансовый кризис захватил весь мир. Кассано же продолжал работать на AIG, получая, согласно договору, гонорар £717 000 в месяц. Почему? Потому что в любом случае в свопах он разбирался лучше всех! Многих это возмущало, но богатство и скандал в Мейфэре всегда идут рука об руку.
Фото Катерины Никитиной